Статья:

Предупреждение хищения транспортных средств: криминологические аспекты

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Штефан В.И. Предупреждение хищения транспортных средств: криминологические аспекты // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 17(110). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/110/70632 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Предупреждение хищения транспортных средств: криминологические аспекты

Штефан Валентина Игоревна
магистрант, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, РФ, г. Санкт-Петербург

 

PREVENTING VEHICLE THEFT: CRIMINOLOGICAL ASPECTS

 

Valentina Shtefan

Master’s degree student, Leningrad State University named after Alexander Pushkin, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены некоторые криминологические аспекты предупреждения и противодействия хищения транспортных средств, а также статистика правоохранительный органов по выявленным преступлениям данного вида. Выделены основные меры экономического, политического, правового, социального плана мероприятий, направленных на уменьшение количества преступлений в сфере хищения транспортных средств.

Abstract. This article discusses some criminological aspects of the prevention and countering of vehicle theft, as well as statistics of law enforcement agencies on the identified crimes of this type. The main measures of the economic, political, legal, social plan of measures aimed at reducing the number of crimes in the field of vehicle theft are highlighted.

 

Ключевые слова: хищение, имущество, транспортное средство, криминология, предупреждение, криминологические аспекты, статистика правоохранительных органов.

Keywords: theft, property, vehicle, criminology, warning, criminological aspects, statistics of law enforcement agencies.

 

С момента становления и развития рыночных отношения в современной России частная собственность стала экономической основой российского общества. Она же послужила и катализатором быстрого роста числа имущественных преступления на почве расширения имущественного неравенства в обществе. Это, как нельзя кстати, является одним из показательных примеров экономической концепции возникновения преступности.

Помимо всего прочего право на собственность закреплено в Конституции Российской Федерации. Так, в ч. 2 ст. 8 в равной степени признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные виды собственности. К тому же ст. 35 право на частную собственность охраняется законом, и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. [1; ч. 2 ст. 8, ст. 35]

На данном этапе правовая защита различных видов собственности, в том числе и уголовно-правовая охрана, играет значительную роль в Российской Федерации. Особенно остро в последнее время стоит вопрос хищения транспортных средств. Этот тезис подкрепляется статистическим данными.

Согласно статистике ФКУ «Главный информационно-аналитические центр» МВД РФ за январь – март 2019 года было зарегистрировано 4025 преступлений в виде кражи транспортных средств, что, если сравнивать с данными за аналогичный период 2018 года (4884 преступлений), несколько меньше. [2; 6] Однако, в данном случае важную роль играет латентность преступности, поскольку, как отмечают некоторые авторы число преступлений в сфере хищения транспортных средств подвержено росту. [3; 147]

В современной России раскрываемость преступлений в сфере хищения транспортный средств находиться на среднем уровне, в пределах 15-20 %. Для преступников хищение собственности в виде транспортных средств является экономически выгодным. [4; 164]

Проще говоря, преступное обогащение одного или нескольких преступников перекрывает страх перед возможным наказанием за содеянное, заказчик определяет преступнику задачу похитить автомобиль определенной марки и доставить его в указанное место. Большое значение в данном случае имеет квалификация преступника, поскольку для выполнения преступной задачи ему может понадобиться либо несколько минут, либо несколько часов, что также влияет на разработку мер по противодействию данным преступлениям.

Если рассматривать статистические данные за последние несколько лет, то можно выявить закономерность роста числа преступных посягательств, касающихся хищения транспортных средств, а вот число раскрытых преступлений снижается. Из этого можно сделать вывод о том, что существующая система превенции преступлений в данной сфере не эффективна, она не удовлетворяет современным преступным реалиям. Для решения этой проблемы, по моему мнению, необходимо четко выделять глубинные причины совершения данных преступлений и на основе полученных данных разработать криминологические меры превенции преступлений.

Так, следует обратить внимание экономические причины преступности. Как уже отмечалось выше, частная собственность породила существенную пропасть между определенными категориями граждан, тем самым у лиц, которые относятся к малоимущим возникает потребность в преодолении этой «имущественной пропасти». При этом чаще всего они прибегают к незаконным способам преодоления этой преграды, в том числе и совершения хищения транспортных средств. Это еще раз доказывает жизнеспособность экономической концепции причин преступности.

Для устранения этой первопричины рассматриваемой группы преступлений необходимо повышать благосостояние всего общества, а не отдельной группы людей, обеспечивать возможность людей удовлетворять свои материальные потребности легальными способами. К тому же населению будут более доступны более современные индивидуальные противоугонные технические системы. [3; 148]

Следует отметить, что помимо экономических мер противодействия преступности необходимо отнести и политические меры противодействия хищения транспортных средств. К ним можно отнести: обеспечение стабильности государственной системы управления экономической деятельностью, установление и поддержания баланса между государственными и частными интересами в сфере экономики.

Также следует уделить особое внимание проблеме коррупции среди сотрудников государственного аппарата и органов местного самоуправления в целях предупреждения хищения транспортных средств. [5; 10]

К тому же, существенным условием распространения преступлений данного вида является правовой нигилизм, который имеет широкое распространение в современном российском обществе. В данном случае необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на воспитание в гражданах уважительного отношения к правовой системе; формирование доверия у населения к проводимым государственным реформам, придание широкой огласке случаев проявления преступных деяний в сфере хищения транспортных средств. [6; 161]

Основную массу преступлений в сфере хищения транспортных средств составляют деяния, совершенные лицами, моложе 30-тилетнего возраста, в том числе и несовершеннолетние. В этом случае играют социально-психологические факторы развития личности, которые впоследствии могут сподвигнуть лицо к совершению преступного деяния, и в том числе, похищать чужие транспортные средства в целях личной выгоды. Ослабление контроля за несовершеннолетними в семье, школе, вузах, распространение алкоголизма и наркомании – это не полный перечень того, что очень пагубно влияет на формирование и развитие личности. Для предупреждения этого воздействия необходимо на основе криминологических опросов и других методов изучения данной проблемы разрабатывать комплекс мер, направленный на пресечение у молодых преступников склонности к кражам транспортных средств еще на начальном этапе обучения этому «ремеслу». [7; 340]

По моему мнению, существенными мерами предотвращения рассматриваемых преступления являются также создание значимых социальных понятий и определенной убежденности в высоких моральных качествах, воспитании чувства долга, ответственности перед самим собой и обществом.

Существуют также и другие детерминанты, определяющие развитие рассматриваемой группы преступлений, но в рамках данной статьи представляется затруднительным их полное раскрытие.

Необходимо отметить, что помимо внутренней безопасности, хищение транспортных средств возникает угроза международной безопасности, поскольку в условиях современной глобализации доходы, получаемые от экспорта

С учетом рассмотрения данной проблематики, можно закрепить основные меры предупреждения преступлений, касающихся хищения транспортных средств, а именно:

Выявление лиц, обладающих повышенной виктимностью;

  • осуществление воспитательной работы с несовершеннолетними лицами, склонными к совершению данных деяний;
  • осуществления содействия правоохранительными органами в проведении работ по предупреждению преступлений;
  • повышение экономического благосостояния населения.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации», принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. N 31. ст. 4398.
2. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Состояние преступности в России за январь – март 2019 года. [Электронный ресурс]. – URL: https://mvd.ru/
3. Павлик М. Ю., Павлик Е. М. Противодействие угонам и хищениям транспортных средств: криминологические аспекты // Ленинградский юридический журнал. 2017. С. 146 – 153.
4. Горбунов А. Н., Калюжный К. Ю. Проблемы предупреждения и раскрытия краж и угонов автотранспортных средств и пути их решения // Общество и право. 2014. С. 164 – 167
5. Колесников Р. В. Уголовно-правовые и криминологический аспекты борьбы с угонами и хищениями транспортных средств: автореф. дисс…. канд. юрид. наук. Краснодар. 2011. С. 1– 30.
6. Сафин Ф. Ю. Предупреждение угонов и хищений транспортных средств: общесоциальные меры // Мир политики и социологии. СПб. 2014. № 10. С. 160 – 165.
7. Лоренц Д. В. Угон и хищение транспортных средств: условия, причины и межотраслевые меры предупреждения в свете новой позиции Конституционного Суда РФ // Всероссийский криминологический журнал. 2017. С. 337 – 349.