Криминологическая характеристика личности торговца несовершеннолетними и личности потерпевшего
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Криминологическая характеристика личности торговца несовершеннолетними и личности потерпевшего
Преступность против несовершеннолетних вызывает тревогу. Увеличение числа бедных семей, ухудшение их материального положения может сказаться на безопасности детей. Торговля детьми подпадает под действие статьи 127.1 Уголовного кодекса РФ и включает в себя покупку, перевозку, передачу, укрывательство, эксплуатацию запугивании и много других жестоких действий. Торговля детьми – это черный рынок, охватывающий множество сфер и людей, стран и континентов. Поэтому, нами проведена обзорная характеристика личности преступников и потерпевших.
Характеристика личности в криминологии – это совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление человеку, а также жертве преступления, определяющих их индивидуальность. Изучение личности преступника и его жертвы имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку на личность влияют различные факторы, которые привели к совершению преступления.
В структуру личности преступника входят:
- физиологическое состояние нервной системы, текущее состояние здоровья и т.д. Этот фактор исследуется в связи с тем, что личностные черты часто определяются генетически.
- социально-демографические характеристики – возраст, пол, социальное и семейное положение, уровень образования, род занятий.
- морально-психологические характеристики – ценности, убеждения, взгляды на жизнь [5].
Внешне люди, занимающиеся торговлей детьми, ничем не отличаются от других. Они могут быть общительными, образованными, интересными.
В зависимости от рода деятельности продажами детей занимаются:
- родители;
- работники роддомов и детдомов;
- организованные преступные группы, занимающиеся поиском и вовлечением детей.
Преступники могут различаться мотивами, интересами, социальными статусами и т.д. Продают чаще всего мигранты и асоциальные семьи. Родители злоупотребляют алкоголем, имеют финансовые трудности, нигде не работают, образование отсутствует. Отсутствует и психо-эмоциоональная связь с ребенком. Ребенок для них обуза и лишний рот, соответственно, воспитанием, образованием, здоровьем ребенка они не занимаются. Вырученные деньги тратят на алкоголь, наркотики, развлечения.
Матери-одиночке трудно прокормить, а тяжелое эмоциональное состояние, связанное с уходом от нее мужчины может отразиться на отношении к ребенку как ненужному.
Работники роддомов и социальных служб могут использовать служебное положение для совершения преступлений. Характеризуются наличием специального образования, наличия знаний и навыков в оформлении соответствующих документов. Работают по заказу. Психологическое отношение к преступлению – желание заработать, отсутствие человеческих ценностей, профессиональных качеств.
Организованные преступные группы осуществляют поиск детей на улицах (беспризорников, детей из бедных и неблагополучных семей) под видом социальных служб. После чего входят в доверие детей, после чего обманом и силой заманивают их в свои сети. Распространено также похищение детей [7, С. 546-548]. Если требуется ребенок маленького возраста, то его похищают, покупают либо обманом забирают у родителей. В дальнейшем дети могут использоваться как для совершения преступлений самими лицами, так и могут быть проданы третьим лицам.
Одной из категорий профессиональных преступных групп, занимающихся торговлей детьми, являются цыгане. Они похищают, покупают, насильно удерживают детей. Как правило, используют их для попрошайничества, которое является для них основным заработком. Цыганские касты представляют собой иерархическую систему, в которой попрошайки находятся в низшем уровне, обеспечивающие поступление средств в цыганские общины.
Мотивом совершения преступления является корысть (получение материальной выгоды) как для покупателя, так и для продавца, а также сексуальное удовлетворение (для покупателя и перекупщиков) [4].
По половому признаку преступников соотношение составляет примерно 50% мужчин и 50% женщин. Мужчины занимаются похищением и перепродажей детей, избиением, запугиванием и изнасилованиями. Женщины занимаются поиском, втиранием в доверие, попрошайничеством, сбором средств якобы «на лечение», билет в деревню и т.п.
Организаторами бизнеса, как правило, являются люди с высшим образованием, имеющие опыт работы или связи в правоохранительных органах, таможне, органах опеки и социальных службах, от которых получают информацию о детях и с которыми можно договориться по транспортировке детей. Что же касается женщин, совершающих данное преступление, то среди них можно выделить группу бывших проституток («мамок»). Лица со средним и начальным образованием играют подчиненную роль – непосредственных исполнителей сделок по торговле людьми, поиску детей, применению физической силы и т.п.
В большинстве случаев торговцы детьми семейные люди с детьми. При этом они не испытывают угрызения совести и не примеряют судьбу «товара» на своих детей. Кроме того, преступники имеют склонность к насилию, которое позволяет подавить сопротивление и заставить детей подчиняться требованиям.
Субъективная сторона оценивается как прямой умысел, содержание которого заключается в осознании виновным абсолютного запрета на совершение сделок по купле-продаже человека. Большинство преступников считают свою деятельность бизнесом. Дети для них дорогой товар [4]. Они не задумываются о дальнейшей судьбе детей. Жалость не проявляют и женщины, хотя сами являются матерями.
Таким образом, можно придти к выводу о том, что личности преступников характеризуются эгоистическими мотивами, отсутствием человеческих ценностей.
На черном рынке торговли людьми детей используют для:
- трудовой и сексуальной эксплуатации;
- продажи на органы;
- продажи бездетным семейным парам;
- выдачи замуж за состоятельных мужчин;
- создания повстанческих армий и террористических организаций.
Криминологическая характеристика потерпевшего исследует социальные, психологические, правовые, нравственные и другие особенности, вследствие которых человек стал жертвой преступления.
В криминологии существует теория о взаимосвязи между преступником и потерпевшим, и последний сам направляет и обусловливает поведение преступника. В отношении детей такая теория не применима, поскольку дети становятся заложниками беспринципного поведения взрослых.
Несмотря на то, что уголовное законодательство и практика использует понятие «потерпевший», в отношении детей следовало бы применять понятие «жертва преступления», поскольку в силу возраста, отсутствия моральной и психической зрелости, низкого жизненного опыта, не способны объективно оценивать происходящую ситуацию и сопротивляться.
Таким образом, в зависимости от уровня сознания, психо-эмоционального и физического развития, предлагаю разбить возраст детей на следующие группы:
- младенцы;
- от 1 года до 8 лет;
- от 9 до 14 лет;
- от 14 лет до совершеннолетия.
Наиболее известный способ торговли детьми – нежелательная беременность или суррогатное материнство. Кроме того, младенцев крадут в роддомах, матерям заявляя о смерти ребенка при родах либо заявляя о смертельной болезни ребенка и предлагая написать на него отказ. В дальнейшем ребенка могут перепродать бездетным семейным парам, либо на изъятие органов. Маленькие дети «удобны» для торговцев тем, что еще не понимают что с ними происходит и не могут оказать сопротивление. На детей оформляют поддельные свидетельства о рождении, вывозят в другие страны новым родителям либо на органы. Повзрослев, даже могут не узнать, что в детстве стали жертвой преступления.
Младенцы и малолетние часто используются для попрошайничества с «мамочками» на рынках, оживленных улицах, в подземных переходах. Чтобы дети не кричали, их накачивают алкоголем, лекарствами. Их используют как вещи, передавая от одного другому. Выживаемость таких детей очень низкая. Если ребенок умирает попрошайка должна отработать время и только после этого ребенка выбрасывают. Вытащить таких детей из плена очень сложно. Рабское положение ребенка славянской внешности у цыганки, занимающейся попрошайничеством, невозможно доказать, если в ее паспорте вписаны дети подходящего возраста.
Усыновленные дети могут оказаться гораздо счастливее, чем были в родной семье. Однако, такие случаи исключение, нежели обыденность.
В возрасте от 9 до 14 лет жертвами становятся дети из неблагополучных и бедных семей. На руку преступникам то, что дети посвящены сами себе, а родители не заботятся о них. Это беспризорники, неблагополучные, сироты. Таких детей покупают у родителей за бутылку водки или минимум продуктов, детей же подкупают едой, одеждой и гаджетами либо проще всего – похищают. Если детей одевают и кормят, то они попадают в психологическую зависимость от преступников. Таких детей проще использовать в преступных целях – попрошайничество, работа на полях, подпольных швейных мастерских и т.д. Мотивом жизни для детей становится кров, питание и одежда – то, чего они не могли получить ранее.
Дети в возрасте от 14 лет становятся жертвами трудовой и сексуальной эксплуатации. Нередко легкомысленное поведение ребенка может оказывать стимулирующее воздействие на преступника. К примеру, с таким поведением девушки попадают в сексуальное рабство. Некоторые девочки, став зависимыми от финансовой поддержки, сами идут к клиентам. Пугает, что такие дети не считают себя жертвами. Они закрываются от полиции и психологов и не идут на контакт [9].
Образование такие дети не получают, однако, в зависимости от рабовладельца, могут получать медицинскую помощь.
Покорность ребенка зависит от его характера и того, что он желает получить в такой ситуации. Сопротивляющиеся дети подвергаются угрозам, насилию. Морально-эмоциональное состояние жертв характеризуется страхом из-за угрозы расправы со стороны работорговцев и подавляется алкоголем, наркотиками [12, С. 240-244]. При вкалывании наркотиков дети полностью утрачивают способность к моральному и физическому сопротивлению.
Составить реальную статистику о количестве российских детей, ставших предметом торговли, не возможно, поскольку преступность имеет латентный характер. Потерпевшие боятся мести со стороны своих хозяев, не все имеют возможности выбраться из плена и обратиться в правоохранительные органы, особенно, если находятся за границей.
Дети, освобожденные из рабства, проходят длительный курс психологической реабилитации, которая не дает гарантированный результат восстановления и социализации к нормальной человеческой жизни. Такой человек не сможет построить здоровую семью, будет иметь склонность к агрессии, асоциальному образу жизни.
Ориентировочно треть из всех детей, оказавшихся в рабстве, несмотря на усилия специалистов, начинает принимать наркотики, совершает преступления, судьба других не известна.
Потерпевшие несовершеннолетние мало чем отличаются от сверстников, разве что смотрят на жизнь уже взрослыми глазами. Они сломаны изнутри, от них сложно получить доверие.
Проведенное исследование показывает, что торговлей детьми занимаются для различных целей. В совершении преступлений задействованы лица различного рода деятельности, возраста, как мужчины, так и женщины. Общее, что их объединяет – желание наживы, деформация морального и правового поведения.
Несовершеннолетние же наименее защищены от преступных посягательств. Как было указано, вследствие латентности преступности, невозможно найти потерпевших детей. Это дети, родившиеся на дому или в частных клиниках, а потом проданные, неучтенные беспризорники и сироты.