Статья:

Особенности просодической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(120)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Служивая М.А. Особенности просодической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 27(120). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/120/76194 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности просодической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Служивая Марья Алексеевна
студент Педагогического института, НИУ Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье анализируются особенности просодической стороны речи. Кроме того, исследуются особенности просодической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), старший дошкольный возраст, речевая деятельность, речевая система, просодической сторона речи.

 

В настоящее время одной из важных проблем логопедии являются нарушения речи у детей и, в частности, проблема развития просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.

Важной характеристикой звучащей речи является голос и ритмико-интонационная сторона речи. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи. Его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервнопсихического статуса и общего речевого развития детей (Е.С.Алмазова, И.И.Ермакова, Е.В.Лаврова, О.С.Орлов и др.). В современной общей и специальной педагогике этим вопросом занимались Г.А. Волкова, А.З. Андронова- Арутюнян, Г.Н. Иванова- Лукьянова, Н.В. Черемисина- Ениколопова и другие.

Многие исследователи подчёркивают, что просодическая недостаточность сопровождает многие нозологические формы, как детского речевого недоразвития различного генеза, так и случаи распада речи (А.З.Андронова-Арутюнян, Г.А.Волкова, Л.И.Белякова, Н.Н.Трауготт, В.К. Воробьёва, Л.С.Волкова и др.). Многие педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи.

Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). Актуальность этих исследований обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.

По наблюдениям Г.В. Чиркиной (1980), неблагоприятное влияние на интонационное оформление речи у дошкольников с общим недоразвитием речи оказывает нарушение мимики, использование которой облегчает передачу разнообразных интонационных оттенков. У детей III уровня речевого развития предполагает наличие развернутой фразы, однако просодическая сторона речи сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной, недостаточно выражена эмоционально-экспрессивная окраска речи (4).

В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они   не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождаются рассказом, застенчивы, не уверены в своих ответах. Все это тормозит процесс развития просодической стороны речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы. При проведении логопедической работы с детьми данной категории располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, становятся более уверенны в своих высказываниях, выражают эмоции, речь становится более выразительной. Развернутые смысловые высказывания детей с речевым нарушениями отличаются отсутствием четкости и последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц (4).

Целью нашего исследования стало изучение состояния просодической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исследование было проведено на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №15» г. Белгорода. Были обследованы две категории детей старшего дошкольного возраста: 10 детей с ОНР, III уровня речевого развития и 10 детей с нормой речевого развития.

Исследование осуществлялось с помощью следующих методов: 1) теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2)   эмпирические: педагогический эксперимент; 3) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные представления о становлении речевой деятельности и формировании интонационной системы в процессе онтогенеза речи (Р. В. Тонкова-Ямпольская, О. И. Яровенко; концепция Н. И. Жинкина о механизмах речевой деятельности).

Структура и содержание обследования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста была составлена по материалам Е.Е. Шевцовой, Л.В. Забродиной, Т.Г. Визель, И.Ф. Павалаки.

Анализируя полученные результаты, было выявлено, что у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, наименее сформированы следующие компоненты просодической стороны речи: сила и высота голоса, тембр, темп и логическое ударение. Дети с ОНР, III уровня речевого развития, недостаточно контролируют силу и высоту голоса. Неправильно ставят логическое ударение, что нарушает смысл речевого высказывания. У них нарушен темп речи. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечёткое проговаривание слов, “проглатывание окончаний”. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Речь детей насыщена длительными паузами.

Для определения у  старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, и у детей с нормативным речевым развитием уровня развития самостоятельно воспроизводить ритм (без опоры на зрительное восприятие) серии простых ударов, изолированные удары, акцентированные удары, использовалась методика №2. Из детей с ОНР, III уровня речевого развития, высокий результат не наблюдается в воспроизведении ритмических ударов по образцу. У 30 %   умения воспроизводить ритмические структуры по образцу развито выше среднего уровня. 60 % обследуемых выполняли задания с ошибками, но исправляли самостоятельно по ходу работы. Наблюдались смазанные акцентированные удары, неточное воспроизведение серии. У 10% обследуемых умение воспроизводить ритмический рисунок развито ниже среднего уровня. У 50 % это умение сформировано выше среднего уровня. Для выполнения задания требовалась активная помощь взрослого.

С помощью методики №3 мы исследовали темп речи детей и выявили уровень умения на слух определять изменения темпа речи в тексте, который читает логопед. У 50 % обследуемых, темп речи соответствует норме (4-5 слогов в сек.) У 20 % выявлено незначительное отклонение от нормы. 30% испытуемых показали убыстренный темп (7-8 слогов/сек.). Среди детей с нормативным речевым развитием высокий уровень выявился у 80% испытуемых.  Выше среднего уровня показало 20 % испытуемых.

Задания из методики №4 были направлены на обследование уровня сформированности умения отраженно и самостоятельно воспроизводить предложения с различной темповой организацией. Результаты обследования показали, что 10 % смогли выполнить задания. 30 % детей делали ошибки, но исправляли их самостоятельно. У 40% был выявлен уровень ниже. 20 % обследуемых детей имеют низкий уровень. А среди детей с нормативным речевым развитием высокий уровень наблюдался у 70%. Выше среднего данное умение сформировано у 30 %.

Для выявления уровня сформированности умения дифференцировать различные типы интонации мы использовали методику №5. Правильно выполнили задания 20 % детей. 70 % обследуемых с нормативным речевым развитием. Для 30 % детей требовались примеры и дополнительное объяснение заданий и 30% детей с нормативным речевым развитием. Ошибки с интонацией незавершенности были выявлены у 50 %.

С помощью методики №6 мы выявили уровень сформированности умения старших дошкольников дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи. 20% детей продемонстрировали высокий уровень развития этого умения. А среди детей с нормативным речевым развитием безошибочно с заданием справились 80 %. Средний уровень был выявлен у 10 %. 70% детей был отмечен уровень ниже среднего.

Высокий уровень сформированности умения определять слово, выделенное голосом в повествовательном, восклицательном и вопросительном предложениях выявили у 20% испытуемых. Дети с нормативным речевым развитием показали результат 40 %. 50 % детей продемонстрировали результат выше среднего уровня. У 20 % детей наблюдается средний уровень развития умения воспринимать логическое ударение. 10% это задание было недоступно (ребенок не обращал внимание на повторные объяснения).

Высокий уровень развития способности расставлять логическое ударение, среди детей с нормативным речевым развитием это умения сформировано у 70 %.  30 % обследуемых показали уровень выше среднего среди детей с ОНР, III уровня речевого развития. У 40 % детей с ОНР, III уровня речевого развития, наблюдался средний результат развития способности. 20% детей продемонстрировали результат ниже среднего уровня. Низкий уровень развития этого умения у не выявлен.

Среди детей с нормативным речевым развитием задание выполнили 90 % и 10 % показали результат выше среднего уровня. У детей с ОНР III уровня высокий результат не выявлен. 40 % продемонстрировали средний уровень изменять высоту голоса. У 60 % детей выявлен уровень ниже среднего.

Высокий уровень развития этой способности у детей с ОНР III уровня выявлено не было. А среди детей с нормативным речевым развитием с заданием справились 60 %. 30% детей с ОНР III уровня показали результат выше среднего. Средний уровень был выявлен у 70 % обследуемых детей ОНР III уровня.

20 % детей с нормативным речевым развитием показали высокий уровень развития этой способности и 80 % показали результат выше среднего уровня. А среди детей с ОНР III уровня высокий результат продемонстрировали 10 % обследуемых. Выше среднего был выявлен у 70% детей.

Высокий уровень развития способности воспроизводить тембр голоса у детей с ОНР III уровня выявлен не был, а обследуемые с нормативным речевым развитием показали результат 90 %. У 10 % детей с нормативным речевым развитием наблюдалось правильное выполнение заданий, но после нескольких проб. Среди детей с ОНР III уровня 80% продемонстрировали средний результат (трудности вызывало эмоциональная передача голоса).

Всего у 10 % детей с ОНР III уровня и 50 % детей с нормативным речевым развитием выявлен диафрагмальный тип дыхания (речь на выдохе, хороший объем речевого дыхания). У 40 % обследуемых детей с  ОНР III уровня и 50 % детей с нормативным речевым развитием наблюдался также диафрагмальный тип, но объем речевого дыхания был ограничен, хотя речь происходила на выдохе. У 50 % детей с ОНР III уровня выявилась аритмичность вдоха и выдоха, силы и малый объем выдоха.

Проведя количественный и качественный анализ результатов, полученных с помощью диагностического комплекса заданий, мы получили данные, что среди детей с нормативным речевым развитием у всех выявлен высокий уровень развития сформированности просодических компонентов. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня высокий показатель сформированности выявлен не был. У 50 % детей просодическая сторона речи сформирована выше среднего уровня, а у 50% обследуемых наблюдается средний уровень сформированности просодических компонентов речи.

Таким образом, уровень развития просодической стороны речи детей с ОНР, III уровня речевого развития остаётся достаточно низким по сравнению с уровнем развития детей с нормативным речевым развитием. Для них характерно: трудности в идентификации интонационных рисунков, часто делаются ошибки в определении повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения; допускают ошибки при воспроизведении фразы с логическим ударением по образцу, при сравнении двух предложений, отличающихся только логическим ударением; не сформированы способности продуцирования интонации, отражающей эмоциональное состояние, преобладание в репликах интонации сообщения; трудности переключения с одного типа интонации на другой (застревание на одной интонации); ограничение способности к преобразованию интонационного рисунка предлагаемых фраз, проявляющееся в повторении интонационного рисунка фразы, произнесенной экспериментатором.

 

Список литературы:
1. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями Монография. – М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – 2-е изд., перераб. – М. : Лабиринт, 2001. – 370 с.
3. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пос. для ст. деф. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Владос, 2004. – 272 с.
4. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной–– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ
5. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у дошкольника ВЛАДОС, 1995.-198 с.