Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности стран-участниц ЕАЭС
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности стран-участниц ЕАЭС
Аннотация. Статья будет посвящена проблемам, которые касаются целей и принципов Евразийского экономического союза, проблем, рассматриваемых государствами-членами ЕАЭС для защиты их экономической безопасности и суверенитета. Рассматриваются перспективы развития и создания необходимых условий для более глубокого развития экономики этой ассоциации в условиях глобального экономического кризиса. Будут представлены примеры международного опыта в области политики экономической безопасности, а также предложены возможные способы решения проблем, возникающих в этой сфере.
Ключевые слова: экономическая безопасность, интеграционное объединение, национальная экономика, стран-участниц ЕАЭС.
Создание нового интеграционного объединения - Таможенного союза в области союза независимых государств (далее - СНГ) имела целью укрепление экономического потенциала и оборонительного потенциала стран этого союза, а ее взаимодействие на качественно более высоком уровне за счет образования оригинальной внешнеторговой зоны, дальнейшее перемещение образования таможенного союза и впоследствии создание общей экономической зоны.
Для эффективного понимания взаимовыгодных внешних экономических интересов необходимо было гармонизировать национальное законодательство участвующих стран в таможенной политике, руководя основными силами по улучшению национальных экономик, препятствуя их краху, способствуя их конкурентоспособности, посредством структурной адаптации с возможностью их дальнейшего восстановления.
С 2015 года Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия стали государствами-членами Евразийского экономического союза (далее именуемого ЕАЭС). Одной из серьезных проблем, связанных с решением задачи недавно созданного Объединения по интеграции, было его увлечение и оппозиция со стороны ранее созданных могущественных политических и экономических объединений в Америке и Европейском Союзе, которые опасаются установления еще более могущественной экономической связи между ЕАЭС и Китаем. Эти противоречия усугубляются в будущем растущей борьбой за энергию и другими ресурсными преимуществами, объем которых постепенно снижается, провоцирует оппозицию экономическим интересам и, в том числе, экономические и таможенные войны.
Проблема заключается в очевидной зависимости стран ЕАЭС от политико-экономического государства локомотива этой ассоциации - России, экономическая политика которой в последние годы была неоднозначной и имеет серьезные риски. В России экономические и социально-политические кризисы повторяются с частотой, связанной с периодом строительства рыночной экономики, а затем с наступлением мирового финансового кризиса, который привел Россию к всеобщему экономическому кризису, и, наконец, с наложением экономических санкций экономически развитыми странами в связи с непростыми ситуациями в Украине и Крыму. Высокий уровень угроз национальной экономической безопасности отражен в Постановлении Президента России от 10.01.2000 № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации", где закрепляются внутренние главные угрозы для России (и, как результат, для экономик всех стран-участниц ЕАЭС):
- создание в обществе социальной напряженности из-за значительного различия уровня жизни населения, и, как следствие, роста негативных проявлений в обществе наркомании, алкоголизма, роста организованной преступности и проституции, проникновения крупных криминальных структур во власть и силовые структуры, а также в промышленность и её дальнейшее усиление;- изменение отраслевой структуры национальной экономики с приоритетом ресурсодобывающей экономики и одновременным снижением объемов производства, в первую очередь, высокотехнологического, что ставит экономику в зависимость от импортных поставок, увеличивает безработицу и препятствует экономическому росту;
- нарушение межрегиональной интеграции из-за неровного экономического развития территорий, нарушающего общее экономическое пространство и существенную разницу в уровне социально-экономического развития территорий, разрушает имеющуюся банду между ними и препятствует интеграционным процессам в целом;
- сокращение научно-технического потенциала во всех отраслях, связанное со снижением инвестиций в наукоемкие отрасли, оттоком передовых научных кадров за рубеж;
- упадок рождаемости и увеличение смертности, приводящий к демографическому кризису и, как следствие, возросшая угроза национальной безопасности [3, с. 101] общества и страны в целом;
- рост теневой экономики и нелегальной занятости ожидает, с одной стороны, сокращения доходов населения и увеличения числа граждан, живущих за чертой бедности [2], и, с другой стороны, к резкому упадку количества рабочих мест из-за внедрения информации и цифровых технологий и упадка производственного сектора в целом;
- слабая стабильность национальных валют России и стран-членов ЕАЭС не дает им подать заявку на использование доллара США, евро или юаня. Это позволяет заинтересованным странам эффективно влиять на экономику государств-членов ЕАЭС в своих интересах. Для минимизации последствий такого воздействия было бы предпочтительнее создать единую валюту, интернировать страны, которые оказались невозможны в рамках ЕАЭС из-за отсутствия компромисса между странами-членами;
- увеличение вывода капитала из-за границы. В 2018 году почти весь доход России от высоких цен на нефть за баррель выехал за рубеж, и почти ни один из этих доходов не был вложен в экономику страны (чистый капитал России, утроенный в 2018 году по этому же периоду в 2017 году). Аналитики предлагают, что это из-за ожиданий новых санкций против России;
- уязвимое положение на продовольственной безопасности [4] из-за зависимости от еды импортируется в страну, особенно для рыбы и мяса. Попытка исправить эту проблему обе была сделана на законодательном уровне, в частности издание 2010 года. Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная постановлением Президента России от 30.01.2010 № 120 и входящим в порог, оценивают на импорте еды, и на исполнительном уровне - Внедрение программы 2012 по импорту, в частности, отражено в Государственной программе развития сельского хозяйства для 2013-2020. С 2015 года эта работа была выполнена в двух направлениях: стимулирование национальной промышленности и введение ограничительных мер по импорту. Упадку в покупательной способности национальной валюты способствовали и покупки внутренней продукции.
Исходя из вышеперечисленных неблагоприятных условий, аналитики прогнозируют экономический рост на уровне не более 1.5-1.8% в ближайшие годы, что создает угрозу стагнации в экономике для России и стран-членов ЕАЭС. Торговые войны между Соединенными Штатами и Китаем представляют дополнительную опасность с Международным валютным фондом, снижая перспективы роста мировой экономики с 3,9 до 3,7%. Позиция России во внешнем пространстве также недостаточно стабильна и имеет целый набор рисков, в том числе:
- сокращение влияния России на процессы в мировой экономике из-за недружественных действий человека развивали экономические страны и их объединения и связи, например, ООН, ОБСЕ;
- усиление влияния стран НАТО, стремящихся использовать оружие и армейские корпуса, базирующиеся на границах России и стран-участниц EAЭС, и рост уровня международного терроризма;
- постоянное сокращение интеграционных процессов и замедление экономических отношений России со странами бывшего СССР;
- постоянные претензии на земли со стороны Китая и Японии против России;
- ослабление влияния России на местах международного расширения информации к России с одновременным увеличением деятельности по сбору информации стратегической важности для России и государств-членов ЕАЭС.
Защита экономической безопасности важна для стран сообщества во всем мире, но эта проблема значительно меняется, и сама концепция экономической безопасности стала общепринятой только в 80-х годах двадцатого века [7].
Для Соединенных Штатов это понятие связано с установлением мировой гегемонии в экономической сфере, с необходимостью обеспечения высокой конкурентоспособности национальных товаров, экономического роста и от внешнего экономического сотрудничества, а также с уменьшением внешних сил, что было отражено в Меморандуме 1990 года [6, с. 6].
Созданная в США Межведомственная рабочая группа разработала специальный документ в данной сфере- «Каталог угроз экономической безопасности и их оценка».
В Японии доктрина национальной безопасности основана на последовательном и эффективном экономическом развитии за счет широкого внедрения научно-технологических разработок во всех секторах экономики, расширения торгового сотрудничества во внешнем пространстве и решимости северных и западно-восточных конфликтов посредством определения помощи и оказания финансовой поддержки международным институтам.
Доктрина национальной экономической безопасности для Европейского союза основана на положении потребностей в его интеграции с целью достижения высокой конкурентоспособности национальных продуктов в случае нехватки природных ресурсов и сокращения числа трудоспособного населения. Развитые страны Европы (Германия, Англия, Франция, и Испания и Италия) отдают приоритет законодательному ограничению монополий, обслуживанию стабильности национального валютного курса, устранению таможни и внутренних барьеров для деловых сущностей, гарантиям независимости национального производителя от неблагоприятных политических и экономических внешних факторов, установлению эффективных экономических прогнозов, установлению эффективных государственных барьеров [1].
На основе анализа мирового опыта по экономической безопасности можно установить, что для государств-членов ЕАЭС в рамках пяти стран в срочном порядке необходимо решить ряд проблем, из которых прежде всего следует: Повышение конкурентоспособности национальных товаров не только ресурсной сферой, но и промышленным производством с высокой добавленной стоимостью; Переход от политики торговых войн к политике взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества; Укрепление национальной валюты; Полное содействие деятельности субъектов предпринимательства, как крупных, так и средних и малых предприятий; Сокращение государственного монополизма во всех сферах производства, в том числе во внешнеэкономической сфере; Содействие внутренним и внешним инвестиционным процессам в экономике; Сдерживать рост внутренних цен; Создание условий для экономически жизнеспособного импортозамещения в рамках государственного протекционизма [5, с. 714] во всех сферах; Развитие научного, технического, производственного, технологического и финансового сотрудничества между странами в рамках ЕАЭС.
Необходимо последовательно решать проблемы объединения и гармонизации таможенного законодательства на территории государств-членов ЕАЭС и довести его до мировых стандартов, но рассматривать национальные интересы стран и в соответствии с предпосылками свободного движения товаров, капитала, работ, служб и труда; Максимальное устранение таможенных барьеров в области ВЭД через открывающие границы, при этом минимизируя объем таможни, гигиенической, ветеринарной, валютной и других форм государственного контроля, а также максимальное ускорение их осуществления, основанного на применении системы управления рисками, с целью снижения материальных и финансовых затрат; Соблюдение принципа равных условий для всех государств-членов ЕАЭС.
Исходя из предложенных принципов, минимизируя внешние и внутренние риски для экономик ЕАЭС, государства-участницы должны объединить свой материальный, технический, финансовый и производственный потенциал, вложить их в реальный сектор для создания устойчивого экономического развития этой интеграционной ассоциации и достижения современных целей экономической безопасности стран-членов ЕАЭС в долгосрочной перспективе.