Статья:

Совместная деятельность педагога и родителей по профилактике аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(11)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Третьякова Л.А., Жукова М.В. Совместная деятельность педагога и родителей по профилактике аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/11/24811 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совместная деятельность педагога и родителей по профилактике аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте.

Третьякова Людмила Александровна
магистрант 2 курса, Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет, РФ, г. Челябинск
Жукова Марина Владимировна
канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет, РФ, г. Челябинск

 

Для России употребление несовершеннолетними алкоголя, табака и других ПАВ, увлечение азартными играми, компьютерная зависимость, зависимость от еды и т.д превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. В статье рассматривается один из способов работы педагога по профилактике аддиктивного поведения.

Современный социум отличается кризисными явлениями во многих областях нашей жизни. Начавшееся в конце 80-х – начале 90-х годов переустройство в политических социально-экономических структурах страны привело к усилению социальных проблем. В минувшие годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобрели новые качественные и количественные описания. Все чаще и чаще встречаются дети и подростки с одной из форм отклоняющегося поведения – аддиктивное поведение.

На текущий момент все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем аддиктивного поведения детей и подростков, Находят взаимосвязь в поведении ребенка и семьи в которой ребенок проживает. Также отмечают нарастание проблем дисфункции современных семей. Дисфункциональная семья - это семья, в которой в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла [3].

Дисфункциональная семья – один из решающих факторов в появлении девиантного поведения. Что ведет за собой возможные проблемы в созревании и взрослении ребенка, проявляются такие качества, как: неуверенность в себе, растерянность, боязнь активных действий, фобии, высокая тревожность, защитная реакция от взрослых, вербальная и защитная враждебность и т.д. Данные качества могут содействовать в становлении и формировании аддиктивного поведения.

Таким образом, мы считаем, что актуальным становится вопрос о профилактике аддиктивного поведения уже в младшем школьном возрасте.

Рассмотрим понятие, что же такое аддикция: (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка), – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний или связано с персональными или социальными проблемами [1].

Как раз в младшем школьном возрасте осуществляется формирование личности. Деструкционный характер аддикции проявляется в том, что в формировании личности устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями [4].

 Виды аддиктивного поведения, к которым склонны младшие школьники: азартные игры, компьютерная зависимость, прием препаратов бытовой химии, наркомания, сексуальное аддиктивное поведение, прием лекарственных средств в дозах, аддикции к еде, клептомания, , аддикции к риску и острым ощущениям, сектантство.

Так же выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б. Сегал):

·     сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

·     скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

·     внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

·     стремление говорить неправду, стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

·     стремление уходить от ответственности в принятии решений;

·     стереотипность;

·     повторяемость поведения;

·     зависимость;

·     тревожность.

Мы считаем, аддиктивные стратегии поведения, как правило, вызваны проблемами привыкания к жизненым обстоятельствам: трудным социально-экономическим условиям, множественным разочарованиям, крушением эталонов, инцидентам в семье и в школе, утрате близких, резкой замене обычныхстандартов. Постоянная неудовлетворенность реальностью приводит к бегству от личного здорового сознания с помощью алкоголя и наркотиков, или же к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или же иным «звездам», подмене настоящих актуальных ценностей и ориентиров искусственного происхождения, виртуальными, так же актуальна проблема зависимости от компьютера.

Как известно, профилактика аддиктивного поведения – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [1].

Профилактика аддиктивного поведения особенную значимость приобретает в младшем школьном возрасте. Как раз в данном возрасте начинают формироваться значимые свойства личности, обращение к которым могло бы стать одной из важных элементов профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, внимание к собственной личности и ее потенциалам, самонаблюдение. Актуальными особенностями сего периода считаются возникновение рефлексии и формирование моральных убеждений. Ученики начального звена начинают чувствовать себя частью социума и обретают новые общественно важные позиции; проделывают попытки в самоопределении.

По нашему мнению, работа по профилактике аддиктивного поведения более продуктивна в рамках работы с семьей младшего школьника.

Воздействие семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, специалистами по психологии, психоаналитиками, психоневрологами. Трудности семьи и семейного воспитания беспокоили людей уже с древних лет. В сочинениях великих мыслителей минувшего: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы можем наблюдать их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её важности в становлении и последующей жизни каждого человека. В нашей стране исследованием данной проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Т.Ф. Лесгафт, , В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. СухомлинскийА.Н. Радищев, К.Д. Ушинский и др.

Родители создают среду воспитания. От того, как организована среда воспитания, зависит его здоровое развитие.Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора становления личности младшего школьника. Положительное воздействие на личность проявляется в том, что никто кроме близких родственников не относится к ребенку лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они. Одновременно с этим никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутри семейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Чтобы максимально создать благоприятные условия для развития ребенка, будет актуальна совместная работа семьи и педагога. А так же производить работу нацеленную на профилактику аддиктивного поведения. Совместная работа педагога и родителей имеет возможность реализоваться в таких формах, как: Открытые уроки, лекции и тренинги, практикумы, индивидуальные занятия (консультации), посещение семьи чтоб озакомиться с условиями жизни, родительские собрания (общешкольные и классные) и т.д.

Беря во внимание все выше перечисленное, развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важным моментом в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. А это означает работа учителя по профилактике аддиктивного поведения станет более действеннойв случае если станет совместна с семьей.

 

Список литературы:
1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд., стер. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003 – 240с.
2. Карабанова О.А.. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики,2005. – 320 с. 2005.
3. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков /В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Харвест, 1998. – 362 с.
4. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. – 1996. – № 3. – Т. 17. – С. 149–151.
5. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся (Психолого-педагогический аспект): Пособие для учителя / Под оед. В.А. Татенко, Т.М. Титаренко. – К.: Рад. шк., 1989. – 128с.