Статья:

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ДОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гонта Е.И., Рыдния В.П. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ДОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109616 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ДОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Гонта Елена Игоревна
студент, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Рыдния Виктория Павловна
студент, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. Налоги – основной источник наполнения государственного бюджета. В рамках налогового администрирования актуальным вопросом является оценка эффективности налогового контроля как основной формы контроля за формированием государственных доходов. Наиболее эффективная форма контроля - это налоговые проверки. В представленной статье рассмотрена результативность налогового контроля как основной формы налогового администрирования. Проанализированы абсолютные и относительные показатели результативности проведенных камеральных и выездных налоговых проверок в Российской Федерации за 2019-2021 годы, а также дана оценка налоговой задолженности.

 

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая задолженность, налоговые проверки, налоговое администрирование.

 

Существование абсолютно любого государства напрямую зависит от поступлений в бюджет. В современной экономике налоги являются наиболее важным источником государственных доходов. Именно его доходная часть обеспечивает исполнение конституционных гарантий, необходимых для стабильного развития общества, и в целом отражает благосостояние страны. Недополучение финансовых ресурсов негативно отражается как на налоговой безопасности, так и на экономической безопасности государства в целом. В связи с этим возникает необходимость повышения эффективности контроля за собираемостью налогов в бюджеты.

Налоговый контроль в Российской Федерации осуществляется в процессе: ведения учета налогоплательщиков; ведение оперативного учета налогов, сборов; администрирование системы приема и компьютерной обработки налоговой отчетности; проверки в соответствии с законодательством; администрирование налоговой задолженности налогоплательщика.

Налоговые проверки в соответствии с НК РФ подразделяются на выездные и камеральные. Камеральный контроль — это логическая проверка цифровых данных, сплошная по представленным декларациям, а выездной – выборочный контроль по поводу правильности начисления и уплаты налогов [2, с.44]. Для общей оценки качества налогового контроля в Российской Федерации проведём анализ динамики выездных и камеральных проверок в разрезе их общего количества, а также числа проверок, в ходе которых были выявлены нарушения.

Таблица 1.

Динамика выездных и камеральных проверок в Российской Федерации в 2019-2021гг.[1]

Период,

год

Вид проверки

Количество, единиц

Темп прироста

в сравнении с предыдущим

годом, %

Проверки

с нарушениями, единиц

Темп прироста в

сравнении с предыдущим годом, %

2019

ВНП

9364

 

8988

 

КНП

62843660

 

2443920

 

2020

ВНП

6160

-34,22%

5877

-34,61%

КНП

61526223

-2,10%

2384773

-2,42%

2021

ВНП

8121

31,83%

7729

31,51%

КНП

58894309

-4,28%

2975430

24,77%

 

В 2020 году наблюдалась общемировая тенденция снижения выездных проверок, что мы видим по данным анализа. В этом году количество проверок сократилось на треть. При этом за 2020 год налоговые органы усилили внедрение предпроверочного анализа в стенах налоговой, что отражается статистикой: когда ограничения были сняты, налоговые органы увеличили количество проверок, компенсируя отмененные проверки, стремясь к восстановлению показателей 2019 года. Данные показатели обеспечивались аналитической работой в периоды ограничений.

Одним из факторов, оказавших влияние на снижение количества выездных налоговых проверок, является применение риск ориентированного подхода при осуществлении контроля [3, с.128]. В мировой практике применение данного метода позволило значительно снизить количество проверок. Снижению выездных налоговых проверок также поспособствовало применение высокотехнологичных автоматизированных систем: программ «АИС Налог - 3» и «АСК НДС-2».

Для оценки влияния налоговых проверок на уровень налоговой задолженности следует провести анализ доли доначисленной по результатам налоговых проверок задолженности в общей сумме налоговой задолженности в Российской Федерации. Данные анализа представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Динамика удельного веса начисленных по результатам проверки платежей в общей сумме задолженности.

 

Исходя из данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что доначисления по результатам налоговых проверок составляют существенную долю общей задолженности по налогам и сборам, включая пеню и санкции. В 2019 году доля доначислений составляла 47% общей задолженности, в 2020 году – 37% и в 2021 году – 51%. В среднем доначисленные платежи составляют половину общей задолженности, снижение этой доли в 2020 году было связано сокращением количества выездных налоговых проверок в связи с мерами профилактики распространения коронавирусной инфекции.

Ещё одним показателем, позволяющим оценить эффективность налоговых проверок, является размер доначислений, включающий в себя недоимку по налогам, взносам и сборам и налоговые санкции, и пени, в расчёте на одну проверку. Данные по анализу представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика дополнительно начисленных платежей по результатам выездных и камеральных проверок в Российской Федерации в 2019-2021гг.

Период, год

Вид проверки

Доначисления на 1 проверку, тыс. руб.

Темп прироста доначислений на 1 проверку, %

2019

ВНП

31971,9

 

КНП

0,6

 

2020

ВНП

32044,4

0,23%

КНП

0,9

41,75%

2021

ВНП

47348,4

47,76%

КНП

1,5

77,86%

 

Исходя из анализа, представленного в таблице, можно сделать вывод, что, несмотря на снижение количества выездных налоговых проверок, по результатам которых выявлены нарушения, наблюдается тенденция к увеличению сумм начислений в расчёте на одну проверку. В 2020 году рост составил 0,23%, в 2021 году - 47,76%. Такая тенденция объясняется проведением выездных проверок только в отдельных случаях. Значительные усилия сосредоточены на предпроверочном анализе и отборе налогоплательщиков. Данные анализа подтверждают улучшение качества отбора плательщиков для выездного контроля. Эффективность проведения камеральных проверок также повышается, на что указывает стабильное увеличение сумм доначислений, в расчёте на одну проверку. В 2020 году увеличение составило 41,75%, а в 2021 году – 77,86%. Это указывает на более тщательную проверку деклараций налоговыми органами, для повышения эффективности пополнения бюджета.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что налоговый контроль в РФ сейчас направлен на усиление предпроверочного анализа и применение риск-ориентированного подхода, что подтверждается статистикой.

 

Список литературы:
1. Данные по формам статистической налоговой отчетности. — Текст : электронный // Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://www.nalog.ru/rn54/related_activities/statistics_and_analytics/forms//  (дата обращения: 18.04.2022).
2. Фархутдинов, Р. Д.  Налоговое право : учебное пособие для вузов / Р. Д. Фархутдинов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 133 с.— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait-ru.ezproxy.ranepa.ru:2443/bcode/509175 (дата обращения: 19.04.2022).
3. Водопьянова, В. А. Совершенствование налогового контроля как основной формы налогового администрирования в РФ / В. А. Водопьянова, В. В. Горлова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9. – № 3(32). – С. 127-130.