Логопедическая работа по предупреждению дисграфии старших дошкольников с алалией
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Логопедическая работа по предупреждению дисграфии старших дошкольников с алалией
Аннотация. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по предупреждению дисграфии старших дошкольников с алалией, а так же представлены направления коррекционной работы по данному направлению.
Ключевые слова: дисграфия, алалия.
Развитие устной речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. В связи с этим, одной из актуальных задач формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников с алалией.
В настоящее время достаточно распространенным нарушением является алалия, поэтому наша тема актуальная в связи с тем, что дети с алалией находятся в группе риска по возникновению дисграфии. Но для того, чтобы разработать меры профилактики нарушений письма. Необходимо обратиться к понятию «Алалия».
В учебнике «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской дается определение термину «Алалия», как отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка» [1, 237 с].
Именно при алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга, которое может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде, это значит, что без правильной коррекционной работы, уровень возникновения алалии дошкольников очень высок [3].
К моменту поступления в школу, факторы нарушения речи могут отойти на второй план, поэтому важно выявить психофизиологические предпосылки появления дисграфии еще в дошкольном возрасте, к которым, по мнению Парамонова Л.Г. относятся:
- Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков.
- Наличие полных звуковых замен в устной речи;
- Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста;
- Несформированность зрительно – пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
- Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования [5].
Необходимо помнить, что эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков. Наиболее быстрых положительных результатов можно достигнуть при постоянном взаимодействии учителя - логопеда, воспитателей и родителей [6].
Целью опытно - экспериментальной работы: определить содержание логопедической работы по предупреждению дисграфии у старших дошкольников с алалией.
Исследования проводились в 2020 гг. в детском саду комбинированного вида №99 Тополек г. Брянска. В эксперименте приняли участие 16 детей в возрасте 6,5 лет - 6 лет 8 мес.,
В экспериментальную группу вошли дети с общим недоразвитием речи нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У всех детей – общее недоразвитие речи третьего уровня, картина речевых расстройств, включала следующие формы патологии речи: алалию, дизартрию.
Исследование уровня развития монологической связной речи по материалам методики Р.И. Лалаевой выявило, что Из 10 обследуемых 3 детей имеют III уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Один - II уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации, у четверых – IV уровень(ниже среднего). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3),у двоих – V уровень (низкий) – отсутствие рассказа. Вместо рассказа – ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения.
Исследование зрительно - пространственных представлений выявило, что все дети праворукие, ориентировка в окружающем пространстве у всех детей нарушена в меньшей степени. Дети с трудом выполняли пробы Хэда, но конструирование из палочек не вызвало трудности. Нахождение и называние букв печатного текста не вызвало трудностей, а ззнавание, букв наложенных друг на друга затруднило - 5 букв, наложенных друг на друга, они с трудом называли буквы. С 3 буквами, наложенными друг на друга, семь человек из 10 не совершили ошибки. С двумя буквами – справились все ребята.
Исследование мнестической деятельности показало, что зрительная память находится на должно уровне развития - запоминание от 6 до 7 картинок - 3 человека., запоминание от 4 до 5 картинок – 3 человека , запоминание 3 картинок – 2 человека, запоминание 2 картинок – 2 человека, запоминание 1 картинки– 10 человек.
Объем слухоречевой памяти: запоминание от 6 слов – 3 детей., от 4 до 5 – 2 детей., от 3 - 2., от 2 - 2., запоминание 1 слова или невыполнение – 0 человек.
После проведения исследования можно сделать следующие выводы: необходимо продолжать формирование звукопроизношения, уточнять артикуляцию звуков; развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематическое представление; формирование связной речи, совершенствование пространственно-временных ориентировок, расширение «поля зрения» ребенка.
Главными помощниками любого специалиста, являются родители. Так как именно они, чаще других находятся с детьми, поэтому мы сформулировали несколько рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, как для родителей, так и для специалистов:
- Психологический настрой ребенка должен быть благоприятным.
Это очень важный пункт, потому что недоброжелательное настроение ребенка снизит усвоение знаний во время занятия.
- Вся окружающая ребенка социальная среда должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты, способные привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности.
Предметы и явления окружающего мира отличаются различными свойствами, качествами, и отражение мозгом этих предметов и явлений невозможно без отражения их свойств и качеств. С помощью органов чувств мы познаём величину, форму, цвет, запах, вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения, воспринятые с помощью органов чувств, дают материал для других более сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения. Все эти процессы тесно связаны между собой, и если воздействовать на все анализаторы одновременно , то знания, полученные ребенком закрепятся прочнее.
- Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематическое представление;
Независимо от методики обучения чтению, ребенку необходимо слышать и различать речевые звуки. В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттенками.
Необходимо объяснить ребенку, чем различаются первые звуки в словах Мел и Мал, если ребенок не слышит этих отличий, то он и не поймет. В данном примере, это может отразиться на неправильном звуковом анализе слова. К счастью, звуковой анализ слова мы делаем крайне редко и то, только на этапе обучения чтению и письму. Казалось бы, ничего страшного, что анализ слова будет ошибочным.
Ребенку предлагается услышать твердый и мягкий звук в словах: «Мять и Мат», если он не различает данные звуки, то это в грамматические ошибки. И часто дети могут в одном слове сделать несколько ошибок вследствие недоразвития фонематического слуха.
Развивать фонематическое восприятие необходимо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков.
- Использовать упражнения для развития артикуляторных движений.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, а это позволит правильно избежать ошибок и на письме.
- Формировать связную речь: Необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу.
- Совершенствовать пространственно-временных ориентировок, расширение «поля зрения» ребенка на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «Кулак - ребро – ладонь»), пробы Хеда, рядоговорения
- Способствовать развитию лексико-грамматической стороны речи с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
- Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии. Необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь.
Данные методические рекомендации помогут родителям и логопедам оказать своевременную помощь по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста с алалией, а соблюдение их поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями и навыками и избежать трудностей в обучении.