Статья:

Психологические особенности девиантного поведения школьников сельской местности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Семёнова Ю.В. Психологические особенности девиантного поведения школьников сельской местности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 26(119). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/119/75801 (дата обращения: 20.09.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические особенности девиантного поведения школьников сельской местности

Семёнова Юлия Владимировна
магистрант, Самарский государственный социально-педагогического университет, РФ, г. Самара

 

Проблема отклоняющегося поведения школьников – одна из наиболее важных и актуальных в современном мире. Деструктивные изменения, произошедшие в различных общественных сферах, повлекли за собой рост количества девиантов не только среди взрослого населения, но и среди подростков.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки или система поступков, не соответствующие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от  действующих в обществе норм и стандартов психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, противоречащее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени [4].

На современном этапе развития науки существует несколько подходов к классификации девиантного поведения: клинический, социально-правовой, педагогический, психологический [2].

На основании особенностей взаимодействия человека с обществом выделяются следующие виды девиантного поведения: делинквентное (преступное), деструктивное (агрессивно-асоциальное), аддиктивное (зависимое) и суицидальное [3,5].

Э.В. Леус, А.Г. Соловьев выделили несколько типов аномального поведения личности, которые в наибольшей степени свойственны  несовершеннолетним: социально-желаемое поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, аутоагрессивное поведение [2].

Таким образом, одним из главных решений данной проблемы является раннее выявление подростков группы риска, имеющих тенденцию к  проявлению девиантного поведения, а также выявление направленности их девиаций.

Целью нашего исследования стало сравнение степени выраженности разных видов девиантного поведения среди обучающихся 7-10 классов.

Объект исследования – девиантное поведение школьников. Предмет исследования – возрастные особенности девиантного поведения школьников.

Гипотезой исследования стало предположение о взаимосвязи между склонностью несовершеннолетних к девиантному поведению и их возрастом. 

Исследование было проведено на базе одной из сельских образовательных организаций Самарской области. В исследовании приняли участие 238 обучающихся 7-10 классов в возрасте 13-17 лет.

Для исследования была использована методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению), Э.В. Леус, А.Г. Соловьев [1].

Во время диагностического обследования школьники были положительно настроены, проявили интерес к процедуре диагностического обследования и его результатам.

Результаты исследования показывают, что большинство испытуемых (как по классам, так и в целом) не имеют выраженной тенденции к девиантному поведению.

Анализ результатов по шкале «Социально-желаемое поведение» показал, что у большинства испытуемых (86%) обнаружена ориентация на социально обусловленное поведение. У 8% испытуемых данная ориентация отсутствует. Это может говорить о неадаптированности, замкнутости подростков. У 6% сформирована модель социально обусловленного поведения, т.е. эти подростки имеют высокую адаптированность в группе.

Данные по классам представлены в процентном соотношении в диаграмме 1.

 

Рисунок 1. Социально-желаемое поведение

 

Согласно результатам исследования по шкале «Делинквентное поведение» у 89% опрошенных отсутствуют признаки делинквентного поведения, у 10% обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению. 1% подростков демонстрируют сформированную модель делинквентного поведения, что свидетельствует о склонности к реализации преступного поведения.

Данные по классам представлены в процентном соотношении в Диаграмме 2.

 

Рисунок 2. Делинквентное поведение

 

Результаты исследования по шкале «Зависимое поведение» свидетельствуют о том, что у 93% обучающихся отсутствуют признаки аддиктивного поведения, 6% проявляют ситуативную предрасположенность к зависимому поведению, у 1% обучающихся по результатам диагностики сформирована модель зависимого поведения.

Данные по классам представлены в процентном соотношении в Диаграмме 3.

 

Рисунок 3. Зависимое поведение

 

По результатам проведенного исследования у 75% подростков отсутствуют признаки агрессивного поведения, 24% испытуемых имеют ситуативную предрасположенность к агрессивному поведению, у 1% сформирована модель агрессивного поведения, т.е. наблюдается  склонность  решать проблемы посредством насилия.

Данные по классам представлены в процентном соотношении в Диаграмме 4.

 

Рисунок 4. Агрессивное поведение

 

По шкале «суицидальное поведение» у 64% испытуемых отсутствуют признаки аутоагрессивного поведения, у 34% обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному поведению, а у 2% обучающихся отмечается сформированная модель аутоагресиивного поведения.  

Данные по классам представлены в процентном соотношении в Диаграмме 5.

 

Рисунок 5. Суицидальное поведение

 

Для сравнительного анализа групп (параллели 7, 8, 9 и 10-х классов) с целью выявления различий между группами по выраженности отдельных видов девиантного поведения: социально обусловленного поведения (СОП), делинквентного поведения (ДП),  зависимого поведения (ЗП), агрессивного поведения (АП),  самоповреждающего поведения (СП), нами был использован критерий Краскела - Уоллиса (H-критерий).  Полученные результаты свидетельствуют о том, что статистически значимых различий между результатами групп нет.

Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась. Нами не была выявлена зависимость склонности школьников к девиантному поведению от их возраста. Возможно, полученные результаты связаны с тем, что большинство подростков в каждой учебной параллели не имеют склонности к проявлению девиантного поведения.

 

Список литературы:
1. Леус Э.В. Методическое руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному поведению) https://studopedia.net/5_77879_leus-ev-metodicheskoerukovodstvo-po-primeneniyu-testa-sdp-sklonnost-k-deviantnomu-povedeniyu.html
2. Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.—2012.—№9.—С. 268-277.
3. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения// Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4.
4. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст : Пробл. становления личности / Х. Ремшмидт; Пер. с нем. Г. И. Лойдиной; Под ред. Т. А. Гудковой. - М. : Мир, 1994. - 319 с .
5. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, В. М. Фокин. — М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1992. - 77с.