Философия Сократа
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Философия Сократа
Сократ - один из древнегреческих философов, чье учение было отмечено поворотом в развитии философского учения. Из рассмотрения природы и мира изучение переходит к человеку и его собственной философской теории. Он обратил внимание философов не только на важность человеческой личности, но и на развитие теоретических знаний как ведущей формы самостоятельного мышления. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление сначала обращается к самому себе, исследуя свои собственные принципы и приемы.
Основной целью философии Сократа является поиск ответов на человеческие вопросы в области психологии, этики, эстетики, логики и т. Д. Сократ рассматривал мир как акт всемогущего божественного принципа, который участвует во всех явлениях и процессах. , а также все и всегда имеет знания. И только человек свободен, благодаря его уму, от контроля со стороны этого божественного, поэтому он, человек, может стать соучастником в управлении миром (через этику и самопознание), то есть прикоснуться к божественному с его сознанием. В этом отношении Сократ и его философия мало чем отличались от обычного благочестивого обывателя Афин или другой эллинской политики.
Укрепление и совершенствование этического идеализма - это роль философии Сократа. Понимание того, что такое добродетель и следование ей, - главная задача мыслителя.
Именно благодаря этому древнегреческому философу людям рассказывают суть понятия «счастье». Оно состоит не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в том, чтобы наслаждаться вещами внешнего материального мира, а в ощущении внутреннего удовлетворения. Человек счастлив, когда его душа упорядочена и добродетельна.
Учения Сократа позволяют нам понять, что сознание всегда хорошо, а бессознательно плохо. Если кто-то действует плохо, это означает, что он все еще не знает, как действовать в действительности (зло всегда является ошибкой суждения, оно не может быть сознательным), и после того, как его душа очищена от ложных предрассудков (в которых Сократ видел свою миссию) Это проявит естественную любовь к добру, а добро самоочевидно.
Основная причина изучения философии - изменить себя, стать достойным и хорошим человеком. После разговора с Сократом его слушатели почувствовали, что им нужно измениться: «мне казалось, что ты больше не можешь жить так, как я живу» (слова Алкивиада из диалога Платона «Пир»).
Истина, по мнению Сократа, достигается посредством рационального обсуждения. Это раскрыло древнегреческий дух и гений Сократа. Метод Сократа хорош тем, что человек не принуждается к истине, а приходит к ней свободно. Философия - это свобода мысли, а не ее порабощение.
У Сократа было много учеников, которые образовывали различные школы: циники, киренаики, мегарианцы и т. Д. Подобно древнеиндийскому мифу о сотворении людей из тела Пуруша, мы можем сказать, что вся последующая философия вышла из Сократа: из его разума - академики и перипатетики, от его чувств - циники и кирены, от его иронии - скептики, от его смерти - стоики.
Самым известным из учеников Сократа был Платон. Платон - древнегреческий философ, чьи произведения сохранились не в коротких отрывках, цитируемых другими, а в полном объеме. Сократ разработал принцип единства понятий, который позволил Платону создать особый «мир идей». Ему остается найти особое место для этих понятий, отделяя их от чувственного мира.
Сократа обвинили в подрыве основ государства, в попытке найти причину очевидного упадка демократической власти и ослабления Афин после блестящего и необратимого «века Перикла». Обвинителей было три: молодой поэт Мелет, владелец кожевенных мастерских Анит и оратор Лайкон.
По решению суда Сократ выпил велосипед и умер через несколько минут в полном сознании. После его казни началась долгая история интеллектуального опыта этой афинской трагедии, отдельные этапы которой совпали с историей развития философии, прежде всего образования платонизма.
Его смерть привела к открытию школ Сократа, основанных его близкими учениками. Студенты хотели рассказать о личности Сократа людям, которые не имели возможности узнать его при жизни, и понять, какое значение может иметь его жизнь для тех, кто никогда его не увидит.