ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ЕЕ СПЕЦИФИКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(259)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(259)
ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ЕЕ СПЕЦИФИКА
EXAMINATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN PRIVATE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND ITS SPECIFICITY
Natalya Lapshinova
Master's student, Department of Pedagogy, Faculty of Humanities Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh
Svetlana Gorbacheva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General Pedagogy Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh
Аннотация. В статье рассматривается экспертиза образовательной деятельности в частных образовательных организациях, выделяемые виды такой экспертизы, её процесс и особенности. Обращается особое внимание на алгоритм экспертной деятельности и структуру экспертного заключения.
Abstract. The article discusses the examination of educational activities in private educational organizations, the identified types of such examination, its process and features. Particular attention is paid to the algorithm of expert activity and the structure of the expert opinion.
Ключевые слова: экспертиза, образовательная деятельность, частные образовательные организации, педагог.
Keywords: expertise, educational activities, private educational organizations, teacher.
Важным элементом социальной и культурной жизни общества является образование, в частности образовательная деятельность. Это неизменный и фундаментальный процесс воспитания и развития детей, который помимо необходимых практических жизненных навыков дает еще и широкую теоретическую базу. Педагоги образовательных организаций играют одну из ключевых ролей в формировании личности ребенка. Знания, умения, навыки, нужные советы, помощь и моральная поддержка – вот столпы, на которых основана образовательная деятельность. Помимо человеческого фактора, в образовательной деятельности должны учитываться и технологические аспекты, среди которых информатизация и компьютеризация образовательного процесса, разработка новых и актуальных методических рекомендаций для организации учебного процесса.
Оценка эффективности осуществления образовательной деятельности может производиться родителями, педагогами, федеральными и региональными органами управления образованием. На сегодняшний день такая оценка является одной из главных проблем как в сфере управлении, так и в создании и реализации образовательной политики. Более того, внедрение инноваций требует новых подходов к анализу образовательного процесса. Если обратиться к научным и учебным источникам, можно найти достаточно большой массив литературы, посвященной экспертизе образовательной деятельности. Другой вопрос: насколько высказанные мнения верны? Что подразумевает под собой экспертиза образовательной деятельности? Кем и как она должна проводиться? Остановимся на этом вопросе чуть подробнее на примере экспертизы образовательной деятельности в частных образовательных организациях.
Важно отметить, что экспертиза образовательной деятельности должна включать в себя не только исследование теоретических основ, но и практических подходов к обучению. В научном сообществе до сих пор ведутся дискуссии о том, какой должна быть экспертиза образовательной деятельности. Например, некоторые называет ее педагогической экспертизой, базирующейся на анализе учебной и методической литературы, использующейся в частных образовательных организациях, исследовании учебного материала, оценки личности каждого ученика. О.А. Иванова и Т.А. Ковальчук в своем учебно-методическом пособии «Технологии экспертизы образовательной деятельности» предлагают экспертизу образовательной деятельности в организациях, в том числе и в частных, подразделять на контрольные, оценочные, диагностические, прогнозные и конфликтные [2, с. 4-5]. Достаточно интересно, что данные виды экспертиз могут существовать совместно, например, контрольно-конфликтная или диагностико-прогнозная. В самом названии уже заложена суть экспертного исследования. Так, прогнозная экспертиза строится на создании путей формирования будущих знаний, умений и навыков обучаемых, включая инновационные системы и технологии. Для проведения такой экспертизы необходимо подробно изучить имеющиеся в образовательной организации закономерности развития, выяснить, какие новшества уже введены, а какие только планируется внедрить. Контрольные экспертизы «наблюдают» за соблюдением законодательства в сфере образования, в том числе законодательных актов, нормативных документов, принятых стандартов, регламентов и правил. Специфика контрольной экспертизы в рамках частной образовательной организации заключается в более широком круге возможностей для принятия внутренних регламентов и актов. Конечно, они не должны противоречить законодательству Российской Федерации, а лишь его дополнять. Оценочные экспертизы, как можно догадаться, базируются на методах экспертных оценок. Такие оценки могут даваться как в целом по образовательному учреждению, так и в отношении отдельных его субъектов и объектов, каких-либо конкретных проблем. Диагностические экспертизы помогают исследовать и анализировать функционирование систем, сложившихся в образовательном учреждении. Поскольку частная образовательная организация является учебным учреждением, социальное взаимодействие там происходит беспрерывно. Как следствие, коммуникативные неудачи, которые приводят к конфликтам. Это могут быть конфликты между учениками, между педагогами, между учениками и педагогами. Конфликтные экспертизы созданы для того, чтобы изучать «корень» таких разногласий и находить общие решения и компромиссы.
Экспертизу образовательной деятельности в частных образовательных организациях иногда в литературе называют «оценка», «исследование». Смысловый посыл самого термина от этого не менятся, потому что экспертиза – это, действительно, исследование. Но понятие «экспертиза» кажется более корректным, поскольку любая экспертиза строится на определенных позициях, имеет свои объекты, методы и преследует собственные цели.
К сожалению, на данном этапе развития и экспертологии, и образовательной деятельности отсутствуют принятые положения о том, как должна проводиться такая экспертиза. Лишь проанализировав имеющиеся примеры таких экспертиз и теоретическую базу, можно предположить, что экспертиза образовательной деятельности частных организаций является возможностью контроля деятельности таких организаций. Кроме того, данная экспертиза требует комплексного подхода, поскольку образовательная деятельность – это многогранный процесс, зависящий от внешних и внутренних факторов, включающий и взаимоотношение людей, методические и учебные разработки, методы преподавания, технологическое обеспечение организации. Объектом экспертизы образовательной деятельности является образовательный процесс [1, с. 137].
По мнению Г.А. Мкртычана существует несколько групп заказчиков такой экспертизы: представители органов управления образованием; руководители и коллективы отдельных образовательных учреждений и организаций; педагоги и ученые, работающие в сфере образования [4, с. 10]. Функции экспертизы образовательной деятельности в частных образовательных организациях напрямую зависят от объекта такой экспертизы. Например, нормативная функция реализуется при исследовании нормативно-правовой и регламентирующей документации; оценочная – при изучении учебных пособий и методических рекомендаций; прогностическая – при анализе конкретных программ развития организаций. Эксперт в области экспертизы образовательной деятельности должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками в данной области, необходимой квалификацией и высоким профессионализмом [3, с. 8]. Результат экспертизы напрямую зависит от уровня компетентности специалиста.
Процесс проведения экспертизы образовательной деятельности в частных образовательных организациях состоит из нескольких последовательных и необходимых этапов.
Первый этап получил название подготовительного. На данном этапе формулируются цели и задачи экспертизы, определяется эксперт либо экспертная группа, которые знакомятся с деятельностью образовательной организации и ее руководством.
Следующим этапом является диагностический, в течение которого эксперты проводят опрос учеников, родителей на предмет удовлетворенности образовательным процессом, анализируют эффективность деятельности педагогов, качество оказываемых услуг. Аналитический этап характеризуется обобщением полученных данных, их обработкой и анализом, выявлением конфликтных ситуаций или проблем в образовательной организации, которые требует незамедлительного решения. Метод экспертных оценок здесь используется всегда.
На заключительном этапе составляются рекомендации для педагого и руководителей, формируются выводы, которые впоследствии, вместе с самим исследованием излагаются в экспертном заключении.
Единых требований к оформлению экспертного заключения по экспертизе образовательной деятельности в частных организациях не разработано, поэтому из общих аспектов кажется необходимым отметить последовательность изложения, логичность, полноту, достоверность и достаточность информации, содержащейся в экспертном заключении.
Так, в нем должны быть отражены цели и задачи экспертизы, используемые методы и методики исследования, состав экспертной группы с указанием их квалификации и опыта работы, общая информация о частной образовательной организации, ее организационные и методические положения, результаты опросов и анкетирований, рекомендации по улучшению образовательной деятельности и выводы по результатам исследования.
Экспертиза образовательной деятельности в частных образовательных организациях является одним из методов регулирования и контроля образовательного процесса в целом, позволяет контролировать образовательную деятельность и улучшать ее путем составления рекомендаций, что, в свою очередь, влечет повышения качества образования.