ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ДОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ДОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Аннотация. Налоги – основной источник наполнения государственного бюджета. В рамках налогового администрирования актуальным вопросом является оценка эффективности налогового контроля как основной формы контроля за формированием государственных доходов. Наиболее эффективная форма контроля - это налоговые проверки. В представленной статье рассмотрена результативность налогового контроля как основной формы налогового администрирования. Проанализированы абсолютные и относительные показатели результативности проведенных камеральных и выездных налоговых проверок в Российской Федерации за 2019-2021 годы, а также дана оценка налоговой задолженности.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая задолженность, налоговые проверки, налоговое администрирование.
Существование абсолютно любого государства напрямую зависит от поступлений в бюджет. В современной экономике налоги являются наиболее важным источником государственных доходов. Именно его доходная часть обеспечивает исполнение конституционных гарантий, необходимых для стабильного развития общества, и в целом отражает благосостояние страны. Недополучение финансовых ресурсов негативно отражается как на налоговой безопасности, так и на экономической безопасности государства в целом. В связи с этим возникает необходимость повышения эффективности контроля за собираемостью налогов в бюджеты.
Налоговый контроль в Российской Федерации осуществляется в процессе: ведения учета налогоплательщиков; ведение оперативного учета налогов, сборов; администрирование системы приема и компьютерной обработки налоговой отчетности; проверки в соответствии с законодательством; администрирование налоговой задолженности налогоплательщика.
Налоговые проверки в соответствии с НК РФ подразделяются на выездные и камеральные. Камеральный контроль — это логическая проверка цифровых данных, сплошная по представленным декларациям, а выездной – выборочный контроль по поводу правильности начисления и уплаты налогов [2, с.44]. Для общей оценки качества налогового контроля в Российской Федерации проведём анализ динамики выездных и камеральных проверок в разрезе их общего количества, а также числа проверок, в ходе которых были выявлены нарушения.
Таблица 1.
Динамика выездных и камеральных проверок в Российской Федерации в 2019-2021гг.[1]
Период, год |
Вид проверки |
Количество, единиц |
Темп прироста в сравнении с предыдущим годом, % |
Проверки с нарушениями, единиц |
Темп прироста в сравнении с предыдущим годом, % |
2019 |
ВНП |
9364 |
|
8988 |
|
КНП |
62843660 |
|
2443920 |
|
|
2020 |
ВНП |
6160 |
-34,22% |
5877 |
-34,61% |
КНП |
61526223 |
-2,10% |
2384773 |
-2,42% |
|
2021 |
ВНП |
8121 |
31,83% |
7729 |
31,51% |
КНП |
58894309 |
-4,28% |
2975430 |
24,77% |
В 2020 году наблюдалась общемировая тенденция снижения выездных проверок, что мы видим по данным анализа. В этом году количество проверок сократилось на треть. При этом за 2020 год налоговые органы усилили внедрение предпроверочного анализа в стенах налоговой, что отражается статистикой: когда ограничения были сняты, налоговые органы увеличили количество проверок, компенсируя отмененные проверки, стремясь к восстановлению показателей 2019 года. Данные показатели обеспечивались аналитической работой в периоды ограничений.
Одним из факторов, оказавших влияние на снижение количества выездных налоговых проверок, является применение риск ориентированного подхода при осуществлении контроля [3, с.128]. В мировой практике применение данного метода позволило значительно снизить количество проверок. Снижению выездных налоговых проверок также поспособствовало применение высокотехнологичных автоматизированных систем: программ «АИС Налог - 3» и «АСК НДС-2».
Для оценки влияния налоговых проверок на уровень налоговой задолженности следует провести анализ доли доначисленной по результатам налоговых проверок задолженности в общей сумме налоговой задолженности в Российской Федерации. Данные анализа представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика удельного веса начисленных по результатам проверки платежей в общей сумме задолженности.
Исходя из данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что доначисления по результатам налоговых проверок составляют существенную долю общей задолженности по налогам и сборам, включая пеню и санкции. В 2019 году доля доначислений составляла 47% общей задолженности, в 2020 году – 37% и в 2021 году – 51%. В среднем доначисленные платежи составляют половину общей задолженности, снижение этой доли в 2020 году было связано сокращением количества выездных налоговых проверок в связи с мерами профилактики распространения коронавирусной инфекции.
Ещё одним показателем, позволяющим оценить эффективность налоговых проверок, является размер доначислений, включающий в себя недоимку по налогам, взносам и сборам и налоговые санкции, и пени, в расчёте на одну проверку. Данные по анализу представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика дополнительно начисленных платежей по результатам выездных и камеральных проверок в Российской Федерации в 2019-2021гг.
Период, год |
Вид проверки |
Доначисления на 1 проверку, тыс. руб. |
Темп прироста доначислений на 1 проверку, % |
2019 |
ВНП |
31971,9 |
|
КНП |
0,6 |
||
2020 |
ВНП |
32044,4 |
0,23% |
КНП |
0,9 |
41,75% |
|
2021 |
ВНП |
47348,4 |
47,76% |
КНП |
1,5 |
77,86% |
Исходя из анализа, представленного в таблице, можно сделать вывод, что, несмотря на снижение количества выездных налоговых проверок, по результатам которых выявлены нарушения, наблюдается тенденция к увеличению сумм начислений в расчёте на одну проверку. В 2020 году рост составил 0,23%, в 2021 году - 47,76%. Такая тенденция объясняется проведением выездных проверок только в отдельных случаях. Значительные усилия сосредоточены на предпроверочном анализе и отборе налогоплательщиков. Данные анализа подтверждают улучшение качества отбора плательщиков для выездного контроля. Эффективность проведения камеральных проверок также повышается, на что указывает стабильное увеличение сумм доначислений, в расчёте на одну проверку. В 2020 году увеличение составило 41,75%, а в 2021 году – 77,86%. Это указывает на более тщательную проверку деклараций налоговыми органами, для повышения эффективности пополнения бюджета.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что налоговый контроль в РФ сейчас направлен на усиление предпроверочного анализа и применение риск-ориентированного подхода, что подтверждается статистикой.