Статья:

Практика применения таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Балабаева А.А. Практика применения таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 20(113). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/113/72362 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Практика применения таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации

Балабаева Александра Александровна
студент Калининградского филиала МФЮА, РФ, г. Калининград

 

Аннотация. В предлагаемой статье, автор анализирует практические вопросы применения таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации. Проводит анализ, как и в какой степени таможенно-тарифное регулирование воздействуют на экономику России.

 

Ключевые слова: внешнеторговый оборот, внешняя торговля, единый таможенный тариф, Евразийский экономический союз, импорт, «налоговый маневр», таможенно-тарифное регулирование, фискальная функция, экспорт.

 

Для того, чтобы определить в какой степени система таможенного-тарифного регулирования оказывает воздействие на экономику Российской Федерации, обратимся к статистике и проанализируем динамику внешнеторгового оборота нашей страны.

Внешнеторговый оборот состоит из экспортных и импортных операций. (рис.1)

 

Рисунок 1. Динамика показателей внешнеторгового оборота Российской Федерации. Источник: составлено автором с использованием статистических материалов «Итоги внешней торговли со всеми странами в 2019 году» (http://customs.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries (дата обращения: 18.05.2020 г.).

 

Анализ статистических данных, свидетельствует о том, что в 2019 году внешнеторговый оборот России составил 672 млрд. долларов США, и по сравнению с 2018 годом этот показатель снизился на 3%.  [1]

Но несмотря на это, динамика показателей на диаграмме, позволяет утверждать, что импорт с 2016 года по 2019 год медленно, но стабильно увеличивается. Так например, импорт России в 2019 году составил 247,4 млрд. долларов США (т.е. увеличился на 2,7 % по сравнению с аналогичным показателем 2018 года).

Как известно, после событий Сочинской олимпиады и присоединения Крыма к Российской Федерации в 2014 году против нашей страны были введены санкции, в ответ на которые наша страна использовала продовольственное эмбарго. Эти события послужили причиной разработки политическим руководством России программы импортозамещения, которая продолжает действовать и 2020 г. Из-за создавшегося экономического положения импорт нашей страны значительно понизился в 2015 году. Если в 2014 году импорт составлял 291,6 млрд. долларов США, то начиная с 2016 по 2019 год он стал показывать положительную динамику [1].

Что же касается экспорта товаров нашего государства, то из-за санкций, он снизился в 2015 году на 30%, и составил 346,9 млрд. долларов США. В период с 2016 года по 2018 год наблюдался позитивный сдвиг в экономических показателях. Так например, в 2018 году экспорт увеличился на 26% и составил 451,8 млрд. долларов США.

В целом, экспорт увеличивается более быстрыми темпами по сравнению с импортом Российской Федерации, и несмотря на то, что в 2019 году наблюдался небольшой спад экспорта, он снизился на 4% и составил 424,6 млрд. долларов США, эти показатели позволяют говорить о положительных успехах национальной экономики.

Поддерживать российскую экономику помогают меры таможенно-тарифного регулирования, посредством которых осуществляется фискальная функция, которая реализуется с помощью взимания таможенных платежей.

 

Рисунок 2. Динамика перечисления таможенных платежей при импорте и экспорте. Источник: составлено автором с использованием статистических материалов «О перечислении средств в федеральный бюджет за декабрь 2019 года» (http://customs.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/221936 дата обращения: 20.05.2020 г.).

 

Из приведенной таблицы видно, что сумма перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет государства в 2019 году составила 5 174,8 млрд. рублей, что на 4,43% ниже, чем в 2018 году, когда сумма федерального бюджета от уплаты таможенных платежей составила 5 409,5 млрд. рублей).  [2]

Статистические данные на диаграмме показывают, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в 2019 году были уплачены таможенные платежи в размере 3292,2 млрд. рублей, что на 13,6% больше, чем в 2018 году.

Сложившуюся ситуацию можно обосновать следующими причинами:

- во-первых, из-за увеличения в 2019 году ставки НДС с 18% до 20%; во-вторых, падения российской национальной валюты по отношению к курсу доллара США на 3,3% по сравнению с 2018 годом.

Что же касается таможенных платежей, уплачиваемых при экспорте в 2019 году которые равны 2447,4 млрд. рублей, что на 22,1% меньше, чем в 2018 году, то такая тенденция связана: a) с реализацией «налогового маневра» в нефтяной отрасли; b) с установлением с 1.01.2019 года налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. [2]

Анализируя меры таможенного-тарифного регулирования и их воздействие на экономику Российской Федерации, нельзя не сказать о структуре эксорта и импорта на шего государства. С этой целью обратимся к таблице 1.

Таблица 1.

Экспорт важнейших товаров России за 2018-2019 гг, млн. долларов США.

 

2018 г.

2019 г.

1.Топливно-энергетические товары

286740

262578

2. Металлы и изделия из них

44468

37499

3. Продукты химической промышленности

27383

26998

4. Машины, оборудование и транспортные средства

23087

22479

5. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё

24883

24753

6. Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

12943

12788

7. Драгоценные металлы и камни

10098

15259

Источник: составлено автором на основе статистических данных «О перечислении средств в федеральный бюджет за декабрь 2019 года» (http://customs.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/221936 дата обращения: 20.05.2020 г.).

 

Как следует из таблицы, к наиболее экспортируемым категориям товаров относятся: топливо-энергетические товары, металлы и изделия из них, продукты химической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, драгоценные металлы и камни. (таблица1)

Основой экспортируемых товаров Российской Федерацией традиционно является топливно-энергетические товары. В 2019 году данная категория составила 62,08 % в доле общего экспорта. По сравнению с 2018 годом данная категория сократилась на 24 262 млн. долларов США.

Также основная доля поставок от экспорта пришлась на следующие категории товаров:

1. Доля экспорта категории «металлы и изделия из них» составила 8,87% от общего объема экспорта Российской Федерации. (2018 году – 9,88%). Под наибольшее сокращение попали черные металлы, в 2019 году их экспортировали на 2 536 млн. долларов США меньше, чем 2018 году.

2. Продукты химической промышленности составили 6,39 % от общего объёма экспорта страны. (в 2018 году - 6,09%).

3. Машины, оборудование и транспортные средства составили 5,32% от экспорта России в 2019 году, а в 2018 году доля общего экспорта по данной категории равнялась 5,13%.  Суда, лодки и плавучие конструкции (код ТН ВЭД 89) попали под сокращение на 1 608 млн долл. США в сравнении с 2018 годом.

4. Доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2019 году равна 5,85%, в 2018 эта доля составляла 5,53%. Группа товаров «Злаки» (код по ТН ВЭД 10) в сравнении с 2018 годом сократилась на 2 536 млн долларов США.

5. Древесина и целлюлозно-бумажные изделия составили 3,02% от общего объема экспорта страны (в 2018 году - 3,10%).

6. Драгоценные металлы и камни составили 3,61% от общего объема экспорта страны (в 2018 году - 2,24%). За 2019 год наибольший прирост экспорта в Российской Федерации в сравнении с 2018 годом наблюдался в товарной группе «жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» (код ТН ВЭД 71), он вырос на 5 161 млн долларов США. Что же касается импорта товаров в Россию, обратимся к таблице 2.

Таблица 2.

Импорт важнейших товаров России за 2018-2019 гг., млн. долларов США

 

2018

2019

1.Машины, оборудование и транспортные средства

106164

107007

2.Продукты химической промышленности

43554

47756

3.Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё

29633

29847

4. Металлы и изделия из них

17055

17820

5.Текстиль и обувь

14825

15106

7. Минеральные продукты

4974

5107

Источник: составлено автором на основе статистических данных «О перечислении средств в федеральный бюджет за декабрь 2019 года» (http://customs.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/221936 (дата обращения:20.05.2020 г.).

 

К наиболее импортируемым видам товаров относятся: машины, оборудование и транспортные средства; продукты химической промышленности; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё; металлы и изделия из них; текстиль и обувь; минеральные продукты.

Как свидетельствуют показатели из таблицы 2 высокотехнологичные товары традиционно составляют основную долю импорта, так например:

1. Наибольший удельный вес пришелся на категорию «Машины, оборудование и транспортные средства», он составил 43,90% от всего общего импорта страны (в 2018 году - 44,58%).

2. Доля импорта продукции химической промышленности в 2019 году составила 19,59% от общего объема импорта России (в 2018 году - 18,29%). В данной категории наибольший прирост импорта в 2019 году наблюдался в группе «Фармацевтическая продукция» (код по ТН ВЭД 30), он увеличился на 3 487 млн. долларов США, в сравнении с 2018 годом.

3. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё составили 12,24% от общего объема импорта страны (в 2018 году - 12,44%).

4. Металлы и изделия из них составили 7,31% от общего объема импорта страны (в 2018 году - 7,16%).

5. Текстиль и обувь составили 6,20% от общего объема импорта страны (в 2018 году - 6,22%).

6. Минеральные продукты составили 2,09% от общего объема импорта страны (в 2018 году - 2,09%).

Для представления более полной картины таможенного-тарифного регулирования и его воздействия на экономику страны важно рассмотреть, каким образом на практике в 2019 году изменилась ставка таможенного тарифа в Российской Федерации.

Как известно, в Российской Федерации существует Единый таможенный тариф (далее - ETT) который действует для всех государств-участников Евразийского экономического союза (далее -EAЭC).

Единый таможенный тариф EAЭC - является основным инструментом таможенной политики таможенного регулирования Союза, который был создан Решением Совета Евразийской экономической комиссии 16 июля 2012 года №54 и совершенствуется в зависимости от политических и экономических ситуаций, развития отраслей производства, привлечения инвестиций на таможенную территорию EAЭC. [3]

ETT синхронизирован с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности EAЭC.

За 2019 год изменения произошли только лишь в двух позициях:

a) 8703 «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили»;

b) 8802 «Летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители».

Для завершения анализа мер таможенно-тарифного регулирования рассмотреть ставки таможенных пошлин на примере четырёх товаров:

a) 8703 21 109 9 «Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня прочие, с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1000 см3, новые, прочие»;

b) 8703 33 199 0 «Прочие новые транспортные средства, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3»;

c) 8802 11 000 9 «Вертолеты прочие, с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг»;

c) 8802 40 004 5 «Самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест не более чем на 50 человек, прочие, с массой пустого снаряженного аппарата более 90 000 кг, но не более 120 000 кг».

Таблица 3.

Динамика изменения ставок импортных таможенных пошлин, применяемых Россией по отдельным товарам, 2015-2019 годы

 

2015

2016

2017

2018

2019

8703 21 109 9

25%, но не менее 1 евро/см³

23%, но не менее 0,67 евро/см³

10%, но не менее 0,33 евро/см³

17%

15%

8703 33 199 0

25%, но не менее 2,35 евро/см³

23%, но не менее 1,57 евро/см³

20%, но не менее 0,78 евро/см³

17%

15%

8802 11 000 9

17,9%

17,1%

16,4%

15,7%

15%

8802 40 004 5

16,8%

15,7%

14,6%

13,6%

12,5%

Источник: составлено автором на основе статистических данных «Изменения ТН ВЭД и ЕТТ в отношении отдельных видов товаров» (https://www.alta.ru/laws_news/68033/ (дата обращения: 2.05.2020 г.).

 

Исходя из данных, приведенных в таблице 3 видно, что ставки таможенных пошлин в Российской Федерации с 2015 по 2019 год были снижены, что свидетельствует о том, что импортный тариф нашего государства является достаточно либеральным.

Подводя итог вышеизложенному анализу мер таможенного-тарифного регулирования и их воздействия на экономику страны можно утверждать, что таможенно-тарифная политика Российской Федерации в основном осуществляется по следующим направлениям:

1. Пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов).

2. Защита ослабленных секторов экономики (в связи с этой задачей наблюдается повышение импортных пошлин на многие виды иностранных товаров).

3. Применение требований Всемирной торговой организации (в связи с этими требованиями Россия вынуждена снижать наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

 

Список литературы:
1. Итоги внешней торговли со всеми странами в 2019 году. URL: http://customs.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries (дата обращения: 18.05.2020 г.).
2. О перечислении средств в федеральный бюджет за декабрь 2019 года. URL: http://customs.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/221936 (дата обращения: 20.05.2020 г.).
3. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза. URL: https://www.alta.ru/ett/ (дата обращения: 19.05.2020 г.).