К вопросу о законодательном закреплении термина квалификация преступления.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(12)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(12)
К вопросу о законодательном закреплении термина квалификация преступления.
Квалификация преступления – один из основополагающих институтов в теории уголовного права и процесса.
Данный институт права является составляющей правоприменения и играет значительную роль в деятельности следственных органов и суда.
Термин «квалификация» (лат.gualis – какой, какого качества и facere– делать) в русском языке означает характеристику предмета, явления, отнесение его к какой-либо категории или группе [4].
С точки зрения уголовного права «квалифицировать означает дать поведению лица юридическую оценку, указать соответствующую правовую норму, содержащую признаки этого общественно-опасного деяния».
Проблема квалификации преступлений, ее теоретических аспектов неоднократно затрагивалась при обсуждении основных направлений уголовно-правовой политики и перспектив ее совершенствования.
Понятие «квалификация преступления» широко используется как в учебной, так и научной литературе, однако, ни в советском уголовном законодательстве, ни в действующем Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ) данный термин не упоминается. Говорится только о наступлении уголовной ответственности по той или иной статье УК РФ (ст. ст. 17, 29, 30, 35 и др.) [5].
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее -УПК РФ) в статье 5, где указаны основные термины, также отсутствует понятие "квалификация", хотя в содержании самого акта неоднократно встречается данный термин. Так, например, часть 3 статьи 347 УПК РФ указывает, что " в случае вынесения обвинительного вердикта производится исследование обстоятельств, связанных с квалификацией содеянного подсудимым, назначением ему наказания, разрешением гражданского иска и другими вопросами, разрешаемыми судом при постановлении обвинительного приговора [6].
Также, Пленум Верховного Суда РФ ни в одном из своих постановлений по судебной практике не определяет термин "квалификация", однако в них содержатся рекомендации по квалификации различных составов преступлений, таких как убийство, изнасилование, кража, мошенничество и др.
В науке уголовного права не единожды предлагались различные определения термина "квалификация".
Так, Н.Ф. Кузнецова под квалификацией преступления понимается установление соответствия состава общественно опасного деяния составу, предусмотренному уголовно-правовой нормой[3].
Существует еще одна позиция, высказанная Р.А. Сабитовым о том, что квалификация преступлений – это вывод о подобии (тождестве) конкретного жизненного случая тому понятию о преступлении данного вида, которое сформулировано в норме закона[4].
Но общепринятым уже давно считается определение, которое дал В.Н. Кудрявцев: "квалификация преступления представляет собой установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой"[2].
В понятии квалификации можно выделить четыре элемента.
Первый элемент состоит в том, что квалификация преступления содержит в себе правовую оценку конкретного преступного деяния, предусмотренного нормами уголовного закона. В данном случае происходит отграничение преступного деяния от непреступного. И если выясняется, что правовая оценка содеянного не является преступным, то такая оценка в рамках понятия «квалификация преступления» не укладывается, ибо квалифицировать содеянное по какой-либо статьи Особенной части УК РФ невозможно.
Второй элемент квалификации преступления – признаки совершенного деяния, которые содержаться в фактических обстоятельствах содеянного. Данные признаки отражаются в материалах уголовного дела, а именно, в источниках доказательств, во внешнем проявлении следов преступления в реальную действительность и др.
Третий элемент квалификации преступления – это признаки состава преступления, предусмотренные уголовным законодательством. Это объясняется тем, что признаки состава преступления предусматриваются не одной уголовно-правовой нормой, а в совокупности со статьями Особенной части УК РФ.
Четвертый элемент квалификации преступления – установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками, составляющими второй и третий элементы.
Несмотря на такую широкую теоретическую регламентацию квалификации преступлений, споры о признаках вышеуказанного понятия ведутся и по настоящий день.
Прежде всего, при выделении элементов понятия квалификации преступления расхождения во мнениях касаются следующих характеристик. Во-первых, по поводу источника, представляющего эталон для процесса квалификации: уголовный закон, норма уголовного права или состав преступления. Во-вторых, по поводу сущности института квалификации: процедура, результат мыслительной деятельности или совокупность компонентов (юридической техники). В-третьих, по поводу внешнего проявления квалификации: совпадение оцениваемого явления и эталона, подобие, соответствие, тождество. В-четвертых, по поводу итога квалификации: выявление только наличия преступности деяния или еще и его отсутствия.
Рассмотрим один из дискуссионных вопросов.
В общепринятом понимании квалификации преступления квалификации подлежат установлению и соотнесению признаки деяния. Такую формулировку можно считать неточной, т.к. она не полностью отражает отождествляемый объект квалификации [7].
С одной стороны, деяние является признаком объективной стороны состава преступления, который может выражаться в форме преступного действия или бездействия. На основе оценки только лишь действия (бездействия) содеянное нельзя правильно и точно охарактеризовать с уголовно-правовой точки зрения. С другой стороны, термин "деяние" используется законодателем при раскрытии понятия "преступление", то есть оно имеет двойственное значение. Для того чтобы определить, является содеянное преступным или нет, необходимо оценить его с точки зрения признаков, закрепленных в ч. 1 ст. 14 УК РФ: виновности, общественной опасности, противоправности и наказуемости уголовным законом. Для объективной и правильной квалификации преступления необходимо учитывать черты, относящиеся к объекту посягательства, его объективной стороне, субъекту и субъективной стороне, а не только лишь деяния. Таким образом, более удачным и логичным в этом контексте будет термин "посягательство", а не "деяние".
С учетом вышеизложенного, под квалификацией преступлений следует понимать установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного посягательства и признаками состава преступления, предусмотренного уголовным законом, а также другими законами и (или) иными нормативными правовыми актами, ссылки на которые содержаться в бланкетных диспозициях статей Особенной части УК РФ.
Большое разнообразие подходов к определению квалификации преступлений и его основных элементов позволяет сделать вывод о том, что необходимо его законодательное закрепление его в УК РФ. Это позволит должностным лицам, осуществляющим уголовное преследование точнее соотносить признаки содеянного деяния конкретного человека с признаками состава преступления, предусмотренного нормами уголовного закона.