Философские учения Анаксимандра
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Философские учения Анаксимандра
Анаксимандр Милета - один из древнегреческих философов, который был представителем Школы естественной философии Милета. Он является автором трактата "О природе", суть которого заключается в представлениях о космогонии, этиологии и космографии.
Анаксимандр считал, что вселенная похожа на живое существо. В отличие от вневременного времени, оно рождается, достигает зрелости, стареет и должно умереть, чтобы возродиться снова: «... гибель миров происходит, и их рождение происходит намного раньше, и с незапамятных времен все одинаково все снова."
Анаксимандр попытался сравнить размеры Земли с другими известными в то время планетами. Считается, что он сделал первую карту Земли (которая до нас не дошла, но может быть восстановлена по описаниям древних авторов). Впервые в Греции он установил гномон - самые простые солнечные часы и усовершенствовал вавилонские солнечные часы, которые имели форму сферической чаши - так называемые скафи. Введено в использование небесного шара.
Учение Анаксимандра о происхождении и конце жизни и мира
Анаксимандру также принадлежит первая глубокая догадка о происхождении жизни. Жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на землю и сбросили весы, став землей. Из животных вышел человек. В общем, все это правда. Правда, человек, согласно учению Анаксимандра, произошел не от наземного животного, а от морского. Человек родился и вырос до взрослого состояния внутри какой-то огромной рыбы. Родившись взрослым (поскольку он не смог бы выжить в детстве без родителей), первый человек отправился на землю.
Слушания Анаксимандра Милетского
Анаксимандр продолжил работу своего наставника Фалеса, который рассчитал даты солнцестояния и равноденствия. Анаксимандр, в свою очередь, изобретает гномонное устройство, на основе которого появляются солнечные часы.
Анаксимандр также создает первую географическую карту, однако, конечно, он включает в себя довольно ограниченные пространства: часть Европы, часть Азии и Ливии.
Отношение Анаксимандра к бытию
Анаксимандр считал первопричину того, что это некая безначальная, безграничная и вечная субстанция, которую нельзя отождествить ни с чем из того, что видно на Земле. В русском языке нет аналога этому слову, которое по-гречески звучит как «апейрон». Он считал, что все разнообразие вещей в этом мире рождается в результате движения и противоречий, созданных в этом апейроне, и боги Олимпа не были вовлечены в это. Именно потому, что он отрицал возможность создания всех вещей богами, Анаксимандр Милета также называют философом-материалистом.
Анаксимандр имел последователей в лице Анаксимен и других, но их вклад в дальнейшее развитие мышления не столь значителен. В частности, Анаксимен посвятил свою жизнь изучению первопричины бытия и обнаружил ее в воздухе, наделив ее теми же знаками, что и апейрон, но сделав ее более ощутимой и понятной для восприятия.
Ученики Анаксимандра
Основным учеником Анаксимандра является Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.).
В отличие от Фалеса и Анаксимандра, Анаксимен обнаружил, что этот принцип является воздушным и что первичное состояние материи следует считать воздушным. Таким образом, и примитивным веществом, и основной силой этого вещества был воздух, который является корневой силой движения при движении ветра, при дыхании - причиной жизни. Как примитивная субстанция, воздух Анаксимена неограничен и не обладает определенными качествами; объекты, наделенные определенными качествами, возникают, когда частицы воздуха вступают в комбинацию между собой. Это превращение неопределенного вещества в объекты с неопределенными качествами достигается за счет сгущения и разжижения; согласно законам гравитации утолщенные части движутся к центру вселенной, а сжиженные части поднимаются к ее окружности; небесные тела, которые Анаксимен называет богами, являются воспаленными частями воздуха, а земля - конденсированным воздухом.