Статья:

Основные критерии эффективности системы оценки образовательных результатов в школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(109)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гурская К.А. Основные критерии эффективности системы оценки образовательных результатов в школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 16(109). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/109/70250 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные критерии эффективности системы оценки образовательных результатов в школе

Гурская Ксения Алексеевна
магистрант, Тверской государственный университет, РФ, г. Тверь

 

Одним из важных элементов управления общеобразовательной школой может считаться система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы. Каждая образовательная организация выстраивает деятельность по оценке и осуществлению контроля, учитывая присущую ей специфику организации образовательного процесса. Это означает, что на практике не существует единой, общей для всех школ модели построения системы оценивания. Однако могут быть определены конкретные показатели эффективности той или иной системы оценки, выстроенной и реализуемой в школе.

Учитывая процессы и изменения, с которыми сталкивается современная система образования, следует предположить, что требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) не только лежат в основе образовательного процесса в школе, но и предопределяют некоторые аспекты управленческой деятельности. Из этого следует, что в качестве наиболее важного критерия эффективности должна быть названа ориентация системы оценки на планируемые результаты образования, прописанные в ФГОС [3, с. 5]. Система оценки должна предусматривать возможные формы и процедуры оценивания всех трех групп образовательных результатов: метапредметных (уровень сформированности универсальных учебных действий), предметных (освоение материала по учебному предмету) и личностных (уровень развития нравственных качеств) [3, с. 5]. Оценивание образовательных результатов должно проходить в комплексе [1, с. 98].

Не менее значимым критерием, непосредственно связанного с комплексным оцениванием, следует считать систематическое использование элементов интегративной оценки. Прежде всего интегративная оценка может быть выражена в применении технологии портфолио. Портфолио, или Портфель достижений ученика, выступает как способ фиксации и хранения индивидуальных учебных и внеучебных достижений учащегося [4, с. 526]. Возрастающая роль портфолио объясняется тем, что эта технология позволяет увидеть динамику успехов ученика, определить сферу его интересов, наметить пути для его дальнейшего развития.

Еще одним показателем эффективности системы оценки является зафиксированная в ней возможность для расширения субъекта оценивания. Это означает, что в деятельности по оценке должен участвовать не только педагог, авторитарно выставляющий отметки, но и сам обучающийся. Он может стать субъектом оценочной деятельности в том случае, если организация образовательного процесса позволяет ученику осуществить самооценку, развить у себя навыки рефлексии. Кроме самооценки, важно уделять внимание и взаимооценке, когда оценивание успешности работы на уроке проходит при взаимодействии с соседом по парте или небольшими группами учащихся.

При оценке эффективности системы оценивания образовательных результатов показателем может также выступать критериальность, т.е. наличие четко обозначенных критериев, по которым проводится оценивание. Эти критерии могут быть закреплены как в рабочих программах по предметам учебного плана, так и в отдельном локальном акте. Согласно принципу открытости, выделенные образовательной организацией критерии оценивания должны быть своевременно и в доступной форме доведены до сведения всех участников образовательного процесса. Наличие критериев обеспечивает объективность оценки, а также может служить регулятором при разрешении споров по вопросу выставления отметок.

Также весомым показателем может выступать ориентация контрольно-оценочной деятельности не только на результат, но и на сам процесс освоения обучающимся образовательной программы. Такой подход, направленный на установление регулярной обратной связи об успехах и трудностях обучающегося, принято называть формирующим оцениванием [2, c. 171]. Формирующее оценивание предполагает оценивание не только итогового результата освоения учебного материала, но и индивидуальной динамики в ходе обучения, что позволяет повысить мотивацию учащегося и вовремя скорректировать траекторию его развития.

Данные критерии, выделенные в ходе анализа теоретической и методологической литературы, а также с помощью метода экспертной оценки, являются общими для разных моделей систем оценки. При разработке системы оценки с учетом обозначенных критериев можно добиться значительного повышения качества контрольно-оценочной деятельности конкретной общеобразовательной школы и качества предоставляемого ей образования.

 

Список литературы:
1. Алексеева М.М. К вопросу о результатах образования и их оценке в условиях внедрения ФГОС // Человек и образование. – 2016. – №4 (49). – С. 96-100.
2. Бойцова Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. – 2014. – №1 (38). – С. 171-175.
3. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.03.20)
4. Фатеева И.А. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом // Молодой ученый. – 2012. – № 12 (47). – С. 526-528.