Статья:

Эффективность бенчмаркинга в санаторно-курортной сфере

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Хуажева З.Б. Эффективность бенчмаркинга в санаторно-курортной сфере // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/73908 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективность бенчмаркинга в санаторно-курортной сфере

Хуажева Зара Бислановна
магистрант, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар

 

EFFICIENCY OF BENCHMARKING IN THE HEALTH RESORT SPHERE

 

Zara Khuazheva

Graduate student Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В статье исследуются понятие бенчмаркинга и его влияние в оценке конкурентоспособности организации санаторно-курортной сферы. Особое внимание уделяется возможным результатам бенчмаркингового проекта, критериям оценки санаторно-оздоровительных услуг и оценке эффективности деятельности санатория.

Abstract. The article examines the concept of benchmarking and its influence in assessing the competitiveness of the organization of the health resort sphere. Special attention is paid to the possible results of the benchmarking project, the criteria for evaluating health and Wellness services and evaluating the effectiveness of the health resort.

 

Ключевые слова: бенчмаркинг, санаторно-оздоровительные услуги, критерии  оценки санаторных услуг, санаторно-курортная сфера.

Keyword: benchmarking, sanatorium and recreation services, criteria for evaluating sanatorium services, sanatorium and resort sphere.

 

Термин «бенчмаркинг» довольно прочно вошел в деловой оборот российских компаний в различных сферах деятельности. И санаторно-курортный комплекс не является исключением.

Существует множество определений и трактовок понятия «бенчмаркинг», однако все они сходятся в одном – это совершенствование своей деятельности путем анализа и адаптации лучших практик  по существующей проблеме.

Основными целевыми ориентирами в применении метода выступают:

- анализ собственной работы и выявление недостатков, проблемных зон;

- поиск лучших практик, наиболее успешного реализованного опыта;

- анализ чужого превосходства;

- создание мотивации для улучшений;

- устранение слабых мест  в работе и повышение конкурентоспособности.

При этом эталонное сравнение, применяемое в бенчмаркинге, отличается от слепого копирования «фишек» конкурентов, поскольку главное в этом методе – оценка причинно-следственных связей, которые привели компанию-контрагента к текущему положению. Для этого изучается не само новшество, сколько условия, при которых оно было введено.

Результатами бенчмаркинга, например в санаторно-курортной сфере, могут выступать [2]:

- увеличение доходов от деятельности;

- внедрение новых медицинских услуг;

- повышение качества и уровня удовлетворенности потребителя;

- улучшение методов диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний;

- более качественное использование имеющихся природных ресурсов;

- совершенствование предоставляемых досуговых услуг;

- совершенствование маркетинговых мероприятий, использование более широкого спектра рекламных средств.

Метод бенчмаркинга предполагает анализ предприятий по различным критериям. Такими критериями для оценки санаторно-оздоровительных услуг могут стать [1]:

  1. Санаторное лечение: методы лечения, диагностика, ассортимент проводимых процедур, укомплектованность медицинским персоналом, лечебные кабинеты, наличие современного медицинского оборудования, дополнительные услуги.
  2. Организация досуга: наличие объектов проведения досуга, организация спортивно-оздоровительной деятельности, проведение различных тематических мероприятий, концертов, экскурсионная деятельность, посещение общекурортных и внесанаторных мероприятий, водные развлечения, детское развлечение, показ кинофильмов.
  3. Наличие и использование природных лечебных факторов: климатолечение, грязелечение, применение природной минеральной воды, наличие бювета, рельеф местности (наиболее благоприятной для оздоровления считается пересеченная местность с перепадом высот), наличие терренкуров (специальных маршрутов для лечебной ходьбы), наличие значительного растительного покрова на территории и аэротерапия, гелиотерапия.
  4. Условия проживания: номерной фонд, оснащенность номеров, их состояние, возможность отдыха вместе с питомцами.
  5. Организация питания: организация диетического питания, качество пищи, наличие заказного меню.
  6. Инфраструктура: наличие объектов инфраструктуры, состояние, их доступность, чистота территории.

Оценка эффективности деятельности санатория будет рассчитываться как суммарное значение каждого критерия санаторно-оздоровительных услуг. При этом критерий «санаторное лечение» будет состоять из двух элементов: медицинская эффективность и медико-экономическая эффективность.

Медицинская эффективность является синонимом понятия «качество медицинской помощи», которая определяется как совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимися потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии, результативность лечения.

Медико-экономическая эффективность – определяется как соотношение медицинского результата и суммарных затрат конкретного санаторного учреждения  и системы в целом (оплата труда служащих, расходы на медикаменты, физиотерапевтическое оборудование и т.д.).

Расчет общего коэффициента эффективности деятельности  при проведении бенчмаркингового исследования способствует определению конкурентоспособности санатория. При этом рекомендуется использовать этот коэффициент перед проведением бенчмаркингового исследования, так и после получения первых результатов от реализации нововведений. Это позволит отследить то, как совершенствования отражаются на общей конкурентоспособности организации.

Таким образом, бенчмаркинг является значимым инструментом повышения эффективности деятельности компаний санаторно-курортной сферы. Оно позволит не только совершенствовать текущую работу организации, но и отслеживать ситуацию на рынке.

 

Список литературы:
1. Хуажева З.Б., Климова Н.В. Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью санаторно-оздоровительных услуг // Меридиан № 8 (42), 2020.
2. Хуажева З.Б., Климова Н.В. Бенчмаркинг как способ повышения конкурентоспособности санатория // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(38). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 9-16.