Диагностика коммуникативных умений старших школьников с лёгкой умственной отсталостью
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Диагностика коммуникативных умений старших школьников с лёгкой умственной отсталостью
DIAGNOSTICS OF COMMUNICATION SKILLS OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION
Elena Shakhova
Undergraduate, Vladimir state University, Russia, Vladimir
Аннотация. В статье рассматривается диагностика и необходимость работы над коммуникативными умениями старших школьников с лёгкой умственной отсталостью.
Abstract. The article deals with the diagnosis and the need to work on the communicative skills of high school students with mild mental retardation.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные умения, умственная отсталость, старшие школьники с лёгкой умственной отсталостью.
Keywords: communication, communication skills, mental retardation, high school students with mild mental retardation.
Коммуникация – это процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека.
Коммуникативные навыки – это способность человека к общению. От развития данных навыков зависит эффективность процесса взаимодействия с окружающим миром.
Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми – максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.
Для оценки сформированности коммуникативных умений старших школьников с лёгкой умственной отсталостью нами было проведено исследование на базе ГКОУ ВО Владимирской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лухтоновская специальная (коррекционная) школа-интернат» д. Лухтоново. В эксперименте участвовали 12 детей – старшие школьники в возрасте 12-13 лет (2 девочки, 10 мальчиков).
Основываясь на требованиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, мы определили состав коммуникативных умений, которыми должны овладеть старшие школьники с лёгкой умственной отсталостью. К ним относятся: умение слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга; умение учитывать разные мнения, уважать иную точку зрения.
Для диагностики коммуникативных умений мы использовали методику изучения уровня речевого развития Поваляевой М.А., которая включает в себя 5 блоков. Целью методики является установление уровня речевого развития и коммуникативных умений.
Первый блок – наблюдение за свободным общением. Проводится логопедом во внеурочное время.
Второй блок – изучение уровня связной речи детей. Для этого используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.
Пересказы детей анализируется по следующим показателям: понимание текста, структурирование текста, лексика, грамматика, плавность речи
Третий блок – изучение словарного запаса детей. На данном этапе обследования необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова: классификация понятий, подбор антонимов, подбор синонимов, подбор определений.
Четвёртый блок – изучение грамматической стороны речи. Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова: понимание грамматических структур, образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных, конструирование предложений.
Пятый блок – изучение уровня практического осознания элементов речи.
В ходе исследования были выявлены следующие особенности сформированности коммуникативных умений старших школьников с лёгкой умственной отсталостью: большинство школьников не учитывают мнение других; затрудняются вступить в коммуникацию; в диалоге участвуют формально: не пытаются доказать свою позицию, не приводят доводов и аргументов, в диалоге не происходит взаимодействия его участников; при выполнении заданий, требующих совместной работы, школьники не пытаются договориться о предстоящих действиях, не вступают в контакт друг с другом, действуя автономно; демонстрируют элементы невербальной коммуникации; не могут прокомментировать свои действия; речь одержит аграмматизмы.
Результаты проведённого эксперимента показали, что большинство умственно отсталых школьников не могут реализовать потребность в общении, так как у них не сформированы коммуникативные умения, необходимые для эффективного участия в коммуникации.
Проведенное исследование подтвердило необходимость поиска эффективных путей формирования коммуникативных умений у старших школьников с лёгкой умственной отсталостью.