Статья:

К вопросу о формировании коммуникативных компетенций школьников на уроках русского языка с использованием ИКТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Савельева В.А. К вопросу о формировании коммуникативных компетенций школьников на уроках русского языка с использованием ИКТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 18(111). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/111/71372 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о формировании коммуникативных компетенций школьников на уроках русского языка с использованием ИКТ

Савельева Виктория Александровна
студент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития устной речи в процессе подготовки к устной части государственной итоговой аттестации. В тексте статьи представлен приём работы по развитию речевых умений учащихся, проверяемых устным собеседованием. Предлагаются упражнения для подготовки к выразительному чтению.

 

Ключевые слова: Устная речь, развитие устной речи, устное собеседование.

 

Развитие устной речи – это одна из важнейших задач современного образования, так как речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности социально активного человека и его поведения в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования устанавливает требования к результатам обучения, в перечень которых входит коммуникативная компетенция обучающихся, обеспечивающая  такие умения, как смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

С целью усиления коммуникативной направленности в обучении с 2018 года в итоговую аттестацию по русскому языку в 9 классе была включена устная часть. Итоговое собеседование призвано проверить навыки подготовленной и неподготовленной устной речи.

Действующие учебники по русскому языку (УМК под ред. М.М. Разумовской, УМК под ред. Н.М. Шанского) позволяют проводить работу по развитию речевых умений, удовлетворяющую требованиям ФГОС и задачам подготовки к устному экзамену, однако не наблюдается системности этой работы. В школах разрабатывают программы формировании умений устной речи, на уроках русского языка предлагают специальные задания для подготовки к собеседованию, однако до сих пор не предложена системная работа по развитию подготовленной и неподготовленной устной речи, формированию навыков слушания и речевого самоконтроля, предупреждению и устранению типичных речевых ошибок.

Проанализировав действующие образовательные программы и учебники по русскому языку, мы выявили и систематизировали приемы работы по развитию речевых умений обучающихся, проверяемых устным собеседованием. В данной статье предложены дополненные и самостоятельно разработанные упражнения для подготовки к выразительному чтению с использованием ИКТ.

Упражнение для работы над интонацией. Прочитайте предложение, выделяя логическим ударением подчеркнутые слова, и объясните, как в соответствии с этим изменяется его смысл. Запишите аудиозапись своего ответа и отправьте однокласснику. Одноклассник должен понять, какие слова были интонационно выделены.

Вчера я получил пятерку.

Вчера я получил пятерку.

Вчера я получил пятерку.

Вчера я получил пятерку.

Произнесите указанные фразы так, как это предполагает смысл высказываний. Запишите видеозапись своего ответа и отправьте однокласснику. Одноклассник должен понять по интонации и невербальным знакам тип предложения по цели высказывания.

а) Вчера была хорошая погода? б) Вчера весь день лил дождь. в) Сегодня к нам придут гости!

Таким образом, представленные в статье задания иллюстрируют возможности использования ИКТ при подготовке к устному собеседованию в 9-м классе.  Информационные технологии способствуют расширению образовательного пространства современного образования, открывают возможности вариативности учебной деятельности, позволяют по-новому организовать взаимодействие субъектов обучения и, следовательно, формировать коммуникативные компетентности.

 

Список литературы:
1. Нарушевич А.Г. Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блицподготовка / А.Г. Нарушевич; М.: Просвещение, 2017.
2. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. / под ред. Т. А. Ладыженской – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
3. Цыбулько И.П., Малышева Т.Н.  Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому – ФИПИ, 2018. – 56 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onlyege.ru/wp-content/uploads/2018/02/oge-2018-metod-rekom-itog-sobesedovanie.pdf (дата обращения 13.05.2020).