Статья:

Анализ государственной поддержки инновационной инфраструктуры Калужского региона

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Кошелева Е.М. Анализ государственной поддержки инновационной инфраструктуры Калужского региона // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 25(118). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/118/75589 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ государственной поддержки инновационной инфраструктуры Калужского региона

Кошелева Елена Михайловна
студент, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», РФ, г. Москва
Фомина Ольга Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», РФ, г. Москва

 

Калужская область является развитым индустриально-аграрным регионом, расположенным в Центральной части России. Данный регион отличается своей современностью, перспективностью и комфортной средой для ведения предпринимательской деятельности, что позволяет ему занимать одну из лидирующих позиций среди других субъектов России по привлечению инвестиций, в том числе иностранных.

По данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики, на 2019 год Калужский регион занимает:

  • 1 место в Центральном федеральном округе (ЦФО) и 1 место в России по объему производства продукции обрабатывающих производств на душу населения;
  • 1 место в ЦФО и 9 место в России по объему производства промышленной продукции на душу населения;
  • 3 место в ЦФО и 26 в России по размеру среднемесячной заработной платы. [5]

Суммарный объем инвестиций в основной капитал с 2006 года составляет более 1 трлн. рублей, а объем экспорта региональной продукции в страны дальнего зарубежья за последние 5 лет возрос в 9 раз.

Динамика валового регионального продукта в Калужской области (рисунок 1) начиная с 2015 года превышает средние показатели по России и имеет тенденцию к постоянному увеличению.

 

Рисунок 1. Динамика валового регионального продукта в Калужской области (в текущих ценах), млн руб. [5]

 

За 2019 год объем валового регионального продукта вырос на 2%, что несколько ниже, чем прирост в 2017 – 11,7%, однако, стоит отметить, что за почти десятилетний период данный показатель неуклонно растет и не показывает отрицательной тенденции (рисунок 1), что свидетельствует о постоянном развитии региона. [5]

Причиной неуклонного развития и совершенствования экономики региона является грамотная региональная политика Калужского региона, реализуемая на основании «Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года». Одним из основных направлений Стратегии является развитие и продвижение инновационных территориальных кластеров.

Благодаря опыту зарубежных стран известно, что кластерная политика – это эффективный метод развития социально-экономической сферы региона. Организации, объединенные в кластер, обладают конкурентным преимуществам, так как они осуществляют деятельность на одной территории и в одной или смежных отраслях, что способствует развитию региона, а в перспективе – страны.

На протяжении более 10 лет Калужский регион успешно организует систему инновационных территориальных кластеров, которые не только динамично развиваются, создавая при этом новые производственные цепочки, но и поддерживают существующую структуру экономической специализации территорий.

За время осуществления кластерной политики в рамках региона число кластеров выросло в 4 раза, что говорит о его привлекательности с точки зрения создания инновационного производства, а также позволяет оценить условия инвестиционного климата.

Согласно Национальному рейтингу состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на 2019 год Калужская область занимает 4 место, а индекс физического объёма инвестиций в основной капитал составляет, по мнению экспертов, 102%. [8]

Государственная поддержка инновационных кластеров Калужской области осуществляется в рамках государственной программы «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области».

В области функционирует система институтов, реализующих региональное развитие:

  • ГАУ КО «Агентство регионального развития Калужской области»;
  • ОАО «Корпорация развития Калужской области»;
  • ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области»;
  • ГАУ КО «Агентство развития бизнеса»;
  • ГАУ «Центр государственно-частного партнерства Калужской области».

Данные институты помогают партнерам и участникам кластеров в быстрой и эффективной реализации проектов.

Возглавляет реализацию кластерной политики АО «Агентство инновационного развития-центр кластерного развития Калужской области» (АИРКО). Агентство функционирует как Представительство Фонда содействия инновациям в Калужском регионе.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) – это государственная некоммерческая организация, являющаяся федеральным институтом развития и образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. №65.

Программы поддержки малого и среднего предпринимательства реализуются Фондом с 2005 года. За это время организация профинансировала 155 бизнес-инкубаторов в 58 субъектах РФ. Из них 14 находятся на стадии создания, а 141 уже функционируют и занимают площадь более 400 тыс. кв. м., на данный момент через процесс инкубирования прошли более 2000 компаний. [3]

Согласно отчетам о результатах деятельности АО «Агентство инновационного развития-центр кластерного развития Калужской области» в период с 2014 по 2018 годы динамика привлеченных средств на текущее обеспечение деятельности и реализацию мероприятий в рамках со-финансирования деятельности центров кластерного развития имеет следующий вид (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Динамика средств в рамках со-финансирования деятельности центров кластерного развития, млн руб. [1]

 

Из данных, представленных на рисунке 2, видно, что большая часть финансирования поступает из федерального бюджета, однако Министерство экономического развития Калужской области вносит значительный вклад в содействие деятельности центров кластерного развития. [1]

Вместе с тем Агентство инновационного развития занимается привлечением средств на реализацию проектов по развитию участников территориальных кластеров (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Динамика средств, привлеченных АИРКО, млн руб. [1]

 

Согласно рисунку 3, динамика средств, привлеченных АИРКО по программам Фонда содействия инновациям в процентном соотношении растет с каждым годом, привлекая все меньший процент средств инвесторов и кредиторов. С одной стороны, это свидетельствует об активном и эффективном функционировании Фонда, низком уровне привлечения заёмных средств, однако с другой это является признаком снижения инвестиционной активности, что может в будущем пагубно отразиться на развитии научно-технической сферы предпринимательства. [1]

Также стоит отметить, что согласно данным отчета число услуг, оказываемых Центром кластерного развития Калужской области, неуклонно растет с каждым годом. В 2018 было оказано 1096 услуг, из них:

  • 626 услуги оказаны 209 субъектам предпринимательства, зарегистрированным на территории Калужского региона и являющихся участниками инновационных кластеров области;
  • 454 услуг для 160 крупных предприятий и предпринимателей, зарегистрированных в других субъектах РФ, образовательных учреждений, инфраструктурных и некоммерческих организаций;
  • 16 услуг для физических лиц.

Как было сказано ранее, Калужский регион принимает активное участие в программах, которые реализуют федеральные институты развития, в число которых входит упомянутый Фонд содействия инновациям. В 2018 году для участия в программах Фонда областью было подано 32 заявки на общую сумму 269,88 млн рублей, в число которых вошли:

  • программа «СТАРТ» – 19 заявок;
  • программа «КООПЕРАЦИЯ» – 2 заявки;
  • программа «РАЗВИТИЕ» – 8 заявок;
  • программа «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ» (IRA-SME, российско-французский конкурс) – 2 заявки. [1]

Таким образом, государство в лице АО «Агентство инновационного развития-центр кластерного развития Калужской области» активно оказывает поддержку инновационной деятельности компаний, организаций и стартапов в рамках экономических кластеров Калужской области. Существующий подход помогает не только активно и динамично развиваться промышленности и производству внутри региона, сотрудничать с иностранными компаниями, но и создавать совершенно новые экспериментальные виды производств и предприятий, которые нуждаются в поддержке и продвижении, тем самым поддерживая не только экономическую, но и научно-техническую, технологическую сферы жизни Калужской области.

Рассмотри государственную поддержку на примере Кластера авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций Калужской области (Ассоциация "АКОТЕХ"), образованном в 2014 году. Целью Кластера является создание высокотехнологической комплексной системы взаимосвязанных производств и объектов инфраструктуры региона для проведения совместных научных исследований и разработок, а также инновационных проектов, с целью производства гражданской продукции широкого применения с использованием уникальных технологий. [4]

В рамках данного инновационного Кластера реализуются приоритетные государственные задачи по разработке, созданию и производству современной высокотехнологичной продукции, подготовке высококвалифицированных кадров научной сферы, трансферу технологий в гражданские отрасли экономики.

Одной из приоритетных задач при этом является улучшение функционирования внутренней кооперации и создание благоприятных условий для проведения совместных проектов. [4]

Помимо этого, АКОТЕХ ставит перед собой задачи по увеличению количества участников кластера, созданию современных высокопроизводительных рабочих мест и увеличению выручки.

Для решения описанных выше задач, инновационный Кластер композитных и керамических технологий объединяет организации, представленные на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Организации, входящие в состав Ассоциации «АКОТЕХ» [4]

 

Объединение данных организаций создает благоприятную среду для развития и осуществления инновационных кластерных проектов, о чем свидетельствует успешное функционирование Кластера. [4]

За период с 2014 по 2019 годы деятельность Кластера значительно расширилась, по ряду экономических показателей, таких как выручка и выработка на одного работающего наблюдается неуклонная положительная тенденция (таблица 1).

Таблица 1.

Показатели деятельности Ассоциации «Кластер авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций Калужской области» за 2014-2018 годы [7]

Показатели

2014

2015

2016

2017

2018

 

1

2

3

4

5

6

1

Количество предприятий-участников Кластера (ед.), в том числе:

3

11

15

19

21

2

Производственные и научные предприятия

1

2

2

2

2

3

Производственные предприятия

1

5

9

13

15

4

Организации поддержки кластерного развития

1

1

1

1

1

5

Некоммерческие общественные организации

-

1

1

1

1

6

Образовательные организации

-

2

2

2

2

7

Численность работников (чел.)

2 772

5 669

5 810

5 950

6 000

8

Выручка предприятий (млрд руб.)

5,559

9,171

10,547

12,129

13,500

9

Выработка на одного работника (млн руб./чел. в год)

2,006

1,167

1,815

2,038

2,274

10

Количество подписанных соглашений, в том числе с международными организациями (ед.)

-

4

1

1

4

 

На 2019 год в состав АКОТЕХ входит 22 организации с общей численностью более 6000 человек и совокупным годовым объемом реализации товаров, работ и услуг превышающим 13,6 млрд руб. [7]

Начиная с 2019 года АКОТЕХ принимает участие в двух государственных программах, относящихся к разделу «Инновационное развитие и модернизация экономики Калужской области»:

  • "Экономическое развитие в Калужской области" (постановление Правительства Калужской области 25.03.2019 № 171) (в ред. постановления Правительства Калужской области от 05.03.2020 № 150);
  • "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" (постановление Правительства Калужской области от 08.02.2019 № 89) (постановление Правительства Калужской области от 31.03.2020 № 249). [2]

Планируемый объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области " и входящей в неё подпрограммы "Развитие инновационной инфраструктуры, высокотехнологичных промышленных и инновационных кластеров Калужской области", закреплен в Постановлении Правительства Калужской области 25.03.2019 № 171.

Таблица 2.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы (млн рублей в ценах каждого года) [6]

Наименование показателя

Всего

В том числе по годам

2019

2020

2021

2022

2023

2024

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Всего

3003,96

1371,16

424,914

249,920

360,86

358,67

238,44

2

в том числе по подпрограммам:

 

3

"Развитие малого и среднего предпринимательства в Калужской области"

2118,07

632,34

380,44

223,14

338,58

331,89

211,66

4

"Развитие инновационной инфраструктуры, высокотехнологичных промышленных и инновационных кластеров Калужской области"

885,89

738,81

44,48

26,78

22,28

26,78

26,78

5

по источникам финансирования:

 

6

Средства бюджета субъекта РФ

1609,24

880,17

163,01

139,87

140,37

145,31

140,5

7

Средства федерального бюджета РФ

1394,72

490,98

261,9

110,05

220,49

213,36

97,94

 

Согласно данным таблицы 2, в период с 2019 по 2024 годы на развитие инновационной инфраструктуры, высокотехнологичных промышленных и инновационных кластеров Калужской области планируется выделить меньше средств, чем на развитие малого и среднего предпринимательства, при этом большая часть средств финансирования поступает из областного бюджета.

Также стоит отметить, что наблюдается снижение объемов финансирования с каждым последующим годом, прежде всего это связано с инфляционными рисками (данные, представленные в таблице, рассчитаны в ценах каждого года), однако не стоит исключать намеренного снижения размеров бюджетных средств.

Государственное финансирование науки и инноваций находится на достаточно низком уровне и уменьшается с каждым годом, что затормаживает развитие данной сферы. Помимо этого, активная поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны государства стимулирует предприятия и организации вести свою деятельность обособленно, ввиду чего возникает проблема непривлекательных условий для малого и среднего бизнеса вступать в инновационные территориальные кластеры, несмотря на благоприятные условия функционирования, которые предлагает кластеризация.

Что касается АКОТЕХ, то согласно программе развития Кластера с 2019 по 2024 для её реализации планируется привлечь следующий объем финансовых ресурсов.

Таблица 3.

Оценка требуемых ресурсов для реализации программы развития Кластера «АКОТЕХ» Калужской области (млн руб. в ценах каждого года) [7]

Наименование источника

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Всего

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Всего

44,0

349,8

330,8

330,8

347,5

50,0

1452,9

2

в том числе:

 

3

Средства бюджета субъекта РФ

-

8,3

8,3

8,3

-

-

25,0

4

Средства федерального бюджета РФ

25,0

322,5

322,5

322,5

347,5

50,0

1390,0

5

Средства внебюджетных источников

19,0

19,0

-

-

-

-

38,0

 

Из данных таблицы 3 видно, что согласно программе развития Кластера, за период с 2019 по 2024 предполагается привлечь 1452,9 млн рублей на развитие данного кластера, из которых более 90% – средства федерального бюджета, и примерно 10% составляют ресурсы бюджета Калужского региона и средства иных внебюджетных источников.

В то же время, государственной программой «Развитие инновационной инфраструктуры, высокотехнологичных промышленных и инновационных кластеров Калужской области» предусматривается предоставление только 885,89 млн рублей на развитие данной сферы (включающей более 10 кластеров) в целом.

Нехватка государственного финансирования и активная поддержка государством малого и среднего предпринимательства становятся ключевыми факторами, препятствующими развитию кластеров, их активному функционированию, быстрому появлению импортозамещающих товаров и услуг. Кластеры вынуждены привлекать сторонние средства для осуществления инновационной и производственной деятельности, увеличивать мощности. Решение описанной проблемы имеет несколько путей.

Во-первых, увеличение бюджетных ассигнований, выделяемых на инновационную научную сферу. Данный метод мог бы стать наилучшим среди возможных, однако он затруднен ограниченностью средств федерального бюджета, необходимостью пропорционального распределения бюджетных ресурсов на все сферы жизни государства и невозможностью сконцентрироваться на одной из них. Тем не менее, даже небольшое увеличение выделяемых средств может существенно улучшить эффективность деятельности кластеров.

Во-вторых, создание благоприятных условий входа в кластер для малого и среднего бизнеса. Здесь подразумевается модернизация системы преференций и льгот для предпринимателей, планирующих осуществлять свою деятельность в рамках кластера.

В-третьих, стимулирование государством территориально-организованных инновационных кластеров с целью расширения числа предприятий, входящих в их состав, путём создания особых условий для кластеров, активно привлекающих и присоединяющих внешние организации и предприятия.

Благодаря реализации данных мероприятий становится возможным преодоление нехватки государственных средств в сфере кластерного развития и ускорение деятельности кластеров, в том числе создание инновационной продукции, а также импортозамещающих продуктов и услуг.

Подводя итог, можно заключить, что региональная политика Калужской области в рамках развития науки и инноваций направлена на создание уникальных инновационных кластеров и ставит перед собой цель по улучшению как экономической, так и социальной среды региона. Поддержка инноваций государством осуществляется посредством АО «Агентство инновационного развития-центр кластерного развития Калужской области». Данный подход оказывает положительное влияние как на инновационное производство, так и на создание уникальных технологий и продуктов, востребованных в России и за рубежом. Однако, существует нехватка финансирования инновационной сферы со стороны государства. Решением данной проблемы могут стать следующие меры:

  1. увеличение бюджетных ассигнований, выделяемых на инновационную научную сферу;
  2. создание благоприятных условий входа в кластер для малого и среднего бизнеса;
  3. стимулирование государством территориально-организованных инновационных кластеров с целью расширения числа предприятий, входящих в их состав.

Данные мероприятия поспособствуют преодолению существующей проблемы нехватки бюджетных средств и стимулированию инновационной деятельности предприятий региона.

 

Список литературы:
1. Отчет о результатах деятельности АО «Агентство инновационного развития-центр кластерного развития Калужской области» в 2019 г. по направлениям деятельности.
2. Официальный портал органов власти Калужской области // URL: https://admoblkaluga.ru/ (дата обращения 01.02.2020).
3. Официальный сайт «АО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области». // URL: http://airko.org/ (дата обращения 21.12.2019).
4. Официальный сайт «Кластер композитных и керамических технологий». // URL: http://akotech.ru/ (дата обращения 01.02.2020).
5. Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики». // URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения 10.12.2019).
6. Постановление Правительства Калужской области 25 марта 2019 N 171 (ред. от 05.03.2020) «Об утверждении государственной программы Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области».
7. Программа развития «Кластера авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций Калужской области» на период 2019-2024 гг.
8. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. // URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения 21.12.2019).