Статья:

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности стран-участниц ЕАЭС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Барабанова А.С. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности стран-участниц ЕАЭС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 26(119). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/119/75832 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности стран-участниц ЕАЭС

Барабанова Анастасия Сергеевна
студент, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва
Дерендяева Тамара Михайловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья будет посвящена проблемам, которые касаются целей и принципов Евразийского экономического союза, проблем, рассматриваемых государствами-членами ЕАЭС для защиты их экономической безопасности и суверенитета. Рассматриваются перспективы развития и создания необходимых условий для более глубокого развития экономики этой ассоциации в условиях глобального экономического кризиса. Будут представлены примеры международного опыта в области политики экономической безопасности, а также предложены возможные способы решения проблем, возникающих в этой сфере.

 

Ключевые слова: экономическая безопасность, интеграционное объединение, национальная экономика, стран-участниц ЕАЭС.

 

Создание нового интеграционного объединения - Таможенного союза в области союза независимых государств (далее - СНГ) имела целью укрепление экономического потенциала и оборонительного потенциала стран этого союза, а ее взаимодействие на качественно более высоком уровне за счет образования оригинальной внешнеторговой зоны, дальнейшее перемещение образования таможенного союза и впоследствии создание общей экономической зоны.

Для эффективного понимания взаимовыгодных внешних экономических интересов необходимо было гармонизировать национальное законодательство участвующих стран в таможенной политике, руководя основными силами по улучшению национальных экономик, препятствуя их краху, способствуя их конкурентоспособности, посредством структурной адаптации с возможностью их дальнейшего восстановления.

С 2015 года Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия стали государствами-членами Евразийского экономического союза (далее именуемого ЕАЭС). Одной из серьезных проблем, связанных с решением задачи недавно созданного Объединения по интеграции, было его увлечение и оппозиция со стороны ранее созданных могущественных политических и экономических объединений в Америке и Европейском Союзе, которые опасаются установления еще более могущественной экономической связи между ЕАЭС и Китаем. Эти противоречия усугубляются в будущем растущей борьбой за энергию и другими ресурсными преимуществами, объем которых постепенно снижается, провоцирует оппозицию экономическим интересам и, в том числе, экономические и таможенные войны.

Проблема заключается в очевидной зависимости стран ЕАЭС от политико-экономического государства локомотива этой ассоциации - России, экономическая политика которой в последние годы была неоднозначной и имеет серьезные риски. В России экономические и социально-политические кризисы повторяются с частотой, связанной с периодом строительства рыночной экономики, а затем с наступлением мирового финансового кризиса, который привел Россию к всеобщему экономическому кризису, и, наконец, с наложением экономических санкций экономически развитыми странами в связи с непростыми ситуациями в Украине и Крыму. Высокий уровень угроз национальной экономической безопасности отражен в Постановлении Президента России от 10.01.2000 № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации", где закрепляются внутренние главные угрозы для России (и, как результат, для экономик всех стран-участниц ЕАЭС):

- создание в обществе социальной напряженности из-за значительного различия уровня жизни населения, и, как следствие, роста негативных проявлений в обществе наркомании, алкоголизма, роста организованной преступности и проституции, проникновения крупных криминальных структур во власть и силовые структуры, а также в промышленность и её дальнейшее усиление;- изменение отраслевой структуры национальной экономики с приоритетом ресурсодобывающей экономики и одновременным снижением объемов производства, в первую очередь, высокотехнологического, что ставит экономику в зависимость от импортных поставок, увеличивает безработицу и препятствует экономическому росту;

- нарушение межрегиональной интеграции из-за неровного экономического развития территорий, нарушающего общее экономическое пространство и существенную разницу в уровне социально-экономического развития территорий, разрушает имеющуюся банду между ними и препятствует интеграционным процессам в целом;

- сокращение научно-технического потенциала во всех отраслях, связанное со снижением инвестиций в наукоемкие отрасли, оттоком передовых научных кадров за рубеж;

- упадок рождаемости и увеличение смертности, приводящий к демографическому кризису и, как следствие, возросшая угроза национальной безопасности [3, с. 101] общества и страны в целом;

- рост теневой экономики и нелегальной занятости ожидает, с одной стороны, сокращения доходов населения и увеличения числа граждан, живущих за чертой бедности [2], и, с другой стороны, к резкому упадку количества рабочих мест из-за внедрения информации и цифровых технологий и упадка производственного сектора в целом;

- слабая стабильность национальных валют России и стран-членов ЕАЭС не дает им подать заявку на использование доллара США, евро или юаня. Это позволяет заинтересованным странам эффективно влиять на экономику государств-членов ЕАЭС в своих интересах. Для минимизации последствий такого воздействия было бы предпочтительнее создать единую валюту, интернировать страны, которые оказались невозможны в рамках ЕАЭС из-за отсутствия компромисса между странами-членами;

- увеличение вывода капитала из-за границы. В 2018 году почти весь доход России от высоких цен на нефть за баррель выехал за рубеж, и почти ни один из этих доходов не был вложен в экономику страны (чистый капитал России, утроенный в 2018 году по этому же периоду в 2017 году). Аналитики предлагают, что это из-за ожиданий новых санкций против России;

- уязвимое положение на продовольственной безопасности [4] из-за зависимости от еды импортируется в страну, особенно для рыбы и мяса. Попытка исправить эту проблему обе была сделана на законодательном уровне, в частности издание 2010 года. Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная постановлением Президента России от 30.01.2010 № 120 и входящим в порог, оценивают на импорте еды, и на исполнительном уровне - Внедрение программы 2012 по импорту, в частности, отражено в Государственной программе развития сельского хозяйства для 2013-2020. С 2015 года эта работа была выполнена в двух направлениях: стимулирование национальной промышленности и введение ограничительных мер по импорту. Упадку в покупательной способности национальной валюты способствовали и покупки внутренней продукции.

 

Исходя из вышеперечисленных неблагоприятных условий, аналитики прогнозируют экономический рост на уровне не более 1.5-1.8% в ближайшие годы, что создает угрозу стагнации в экономике для России и стран-членов ЕАЭС. Торговые войны между Соединенными Штатами и Китаем представляют дополнительную опасность с Международным валютным фондом, снижая перспективы роста мировой экономики с 3,9 до 3,7%. Позиция России во внешнем пространстве также недостаточно стабильна и имеет целый набор рисков, в том числе:

- сокращение влияния России на процессы в мировой экономике из-за недружественных действий человека развивали экономические страны и их объединения и связи, например, ООН, ОБСЕ;

- усиление влияния стран НАТО, стремящихся использовать оружие и армейские корпуса, базирующиеся на границах России и стран-участниц EAЭС, и рост уровня международного терроризма;

- постоянное сокращение интеграционных процессов и замедление экономических отношений России со странами бывшего СССР;

- постоянные претензии на земли со стороны Китая и Японии против России;

- ослабление влияния России на местах международного расширения информации к России с одновременным увеличением деятельности по сбору информации стратегической важности для России и государств-членов ЕАЭС.

Защита экономической безопасности важна для стран сообщества во всем мире, но эта проблема значительно меняется, и сама концепция экономической безопасности стала общепринятой только в 80-х годах двадцатого века [7].

Для Соединенных Штатов это понятие связано с установлением мировой гегемонии в экономической сфере, с необходимостью обеспечения высокой конкурентоспособности национальных товаров, экономического роста и от внешнего экономического сотрудничества, а также с уменьшением внешних сил, что было отражено в Меморандуме 1990 года [6, с. 6].

Созданная в США Межведомственная рабочая группа разработала специальный документ в данной сфере- «Каталог угроз экономической безопасности и их оценка».

В Японии доктрина национальной безопасности основана на последовательном и эффективном экономическом развитии за счет широкого внедрения научно-технологических разработок во всех секторах экономики, расширения торгового сотрудничества во внешнем пространстве и решимости северных и западно-восточных конфликтов посредством определения помощи и оказания финансовой поддержки международным институтам.

Доктрина национальной экономической безопасности для Европейского союза основана на положении потребностей в его интеграции с целью достижения высокой конкурентоспособности национальных продуктов в случае нехватки природных ресурсов и сокращения числа трудоспособного населения. Развитые страны Европы (Германия, Англия, Франция, и Испания и Италия) отдают приоритет законодательному ограничению монополий, обслуживанию стабильности национального валютного курса, устранению таможни и внутренних барьеров для деловых сущностей, гарантиям независимости национального производителя от неблагоприятных политических и экономических внешних факторов, установлению эффективных экономических прогнозов, установлению эффективных государственных барьеров [1].

На основе анализа мирового опыта по экономической безопасности можно установить, что для государств-членов ЕАЭС в рамках пяти стран в срочном порядке необходимо решить ряд проблем, из которых прежде всего следует: Повышение конкурентоспособности национальных товаров не только ресурсной сферой, но и промышленным производством с высокой добавленной стоимостью; Переход от политики торговых войн к политике взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества; Укрепление национальной валюты; Полное содействие деятельности субъектов предпринимательства, как крупных, так и средних и малых предприятий; Сокращение государственного монополизма во всех сферах производства, в том числе во внешнеэкономической сфере; Содействие внутренним и внешним инвестиционным процессам в экономике; Сдерживать рост внутренних цен; Создание условий для экономически жизнеспособного импортозамещения в рамках государственного протекционизма [5, с. 714] во всех сферах; Развитие научного, технического, производственного, технологического и финансового сотрудничества между странами в рамках ЕАЭС.

Необходимо последовательно решать проблемы объединения и гармонизации таможенного законодательства на территории государств-членов ЕАЭС и довести его до мировых стандартов, но рассматривать национальные интересы стран и в соответствии с предпосылками свободного движения товаров, капитала, работ, служб и труда; Максимальное устранение таможенных барьеров в области ВЭД через открывающие границы, при этом минимизируя объем таможни, гигиенической, ветеринарной, валютной и других форм государственного контроля, а также максимальное ускорение их осуществления, основанного на применении системы управления рисками, с целью снижения материальных и финансовых затрат; Соблюдение принципа равных условий для всех государств-членов ЕАЭС.

Исходя из предложенных принципов, минимизируя внешние и внутренние риски для экономик ЕАЭС, государства-участницы должны объединить свой материальный, технический, финансовый и производственный потенциал, вложить их в реальный сектор для создания устойчивого экономического развития этой интеграционной ассоциации и достижения современных целей экономической безопасности стран-членов ЕАЭС в долгосрочной перспективе.

 

Список литературы:
1. A strong Britain in an age of Uncertainty: The National Security Strategy [Электронный ресурс] // Министерство обороны Великобритании: офиц. сайт. – Режим доступа : http: // www.official-dokuments.gov.uk.
2. Влияние теневой экономики на уровень экономической безопасности (со авт. с П. В. Кислощаевым). Известия ИГЭА № 1. – 2012 г. Изд-во ИГЭА (БГУЭП)
3. Малое предпринимательство в системе обеспечения экономической безопасности. Известия ИГЭА № 5 – 2014 г. Изд-во ИГЭА (БГУЭП), С. 101-108.
4. Богодельникова Л. А. Принцип системности как основа принятия решений в сфере таможенного регулирования (на примере оценки последствий вступления России в ВТО / Л. А. Богодельникова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет). - 2014. - № 1. -.
5. Жиронкин С. А. Методология исследования неоиндустриального импортозамещения в экономике России / С. А. Жиронкин, К. А. Колотов // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — Т. 26, № 5. — С. 713–722 — DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(5).713-722.
6. Колупаев (Акулич) В. А. Формирование концепции национальной экономической безопасности в зарубежных странах // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики РБ. 2002. № 12. С. 2-9.
7. Шлык Н.Л. Влияние внешнеэкономических связей на экономическую безопасность: региональный аспект / Н.Л.Шлык // Baikal Research Journal - 2014. - № 6