Статья:

Понятие доминирующего манипулятивного типа конфликтной языковой личности в блоге

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Богатков Д.С. Понятие доминирующего манипулятивного типа конфликтной языковой личности в блоге // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71719 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие доминирующего манипулятивного типа конфликтной языковой личности в блоге

Богатков Даниил Сергеевич
студент, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

THE CONCEPT OF A DOMINANT MANIPULATIVE TYPE OF CONFLICTING LINGUISTIC PERSONALITY IN A BLOG

 

Daniil Bogatkov

Student, Nizhny Novgorod state University, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие доминирующего манипулятивного типа конфликтной языковой личности. Путём поиска и анализа текста речи блогеров предложена авторская система элементов манипулятивного типа конфликтной языковой личности применительно сферы блогов.

Abstract. This article discusses the concept of the dominant manipulative type of a conflicting linguistic personality. By searching and analyzing the text of the speech of bloggers, an authoring system of elements of a manipulative type of a conflicting language personality is proposed in relation to the blogging sphere.

 

Ключевые слова: блог, конфликтная языковая личность, манипуляция.

Keywords: blog, conflicted language personality, manipulation.

 

С точки зрения практического применения данных, имеющихся о доминирующем манипулятивном типе конфликтной языковой личности в сфере блогов, в судебно-экспертной деятельности, изучение понятия доминирующего манипулятивного типа конфликтной языковой личности имеет большую значимость.

Сегодня блоги набирают все большую популярность. Стоит отметить, что их аудитория состоят не только из подростков, но и из людей самых разных возрастов. Благодаря тому, что Интернет беспрерывно развивается, начали появляться не только текстовые блоги, но и в формате видео, аудио. Из-за широкой популярности блогинга многие пользователи решили попробовать себя в качестве блогеров. Чтобы завоевать популярность, многие пользователи идут на отчаянные меры, в том числе они пытаются манипулировать своей аудиторией.

На основании представленного выше можно сформулировать проблему настоящего исследования. В последнее время явление блогинга имеет положительную тенденцию. Вместе с этим наблюдается нехватка теоретико-методологического материала по блогосфере при производстве судебно-лингвистических экспертиз.

Цель статьи – представить понятие доминирующего манипулятивного типа конфликтной языковой личности в блоге в совокупности с такими компонентами как интенция, стратегии и тактики, а также используемыми речевыми средствами.

По мнению Денисюк Е.В. в её работе «Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект» манипуляция предстает видом психологического (нефизического) воздействия на человека, осуществляемым [1]: скрытым для того образом; с целью возбуждения у этого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями; в результате чего воздействующий субъект получает одностороннюю выгоду; при этом у объекта воздействия остается иллюзия самостоятельности принятых решений.

Мы с предложенным определением категорически согласны и считаем необходимым предложить следующую систему элементов доминирующего манипулятивного типа конфликтной языковой личности применительно сферы блогов:

1. Интенция

Конфликтную языковую личность с доминирующим манипулятивным типом речевого поведения на основании проведённого исследования характеризуют следующие интенции:

- самопрезентация: «И не нужно до меня до*бываться, пока внимательно не изучите моё досье. У меня высшее образование, меня никогда не увольняли с работы, никакие лохотроны, вроде фон бета, я не рекламирую, у меня полно друзей, устойчивая психика, я могу прислать справку и, самое главное, никаких, ну просто малейших сомнений своей ориентации.» [2];

- рассуждение на актуальную тематику, сопровождаемое скрытным воздействием на точку зрения аудитории: «…но тогда получается, что эта рыжая свинья подписывает всё, что ни попадя, не удосуживаясь даже вникнуть в суть дела и запомнить фамилию человека, чья подпись может сломать ему жизнь. И в этом случае не Юрий Воеводин мой враг, а рыжий закомплексованный толстячок, который каким-то чудом получил немного власти и теперь самоутверждается игрой во властителя судеб, которые ему даже не интересно запоминать. <…> а вот кто точно мог бы на этом деле хайпануть, так это депутат, вся карьера которого строится на дешёвых скандалах, эпатаже и громких заявлениях, внимание к которому стало в последнее время почему-то спадать. А как скандальному депутату получить о*уенную шумиху абсолютно бесплатно и не выходя на гей-парад с гомофобными лозунгами? Правильно – накатать заяву на известного блогера с полумиллионной на тот момент аудиторией и ждать, когда тот начнёт бить тревогу.» [3];

2. Манипулятивные стратегии и тактики

Конфликтную языковую личность с доминирующим манипулятивным типом речевого поведения на основании нашего исследования характеризуют следующие манипулятивные стратегии и тактики:

Стратегия героизации представляет собой создание положительного образа лица, группы лиц, социального института. Основная тактика генерализации – это «я/он – профессионал», которая акцентирует внимание только на положительных качествах персонажа: «Ксения Анатольевна человек умный, хорошо образованный и думаю, что может постоять за себя и спокойно ответит на вопросы» [2].

Фрустрационная стратегия активирует эмоции адресата, запугивает определёнными прогнозами, вызывает тревогу и подозрительность, детально прорисовывает стратегию события. В фрустрационной стратегии используются следующие тактики:

- нагнетание негативных эмоций: «Не дай Бог, что случится, они же вас в первую очередь повесят» [8];

- подмена фактов худшим образом: «Да, это постанова, но какой-нибудь пацанчик с района может воспринять это слишком серьёзно и пойти избивать полицейских» [2].

Дискредитация. В основе стратегии дискредитации лежит авторская интенция на унижение чести, достоинства, деловой репутации, оскорбления объекта. В данной стратегии используются следующие тактики:

- бездоказательное умаление авторитета: «Мне часто задают вопрос: «как я отношусь к Ларину?». Нейтрально. Безэмоциональный и скрытный маньяк-убийца, который сдерживает свои животные порывы благодаря видео на YouTube» [7];

- цитирование объекта критики: «Путин сказал: «Мы поможем малому и среднему бизнесу»» [2];

- превращение нейтрального контекста в дискредитационный:

Володя ХХХЛ в интервью с Андреем Петровым на канале Пушка говорит: «Я не тиктокер, но если мой тикток разблокируют, то буду тиктокером». Приятный Ильдар отвечает: «Есть 2 варианта: либо биполярка, либо память плохая, очень плохая. Володя, нельзя переобуваться так быстро. Надо чтобы какое-то расстояние прошло: месяц, год. Ты переосмыслил информацию. Либо ты, может быть, гений действительно. То есть, знаете, он меняет мнение, он просто делает выводы, у него там эти шестерёнки вертятся, он сразу там, не знаю, все мировые теории пооткрывал, сразу меняет мнение и выдаёт. Я думаю, Володя просто туповат немного, только поэтому».

Псевдорационально-эвристическая стратегия – создание иллюзии объективного анализа реальной действительности, логичности авторского рассуждения, адекватности, коммуникации с использованием логических ловушек для адресата. В псевдорационально-эвристической стратегии используется тактика совместного рассуждения:

«Меня на этой неделе, как и всех, волновало одно, что с нами со всеми будет с нами дальше и что в этих условия и обстоятельствах скажет наш президент, кроме классического "будьте здоровы". Знаете, я готов сказать прямо, обращение президента для меня оставило больше вопросов, чем ответов. <…> Очевидно, абсолютно, что к началу мая весь это пи*дец, скорее всего, только будет начинаться. Но у меня есть неприятные наблюдения, с которыми я хотел бы с вами поделиться. <…> Почему первый канал объявляет сбор средств на лечение 5-месячного Тихона, а в Москве в это время строится поносное говно «Остров Мечты», якобы для детей за 2 миллиарда долларов? <…> И бесит то, что если раньше федеральные каналы просили скидывать деньги на лечение детей, то сейчас они требуют их на борьбу с эпидемией коронавируса. <…> Пока в Москве болеют и умирают люди, мэр города обустраивает столицу за 12 миллиардов рублей. <…> Официанты, таксисты и другие работники просто остаются на улице и не знаю, где взять деньги. А где вообще эти деньги есть? Они в фонде национального благосостояния, при чем их там лежит около 120 миллиардов долларов. То есть мы на чёрный день с налогов пополняли этот фонд. И вот вопрос, а для каких целей он пополнялся, если не для таких? Для чего тогда этот фонд создавался, если люди платили налоги, а сейчас не могут получить эти деньги обратно? То есть мы платим эти деньги, чтобы олигархи могли Настю Рыбку на своей яхте покатать? Я не понимаю чего-то.» [2]

3. Манипулятивные средства

Особенностью средств речевой манипуляции является преобладание средств речевой прагматики. Проявляются средства имплицитно.

Грамматические средства языка на уровне морфологии:

- использование пассивного залога вместо активного: «Вводятся новые штрафы за нарушение режима самоизоляции» [5].

Грамматические средства языка на уровне синтаксиса:

- эллиптические конструкции: «Пора требовать!» [2];

- параллельные конструкции: «Я прекрасно помню, как вы стали предателями в 2011 году, я прекрасно помню вас всех» [8].

Лексико-семантический уровень языка включает в себя следующие языковые средства:

- конверсивы: «Не забывайте, что я победил Ларина на версусе» [10];

- уточнения: «На острове Кюрасао - Нидерландские Антильские острова» [8];

- оценочные слова: «Через несколько минут мы просто замегакозим Ходорковского и его подельников с Эхо Москвы» [8];

- метафоры: «У нас и так уже куча проблем» [2];

- софистицизмы: «Но когда здесь работает де-факто иностранная агентура...» [2];

- иностранные слова: «Поэтому твои упоминания Дудя это что, product placement?» [8];

- использование неконкретной семантики: «Специалисты сейчас говорят, что этот вирус может быть куда опаснее, чем тот же свиной грипп» [2];

Лексико-синтаксический уровень языка включает в себя следующие языковые средства: 

- синонимы: «И вот такого бреда на этой теме с коронавирусом сейчас вагон и маленькая тележка» [2];

- изменённые идиоматические выражения, отсылающие к общефоновым знаниям: «Министерство Избегания Дебатов» [9];

- противопоставление: «Стоит мне сказать 2 процента дерьма, вы начинаете говорить, что меня нужно посадить. Но никакой реакции, когда Навальный призывает к насильственному свержению власти.» [8];

- сравнение: «Я считаю, что нет ценности выше, чем ценность свободы слова. Я считаю, что свобода слова это абсолютная ценность. При этом свобода слова выше, чем воля президента, чем воля премьер-министра» [8];

Лексико-прагматический уровень языка включает в себя следующие языковые средства:

- ирония: «Да, карантин не был введён в Москве до 25 числа, но, с*ка, мировой опыт-то хоть немножко за пределы Москвы, «которая не болеет ничем», типа смотришь?» [4];

- ссылка на авторитет: «Сейчас, как говорит Мишустин, мы делаем 36 тысяч тестов в день» [8];

- окказиональное словообразование: «Посмотрите, навальнята набежали» [8],

- оценочная коннотация: «Если хочешь, я дам тебе хорошего специалиста» [8],

- эмотивная коннотация: «Что происходит с нашей несчастной страной?» [2].

- неопределённый референтный индекс: «От всего этого у людей так бомбануло, что счётчик количества дизлайков давно перевалил за один миллион, а что было в комментариях – «мама не горюй»» [6].

- использование пресуппозиций: «Мне нравится, что люди не боятся высказывать свое мнение.» [6].

Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить выбранной темы. С ростом популярности блогинга  всё чаще возникает необходимость экспертного исследования на фоне разрастающихся споров в сети Интернет, для разрешения которых необходимо экспертное вмешательство. Также в ходе работы была предложена система элементов доминирующего манипулятивного типа конфликтной языковой личности применительно сферы блогов, отчего цель статьи можно считать выполненной.

 

Список литературы:
1. Денисюк Елена Викторовна – «Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект».
2. Youtube-канал «Sobolev» - https://www.youtube.com/channel/UCNb2BkmQu3IfQVcaPExHkvQ (дата обращения: 21.04.2020) 
3. Youtube-канал «Данила Поперечный» - https://www.youtube.com/user/Spoontamer (дата обращения: 21.04.2020)
4. Youtube-канал «ЛАРИН» - https://www.youtube.com/user/larinshow (дата обращения: 20.04.2020)
5. Youtube-канал «Навальный LIVE» - https://www.youtube.com/channel/UCgxTPTFbIbCWfTR9I2-5SeQ (дата обращения: 22.04.2020)
6. Youtube-канал «Пограничник» - https://www.youtube.com/channel/UCrqOOCACDUe94Qh7-wDj68g (дата обращения: 5.05.2020) 
7. Youtube-канал «Приятный Ильдар» - https://www.youtube.com/channel/UCXEsHh2duNWSsX6K9WbmfIg (дата обращения: 25.04.2020)
8. Youtube-канал «Соловьев LIVE» - https://www.youtube.com/channel/UCQ4YOFsXjG9eXWZ6uLj2t2A  (дата обращения: 19.04.2020)
9. Твиттер-аккаунт «Руслан Усачев» - https://twitter.com/ruslanusachev (дата обращения: 4.05.2020)
10. Твиттер-аккаунт «Эльдар Джарахов» - https://twitter.com/DLGreez (дата обращения: 4.05.2020)