К вопросу о формировании коммуникативных компетенций школьников на уроках русского языка с использованием ИКТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
К вопросу о формировании коммуникативных компетенций школьников на уроках русского языка с использованием ИКТ
Аннотация. Статья посвящена проблемам развития устной речи в процессе подготовки к устной части государственной итоговой аттестации. В тексте статьи представлен приём работы по развитию речевых умений учащихся, проверяемых устным собеседованием. Предлагаются упражнения для подготовки к выразительному чтению.
Ключевые слова: Устная речь, развитие устной речи, устное собеседование.
Развитие устной речи – это одна из важнейших задач современного образования, так как речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности социально активного человека и его поведения в целом.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования устанавливает требования к результатам обучения, в перечень которых входит коммуникативная компетенция обучающихся, обеспечивающая такие умения, как смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
С целью усиления коммуникативной направленности в обучении с 2018 года в итоговую аттестацию по русскому языку в 9 классе была включена устная часть. Итоговое собеседование призвано проверить навыки подготовленной и неподготовленной устной речи.
Действующие учебники по русскому языку (УМК под ред. М.М. Разумовской, УМК под ред. Н.М. Шанского) позволяют проводить работу по развитию речевых умений, удовлетворяющую требованиям ФГОС и задачам подготовки к устному экзамену, однако не наблюдается системности этой работы. В школах разрабатывают программы формировании умений устной речи, на уроках русского языка предлагают специальные задания для подготовки к собеседованию, однако до сих пор не предложена системная работа по развитию подготовленной и неподготовленной устной речи, формированию навыков слушания и речевого самоконтроля, предупреждению и устранению типичных речевых ошибок.
Проанализировав действующие образовательные программы и учебники по русскому языку, мы выявили и систематизировали приемы работы по развитию речевых умений обучающихся, проверяемых устным собеседованием. В данной статье предложены дополненные и самостоятельно разработанные упражнения для подготовки к выразительному чтению с использованием ИКТ.
Упражнение для работы над интонацией. Прочитайте предложение, выделяя логическим ударением подчеркнутые слова, и объясните, как в соответствии с этим изменяется его смысл. Запишите аудиозапись своего ответа и отправьте однокласснику. Одноклассник должен понять, какие слова были интонационно выделены.
Вчера я получил пятерку.
Вчера я получил пятерку.
Вчера я получил пятерку.
Вчера я получил пятерку.
Произнесите указанные фразы так, как это предполагает смысл высказываний. Запишите видеозапись своего ответа и отправьте однокласснику. Одноклассник должен понять по интонации и невербальным знакам тип предложения по цели высказывания.
а) Вчера была хорошая погода? б) Вчера весь день лил дождь. в) Сегодня к нам придут гости!
Таким образом, представленные в статье задания иллюстрируют возможности использования ИКТ при подготовке к устному собеседованию в 9-м классе. Информационные технологии способствуют расширению образовательного пространства современного образования, открывают возможности вариативности учебной деятельности, позволяют по-новому организовать взаимодействие субъектов обучения и, следовательно, формировать коммуникативные компетентности.