Практика применения таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Практика применения таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации
Аннотация. В предлагаемой статье, автор анализирует практические вопросы применения таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации. Проводит анализ, как и в какой степени таможенно-тарифное регулирование воздействуют на экономику России.
Ключевые слова: внешнеторговый оборот, внешняя торговля, единый таможенный тариф, Евразийский экономический союз, импорт, «налоговый маневр», таможенно-тарифное регулирование, фискальная функция, экспорт.
Для того, чтобы определить в какой степени система таможенного-тарифного регулирования оказывает воздействие на экономику Российской Федерации, обратимся к статистике и проанализируем динамику внешнеторгового оборота нашей страны.
Внешнеторговый оборот состоит из экспортных и импортных операций. (рис.1)
Рисунок 1. Динамика показателей внешнеторгового оборота Российской Федерации. Источник: составлено автором с использованием статистических материалов «Итоги внешней торговли со всеми странами в 2019 году» (http://customs.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries (дата обращения: 18.05.2020 г.).
Анализ статистических данных, свидетельствует о том, что в 2019 году внешнеторговый оборот России составил 672 млрд. долларов США, и по сравнению с 2018 годом этот показатель снизился на 3%. [1]
Но несмотря на это, динамика показателей на диаграмме, позволяет утверждать, что импорт с 2016 года по 2019 год медленно, но стабильно увеличивается. Так например, импорт России в 2019 году составил 247,4 млрд. долларов США (т.е. увеличился на 2,7 % по сравнению с аналогичным показателем 2018 года).
Как известно, после событий Сочинской олимпиады и присоединения Крыма к Российской Федерации в 2014 году против нашей страны были введены санкции, в ответ на которые наша страна использовала продовольственное эмбарго. Эти события послужили причиной разработки политическим руководством России программы импортозамещения, которая продолжает действовать и 2020 г. Из-за создавшегося экономического положения импорт нашей страны значительно понизился в 2015 году. Если в 2014 году импорт составлял 291,6 млрд. долларов США, то начиная с 2016 по 2019 год он стал показывать положительную динамику [1].
Что же касается экспорта товаров нашего государства, то из-за санкций, он снизился в 2015 году на 30%, и составил 346,9 млрд. долларов США. В период с 2016 года по 2018 год наблюдался позитивный сдвиг в экономических показателях. Так например, в 2018 году экспорт увеличился на 26% и составил 451,8 млрд. долларов США.
В целом, экспорт увеличивается более быстрыми темпами по сравнению с импортом Российской Федерации, и несмотря на то, что в 2019 году наблюдался небольшой спад экспорта, он снизился на 4% и составил 424,6 млрд. долларов США, эти показатели позволяют говорить о положительных успехах национальной экономики.
Поддерживать российскую экономику помогают меры таможенно-тарифного регулирования, посредством которых осуществляется фискальная функция, которая реализуется с помощью взимания таможенных платежей.
Рисунок 2. Динамика перечисления таможенных платежей при импорте и экспорте. Источник: составлено автором с использованием статистических материалов «О перечислении средств в федеральный бюджет за декабрь 2019 года» (http://customs.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/221936 дата обращения: 20.05.2020 г.).
Из приведенной таблицы видно, что сумма перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет государства в 2019 году составила 5 174,8 млрд. рублей, что на 4,43% ниже, чем в 2018 году, когда сумма федерального бюджета от уплаты таможенных платежей составила 5 409,5 млрд. рублей). [2]
Статистические данные на диаграмме показывают, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в 2019 году были уплачены таможенные платежи в размере 3292,2 млрд. рублей, что на 13,6% больше, чем в 2018 году.
Сложившуюся ситуацию можно обосновать следующими причинами:
- во-первых, из-за увеличения в 2019 году ставки НДС с 18% до 20%; во-вторых, падения российской национальной валюты по отношению к курсу доллара США на 3,3% по сравнению с 2018 годом.
Что же касается таможенных платежей, уплачиваемых при экспорте в 2019 году которые равны 2447,4 млрд. рублей, что на 22,1% меньше, чем в 2018 году, то такая тенденция связана: a) с реализацией «налогового маневра» в нефтяной отрасли; b) с установлением с 1.01.2019 года налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. [2]
Анализируя меры таможенного-тарифного регулирования и их воздействие на экономику Российской Федерации, нельзя не сказать о структуре эксорта и импорта на шего государства. С этой целью обратимся к таблице 1.
Таблица 1.
Экспорт важнейших товаров России за 2018-2019 гг, млн. долларов США.
|
2018 г. |
2019 г. |
1.Топливно-энергетические товары |
286740 |
262578 |
2. Металлы и изделия из них |
44468 |
37499 |
3. Продукты химической промышленности |
27383 |
26998 |
4. Машины, оборудование и транспортные средства |
23087 |
22479 |
5. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё |
24883 |
24753 |
6. Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
12943 |
12788 |
7. Драгоценные металлы и камни |
10098 |
15259 |
Источник: составлено автором на основе статистических данных «О перечислении средств в федеральный бюджет за декабрь 2019 года» (http://customs.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/221936 дата обращения: 20.05.2020 г.).
Как следует из таблицы, к наиболее экспортируемым категориям товаров относятся: топливо-энергетические товары, металлы и изделия из них, продукты химической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, драгоценные металлы и камни. (таблица1)
Основой экспортируемых товаров Российской Федерацией традиционно является топливно-энергетические товары. В 2019 году данная категория составила 62,08 % в доле общего экспорта. По сравнению с 2018 годом данная категория сократилась на 24 262 млн. долларов США.
Также основная доля поставок от экспорта пришлась на следующие категории товаров:
1. Доля экспорта категории «металлы и изделия из них» составила 8,87% от общего объема экспорта Российской Федерации. (2018 году – 9,88%). Под наибольшее сокращение попали черные металлы, в 2019 году их экспортировали на 2 536 млн. долларов США меньше, чем 2018 году.
2. Продукты химической промышленности составили 6,39 % от общего объёма экспорта страны. (в 2018 году - 6,09%).
3. Машины, оборудование и транспортные средства составили 5,32% от экспорта России в 2019 году, а в 2018 году доля общего экспорта по данной категории равнялась 5,13%. Суда, лодки и плавучие конструкции (код ТН ВЭД 89) попали под сокращение на 1 608 млн долл. США в сравнении с 2018 годом.
4. Доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2019 году равна 5,85%, в 2018 эта доля составляла 5,53%. Группа товаров «Злаки» (код по ТН ВЭД 10) в сравнении с 2018 годом сократилась на 2 536 млн долларов США.
5. Древесина и целлюлозно-бумажные изделия составили 3,02% от общего объема экспорта страны (в 2018 году - 3,10%).
6. Драгоценные металлы и камни составили 3,61% от общего объема экспорта страны (в 2018 году - 2,24%). За 2019 год наибольший прирост экспорта в Российской Федерации в сравнении с 2018 годом наблюдался в товарной группе «жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» (код ТН ВЭД 71), он вырос на 5 161 млн долларов США. Что же касается импорта товаров в Россию, обратимся к таблице 2.
Таблица 2.
Импорт важнейших товаров России за 2018-2019 гг., млн. долларов США
|
2018 |
2019 |
1.Машины, оборудование и транспортные средства |
106164 |
107007 |
2.Продукты химической промышленности |
43554 |
47756 |
3.Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё |
29633 |
29847 |
4. Металлы и изделия из них |
17055 |
17820 |
5.Текстиль и обувь |
14825 |
15106 |
7. Минеральные продукты |
4974 |
5107 |
Источник: составлено автором на основе статистических данных «О перечислении средств в федеральный бюджет за декабрь 2019 года» (http://customs.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/221936 (дата обращения:20.05.2020 г.).
К наиболее импортируемым видам товаров относятся: машины, оборудование и транспортные средства; продукты химической промышленности; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё; металлы и изделия из них; текстиль и обувь; минеральные продукты.
Как свидетельствуют показатели из таблицы 2 высокотехнологичные товары традиционно составляют основную долю импорта, так например:
1. Наибольший удельный вес пришелся на категорию «Машины, оборудование и транспортные средства», он составил 43,90% от всего общего импорта страны (в 2018 году - 44,58%).
2. Доля импорта продукции химической промышленности в 2019 году составила 19,59% от общего объема импорта России (в 2018 году - 18,29%). В данной категории наибольший прирост импорта в 2019 году наблюдался в группе «Фармацевтическая продукция» (код по ТН ВЭД 30), он увеличился на 3 487 млн. долларов США, в сравнении с 2018 годом.
3. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё составили 12,24% от общего объема импорта страны (в 2018 году - 12,44%).
4. Металлы и изделия из них составили 7,31% от общего объема импорта страны (в 2018 году - 7,16%).
5. Текстиль и обувь составили 6,20% от общего объема импорта страны (в 2018 году - 6,22%).
6. Минеральные продукты составили 2,09% от общего объема импорта страны (в 2018 году - 2,09%).
Для представления более полной картины таможенного-тарифного регулирования и его воздействия на экономику страны важно рассмотреть, каким образом на практике в 2019 году изменилась ставка таможенного тарифа в Российской Федерации.
Как известно, в Российской Федерации существует Единый таможенный тариф (далее - ETT) который действует для всех государств-участников Евразийского экономического союза (далее -EAЭC).
Единый таможенный тариф EAЭC - является основным инструментом таможенной политики таможенного регулирования Союза, который был создан Решением Совета Евразийской экономической комиссии 16 июля 2012 года №54 и совершенствуется в зависимости от политических и экономических ситуаций, развития отраслей производства, привлечения инвестиций на таможенную территорию EAЭC. [3]
ETT синхронизирован с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности EAЭC.
За 2019 год изменения произошли только лишь в двух позициях:
a) 8703 «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили»;
b) 8802 «Летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители».
Для завершения анализа мер таможенно-тарифного регулирования рассмотреть ставки таможенных пошлин на примере четырёх товаров:
a) 8703 21 109 9 «Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня прочие, с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1000 см3, новые, прочие»;
b) 8703 33 199 0 «Прочие новые транспортные средства, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3»;
c) 8802 11 000 9 «Вертолеты прочие, с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг»;
c) 8802 40 004 5 «Самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест не более чем на 50 человек, прочие, с массой пустого снаряженного аппарата более 90 000 кг, но не более 120 000 кг».
Таблица 3.
Динамика изменения ставок импортных таможенных пошлин, применяемых Россией по отдельным товарам, 2015-2019 годы
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
8703 21 109 9 |
25%, но не менее 1 евро/см³ |
23%, но не менее 0,67 евро/см³ |
10%, но не менее 0,33 евро/см³ |
17% |
15% |
8703 33 199 0 |
25%, но не менее 2,35 евро/см³ |
23%, но не менее 1,57 евро/см³ |
20%, но не менее 0,78 евро/см³ |
17% |
15% |
8802 11 000 9 |
17,9% |
17,1% |
16,4% |
15,7% |
15% |
8802 40 004 5 |
16,8% |
15,7% |
14,6% |
13,6% |
12,5% |
Источник: составлено автором на основе статистических данных «Изменения ТН ВЭД и ЕТТ в отношении отдельных видов товаров» (https://www.alta.ru/laws_news/68033/ (дата обращения: 2.05.2020 г.).
Исходя из данных, приведенных в таблице 3 видно, что ставки таможенных пошлин в Российской Федерации с 2015 по 2019 год были снижены, что свидетельствует о том, что импортный тариф нашего государства является достаточно либеральным.
Подводя итог вышеизложенному анализу мер таможенного-тарифного регулирования и их воздействия на экономику страны можно утверждать, что таможенно-тарифная политика Российской Федерации в основном осуществляется по следующим направлениям:
1. Пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов).
2. Защита ослабленных секторов экономики (в связи с этой задачей наблюдается повышение импортных пошлин на многие виды иностранных товаров).
3. Применение требований Всемирной торговой организации (в связи с этими требованиями Россия вынуждена снижать наиболее высокие ставки таможенного тарифа).