Статья:

Социальные обязательства государства в сфере поддержки многодетных семей (на материалах Лешуконского муниципального района)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Гулина Е.А. Социальные обязательства государства в сфере поддержки многодетных семей (на материалах Лешуконского муниципального района) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74545 (дата обращения: 30.11.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальные обязательства государства в сфере поддержки многодетных семей (на материалах Лешуконского муниципального района)

Гулина Екатерина Алексеевна
студент, Северный Арктический Федеральный Университет (САФУ), РФ, г. Архангельск

 

Актуальность выбранной темы, обусловлена необходимостью совершенствования социальных обязательств государства в сфере поддержки многодетных семей.

По данным Минтруда, в начале 2019 году число многодетных семей в России превысило 1,5 миллиона. По словам президента В.В. Путина, эта категория является одной из наиболее незащищенных в российском обществе. По данным Росстата сегодня суммарный коэффициент рождаемости не достигает необходимого уровня (2,14 ребенка вместо требуемых 2,91) и при таких темпах прогнозируется его снижение к 2030 году до 1,69. Появление второго ребенка ухудшает материальное положение семьи в 2 раза, третьего - в 4 раза по сравнению с материальным положением однодетной семьи. Испытываются проблемы с покупкой продуктов питания, одежды, лекарств, оплатой коммунальных услуг и т.д.

Рассмотрим общую характеристику Лешуконского района. Лешуконский район расположен в зоне северной тайги далеко на северо-востоке Архангельской области в среднем течении реки Мезень. Районный центр с. Лешуконское, и часть деревень, входящих в МО «Лешуконское» (Едома, Каращелье, Русома), а также в МО «Олемское» (Олема, Усть-Чуласа, Чуласа, Кеба, Резя, Б. Щелья) расположены на берегу р. Вашка. Протяжённость территории района с севера на юг составляет 135 км, с запада на восток - 280 км. Лешуконский район граничит на севере с Мезенским районом, на западе с Пинежским районом, а на востоке и юге с Республикой Коми.

В районе не имеется железных дорог, автомобильных с асфальтовым покрытием. Между частью населенных пунктов имеются не дороги районного значения, а направления, по которым возможен проезд только зимой и летом в сухую погоду.

Расстояние от села Лешуконское до города Архангельска составляет 403 км. Транспортная связь с ним осуществляется воздушным и автомобильным путём (кроме периодов распутицы, длящихся в среднем 3 месяца в году).

В состав района входят 6 сельских поселений:

  1. Муниципальное образование «Вожгорское» (центр Вожгора) — 1336 человек;
  2. Муниципальное образование «Койнасское» (центр Койнас) — 1152 человек;
  3. Муниципальное образование «Лешуконское» (центр Лешуконское) — 5628 человек;
  4. Муниципальное образование «Олемское» (центр Олема) — 902 человек;
  5. Муниципальное образование «Ценогорское» (центр Ценогора) — 953 человек;
  6. Муниципальное образование «Юромское» (центр Юрома) — 524 человек.

Климат Лешуконского района умеренно-континентальный, на севере близок к субарктическому: холодная продолжительная зима и короткое прохладное лето. В течение года выпадает в среднем 600 мм осадков, высота снежного покрова в 50-70 см держится от 180 до 200 дней. Годовая амплитуда температур составляет 30 градусов.

Лешуконский район считается малозаселенным, однако на его территории расположено 50 населенных пунктов. Демографическая ситуация в районе в последние годы характеризуется сокращением численности населения, как за счет естественной убыль населения, так и за счет миграционных процессов.

На данный момент численность населения Лешуконского района по данным переписи 2017 года составляла 6622 человек.

Среднее соотношение количества мужчин и женщин - 47,5% к 52,5% соответственно.

По данным Лешуконского отдела ЗАГС, в 2019 году в Лешуконском районе:

- создано 30 новых семей – большая часть новобрачных официально оформили свои отношения в возрасте от 25 до 35 лет;

- развелось 18 пар – большинство в первые пять лет совместной жизни;

- зарегистрировано рождение 53 детей - большая часть родились в официальном браке, 12 новорожденных зарегистрированы одновременно с установлением отцовства. В 25 семьях появился первый или второй ребенком. Возраст большинства матерей от 21-до 30 лет.

В МО «Лешуконский муниципальный район» меры поддержки многодетных семей реализуются в соответствии с законом N 496-30-ОЗ "О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области" (02.07.2019). Он в соответствии с Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, и другими нормативно-правовыми актами дает определение многодетной семье. Это семья, имеющая в своем составе трёх и более детей (рождённых, усыновлённых), в том числе детей в возрасте от 18 лет до 21 года, обучающихся в образовательной организации, проживающих совместно с родителями (усыновителями), при условии, что один из родителей (усыновителей) имеет гражданство Российской Федерации.

Закон определяет правовые, социально-экономические и организационные основы государственной политики в сфере социальной защиты семьи, воспитывающей детей, устанавливает дополнительные меры социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства на территории всей Архангельской области.

Рассмотрим некоторые положения закона, направленные на социальную поддержку многодетных семей, на которые основываются в работе сотрудники социальной службы.

Многодетная семья ежегодно регистрируется государственным учреждением по месту жительства, для чего один из родителей подает заявление и утвержденный постановлением областного правительства пакет документов. Ему выдается удостоверение установленного образца, подтверждающий статус многодетной семьи и дающий право на предоставление мер социальной поддержки.

В Лешуконском районе помощь многодетным семьям осуществляется по многим направлениям: в области образования, здравоохранения, работы для родителей и их выхода на пенсию.

Если по всей Архангельской области при начислении детских пособий применяется повышающий коэффициент 1,2, то в Лешуконском районе, как и Мезенском и Пинежском, а также Северодвинске коэфиициент составляет 1,4. Разница, несмотря на, казалось бы незначительное различие в 0,2% для многодетных, особенно малообеспеченных семей существенно (приложение Б).

Среди льготных мер (согласно 256-ФЗ от 29.12. 2006 г.):

  1. Скидка 30% на оплату услуг ЖКХ (также распространяется на покупку топлива в домах с печным отоплением).
  2. Бесплатные поездки на автобусах, троллейбусах, трамваях, метро.
  3. Возможность получать бесплатные медикаменты (при наличии рецепта от врача) для детей до 6 лет.
  4. Зачисление детей без очереди в сады и ясли.
  5. Предоставление ученикам бесплатной школьной одежды.
  6. Обеспечение школьников и студентов колледжей и техникумов бесплатным горячим питанием.
  7. Выделение бесплатных путевок для школьников в летние лагеря.
  8. Возможность 1 раз в месяц бесплатно посещать культурные учреждения – театры, зоопарки, парки отдыха, музеи, выставки.
  9. Скорейшее предоставление земельных участков.
  10. Оформление кредитов по минимальным ставкам на покупку материалов и постройку жилья.
  11. Если родители планируют завести фермерское хозяйство, государство окажет помощь в покупке земли.
  12. Содействие в трудоустройстве матерей и отцов (на дому, неполный день, по гибкому графику), а также возможность переобучения.
  13. Досрочный выход многодетной матери на пенсию. В 57 лет – тем, кто имеет троих детей, в 56 – четверых, в 50 – пятерых, причем младшему должно исполниться не меньше 8 лет.

Для самих детей важным и запоминающимся моментом становится участие в детской оздоровительной кампании, когда они имеют возможность выехать за пределы родного населенного пункта и проводить интересный досуг среди сверстников. Родителям большого количества детей послать их на отдых и в лагерь зачастую не под силу, некоторые даже не выезжали никогда за пределы Лешуконского района. Поэтому такая мера поддержки важна для таких семей.

В 2019 году родителям (законным представителям детей) начали выдаваться сертификаты на оплату путевок (а детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, дополнительно на оплату части проезда и сопровождения к месту отдыха и обратно в составе организованной группы). Полученные сертификаты родители имели возможность реализовать в лагерях, включенных в перечень организаций отдыха детей и их оздоровления. Родители могли сами выбрать летний лагерь и заключить с его администрацией договор. Дети из многодетных или малоимущих семей относятся к льготным категориям, однако их родителям необходимо оплатить свою часть путевки, проезда и остальных расходов, связанных с отправкой в лагерь/санаторий (горячее питание в пути, страховку и прочие). И именно это останавливало многих в отправке детей в лагеря на территории и за пределами Архангельской области – суммы доходили до 15 тысяч за смену. К сожалению, часть детей из таких семей провела дома, посещая местные лагеря дневного пребывания.

Среди выделенных основных материально-финансовых проблем семьи большинство выбрали отсутствие средств:

- на приобретение продуктов питания;

- отсутствие средств на приобретение одежды;

- отсутствие средств для удовлетворения потребностей ребенка;

- длительная неспособность оплатить коммунальные услуги (тепло, электричество, вода и т.д.).

- неспособность выплатить долги.

Стоит отметить, что продукты питания, одежда и детские игрушки в с. Лешуконском в магазинах стоят выше, чем в областном центре в среднем в 1,5-2,5 раза. В других поселениях разница на отдельные виды товаров доходит до 300%. Правда, эту разницу компенсирует работающим гражданам повышенная ставка заработной платы: 80% как жителям Крайнего Севера и 40% районный коэффициент, то есть установленный оклад увеличивается на 120%.  Но у всех официально работающих многодетных граждан установлен минимальный оклад, и далеко не все они трудоустроены согласно ТК, то есть в выплате черных зарплат не учитываются никакие повышающие проценты. В связи с этим большинство вынуждено искать подработки.

Заметно меньше испытывают трудности с оплатой аренды жилья, что можно объяснить тем, что большинство имеет собственное жилье. Но те, кто его снимает, не всегда могут вовремя оплатить аренду владельцам.

И меньше всего опрошенные испытывают финансовых проблем, связанные с нехваткой средств для уплаты налога на недвижимость, что может объясняться сравнительно невысокой суммой налога в Лешуконском районе и нечастой необходимостью оплаты. Также почти никто не испытывает проблем с отсутствием средств на здравоохранение.

Проблемой для многодетных семей также является то, что многие поставщики, как занимающиеся лесозаготовками, так и разбирающие развалившиеся старые дома, работают нелегально и не предоставляют квитанции, которые могли бы использоваться для получения компенсации. Однако имеются поставщики, продающие дрова легально, правда, по более высокой цене.

Электроэнергия, в зависимости от количества бытовых приборов и интенсивности их использования колеблется от 450 до 1300 рублей. Всеми используются для готовки электроплиты, т.к. газоснабжения в Лешуконском районе нет. Потребляется электроэнергия также холодильниками, телевизорами, компьютерами и т.д. Для освещения всеми используются энергосберегающие лампы.

Итого минимальная сумма оплаты коммунальных услуг составляет 1600 рублей в месяц, максимальная – 5100 рублей. Многодетным семьям согласно закона N 496-30-ОЗ "О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области" предоставляется компенсация в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. В Лешуконском районе компенсацию они могут получить в размере 50%, но только после оплаты коммунальных услуг. Если имеется долг по коммунальным услугам, компенсация социальной службой не предоставляется. При наличии больших долгов это перерастает в еще большие расходы.

Подводя итог, можно заключить, что многодетные семьи в Лешуконском районе нуждаются: в материальной помощи (денежные выплаты), натуральной помощи (одежда, продукты питания, медикаменты), помощи в трудоустройстве, социальной поддержке (льготы, субсидии), организации досуга (открытии семейных развлекательных центров и заведений), улучшении жилищных условий.

Результаты собственного исследования по выявлению финансово-материальных проблем многодетных семей в МО «Лешуконский муниципальный район» дали нам возможность разработать рекомендации по расширению спектра оказываемых им услуг и иных мероприятий.

Предлагается:

1. Для создания позитивного образа многодетной семьи в обществе рекомендуется оптимизировать его посредством СМИ. На экранах на данный момент наблюдается засилье криминальных сериалов, политических дискуссий и скандальных ток-шоу. Среди этого потока вполне могут вписаться и стать популярными (как пример – сериал «Папины дочки») сериалы про многодетные семьи, а также интересные передачи, посвященные их одновременно веселой и непростой жизни.

Также можно было бы выпускать книги с увлекательным сюжетом, а для детей с яркими иллюстрациями, посвященные данной теме. Для не читающей книги и прессу стоит больше включать в новостные ленты, видеохостинги и разрабатывать тематические блоги в интернете.

2. Необходимо расширить сеть заведений, где могли бы проводить вместе все члены семьи. Внимания требует не только областной центр и крупные города региона, но и отдаленные районы, подобные Лешуконскому району. В таких заведениях могут располагаться кафе и различные аттракционы для детей (батуты, качели, лабиринты и т.п.), а также для взрослых (бильярд, боулинг, тир и т.п.). Они, без сомнения, будут востребованы. В Лешуконском районе просто нет досуговых мест, где могли бы культурно, приятно и с пользой отдохнуть большие семьи. А чтобы в свободное время детям также было чем заняться, пока родители на работе, необходимо установить детские площадки в нескольких участках больших населенных пунктов, и по одному в маленьких, где проживают дети. В этом деле для изыскания ресурсов необходимо привлечение бизнеса и объединение его с усилиями органов местной власти. Привлечение общественности, в т.ч. в лице активистов ТОС и НКО также в организации семейного досуга было бы не лишним. А вот создание кинотеатров и театров, как показала практика (по словам культработников) с учетом того, что уставшие после работы родители предпочитают проводить время перед телевизором, считается не рентабельным. Для привлечения к посещению массовых мероприятий, в том числе зрелищных представлений для членов многодетных семей можно ввести скидки, т.к. стоимость билета на один концерт для них стоит умножать в пять, шесть, семь и более раз.

3. Как показало исследование, продукты питания, покупка одежды и игрушек для детей стоят на первом месте в списке основных материально-финансовых проблем семьей. В Лешуконском районе нет секонд-хендов, хотя некоторые предприниматели хотели бы открыть комиссионные магазины. Для таких инициатив требуется упростить процедуру оформления. В социальной сети действует группа «Лешуконская барахолка», где каждый может наподобие «Авито» продать или купить по сходной цене ту или иную вещь. Идея замечательная, однако не у всех есть компьютер и выход в интернет, а для большинства поселений добраться до продавца в райцентре крайне проблематично и дорого. Отделом социальной защиты периодически проводятся акции – жители приносят хорошую, но ненужную одежду, которую разбирают малоимущие граждане. Однако и здесь имеется недоработка – информация посредством «сарафанного радио» доходит не до всех и не сразу. Поэтому рекомендуется каждую такую акцию афишировать всеми доступными способами – через объявления (не только в отделении соцзащиты, а хотя бы в центре села), в районной газете и в интернете. Это не потребует больших расходов.

Для льготных категорий граждан рекомендуется открыть социальный магазин, где продукты продавались бы по сниженной цене. Предпринимателям, занятым в торговой сфере, рекомендуется проводить акции, как это делается в крупных торговых сетях Архангельска и других городов области. Выходящий из срока продукт можно реализовать, а также направить акции на рекламные цели. На данный момент это, к сожалению, практикует только один магазин в Лешуконском – «Березка».

4. Рекомендуется разработать систему скидок для проезда в Архангельск на лечение в областной клинической больнице. На данный момент действует система компенсаций – сначала человек оплачивает полностью проезд, а позже это ему компенсируется. Однако именно отсутствие денег и останавливает многих от поездок в областной центр. Поэтому требуется ввести именно систему скидок с заключением договоров между муниципалитетом и частными перевозчиками с последующим составлением актов и компенсированием проезда именно предпринимателям, а не гражданам льготных категорий.

5. Рекомендуется аналогично пересмотреть схему компенсации расходов на коммунальные услуги. При длительной неспособности оплатить коммунальные услуги (тепло, электричество, вода и т.д.), которую испытывает большая часть многодетных семей Лешуконского района, они не могут получить компенсацию. В итоге долг растет, а помощи они не получают. Необходимо подключить систему компенсаций не гражданам, а именно управляющей компании, энергоснабжающему предприятию, поставщикам дров, и главное -  начать ее выплату в момент подачи заявления человеком в отделение социальной помощи, а не после погашения всех задолженностей. Таким образом долг не будет расти, и его многодетные семьи со временем смогут погасить. Кроме того, исключается посредническое звено в системе оплат в лице граждан (им потребуется только подать заявление и пакет соответствующих документов), что избавит многодетные семьи от излишнего бюрократизма. Подобная схема могла бы осуществляться также посредством МФЦ, т.е. в «одном окне», на что рассчитана стратегия правительства РФ.

6. В связи с малым количеством проживающих в отдаленных деревнях детей рекомендуется областному правительству направить в Вожгорскую, Койнасскую, Ценогорскую, Юромскую и Олемскую школы специально оборудованные для перевозки детей автобусы с полным приводом. Переднее- или заднеприводный транспорт на плохих дорогах и даже просто направлениях, по которым везут школьников, не может проходить. Для решения администрации школ вынуждены использовать бездорожники в нарушение правил перевозок – об этом в приватной беседе признавались во время опроса работники социальной службы. Наказывать за это школы несправедливо и не имеет смысла, они вынуждены идти на такие шаги. Кроме этого, они поставлены в условия, когда транспорт должен быть подключен к системе «Глонасс», на что должны направляться средства школ. Такие расходы также должно компенсировать государство, а не сваливать проблему на места.

7. Рекомендуется более широко освещать работу социальных служб и меры поддержки многодетных семей. Многие ими не пользуются только потому что не располагают нужной информацией. Каждой многодетной семье можно разработать типовые памятки и буклеты с подробной и понятной информацией и предложить им как при визите в органы социальной поддержки, так и по телефону. Это не потребует много затрат и времени, но освободит и самих работников, и заменяющих их роль на местах глав поселений от необходимости лишних разъяснений. Одних информационных листов в коридоре администрации недостаточно, а информация, размещенная на официальном сайте районной администрации больше предназначена для юридически подготовленных специалистов, а не для рядовых жителей Лешуконского района.

8. Вполне возможно расширить спектр направлений, на которые можно потратить федеральный материнский капитал. Кроме долгосрочных направлений (улучшение жилищных условий, оплата услуг в сфере образования детей и повышение накопительной части трудовой пенсии матери) можно было бы направлять его на текущие дела: поездки всей семьей на курорт, покупку мебели, на полноценный ремонт и т.д.

9. Рекомендуется поддержать инициативу депутатов Госдумы, разработавших законопроект, который увеличит выплаты пособий на детей от полутора до трех лет с 50 р. до 10 тыс. рублей. А также рассмотреть возможно их увеличения на детей в возрасте старше 3 лет – их родители нуждаются в средствах на содержание и воспитание не меньше, а скорее больше, чем родители 1,5-3-летних детей.

10. Рекомендуется компенсировать полную стоимость путевок родителям из многодетных семей, отправляющих ребенка в лагерь, находящийся за пределами Архангельской области. Частичное возмещение затрат на стоимость путевки, и большие расходы на проезд ребенка, страховку, питание и т.д. останавливают многих родителей от отправки своих детей в такие лагеря. Таким образом многие дети Лешуконского района из малообеспеченных семей ни разу не были на море и вообще за пределами региона.

11. Рекомендуется разработать законопроект для внесения на рассмотрение в Госдуме, направленный не на выплату пособий, а повышение заработных плат путем снижения подоходного налога. Существовавший в СССР налог на бездетность в настоящих условиях мог бы дать обратный эффект – коллеги членов многодетных семей, лишившиеся «по их вине» части своей законной зарплаты будут относится к ним с усиленным негативом. Зато стимулирование многодетных посредством увеличения их зарплат не в ущерб ни коллегам, ни работодателю, напротив придаст дополнительный стимул и способствует оптимизации образа семьи с большим количеством детей.

В целом респонденты удовлетворены уровнем социальной поддержки, однако все предложенные рекомендации, возможно с некоторой корректировкой под реальные и меняющиеся условия, без сомнения позволит его повысить.

Предоставление информации о мерах социальной поддержки многодетные семьи считают недостаточным, но деятельность специалистов социальной работы они в целом оценивают как удовлетворительную.

Все эти факторы были учтены при подготовке предложений по расширению спектра услуг, оказываемых многодетным семьям. Эти рекомендации, возможно с некоторой корректировкой под реальные и меняющиеся условия, без сомнения позволит его повысить.

 

Список литературы:
1. Дымнова Д.Г. Многодетная семья - выход из демографического кризиса //Ученые записки Российского государственного социального университета.- 2019.-№ 11. -С. 18-21
2. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для вузов / В.П. Галаганов. – М.: Академия, 2017. – 448с.
3. Инфopмaциoннo-пpaвoвoй пopтaл «Гарант» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/article/1312704.
4. Инфopмaциoннo-пpaвoвoй пopтaл «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://   http://www.consultant.ru/news/49.