Социальная работа по социокультурной адаптации иностранных студентов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(123)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(123)
Социальная работа по социокультурной адаптации иностранных студентов
В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные связи, увеличивается количество молодых людей и студентов, желающих получить высшее образование в другой стране.
Обучение иностранных студентов является определенным показателем статуса университета.
Сегодня в российских высших учебных заведениях стремительно увеличивается доля иностранных студентов, которые с первых же дней обучения попадают в новую, непривычную для них культурную, языковую и академическую среду, к которой им необходимо адаптироваться за небольшое количество времени.
В связи с этим изучение проблем адаптации иностранных студентов становится все более актуальным. Успешная адаптация позволяет повысить и улучшить уровень и качество высшего образования, а также позволяет иностранным студентам быстро включиться в учебный процесс. Благодаря успешной адаптации иностранный студент получает все возможности максимально реализовать себя в процессе обучения [1].
Обучение в другой стране начинается для иностранного студента с адаптационного периода, который характеризуется напряжением всего организма.
Нельзя не отметить тот факт, что приезжая в другую страну, студент находится в особенном положении – они вынуждены не только осваивать новый учебный вид деятельности, но и адаптироваться к новому социокультурному пространству. Старые схемы и модели поведения не всегда уместны в новой среде, поэтому иностранным студентам требуются время и некоторые усилия для встраивания в новую социокультурную среду [2].
Зная особенности адаптации иностранных студентов, а также понимая специфику их проблем и трудностей, с которыми они сталкиваются в первое время пребывания в страну, можно рассмотреть социокультурную адаптацию как средство эффективной работы с данной категорией.
Спектр проблем, в решении которых может помочь социокультурная адаптация: трудности, связанные с освоением нового культурного и социального пространства; трудности в учебной деятельности, связанные с различиями в системе образования и организации учебного процесса; коммуникативные проблемы; психоэмоциональное напряжение, связанное с нахождением в новой среде [3].
С целью выявления необходимости социокультурной адаптации иностранных студентов, мы выбрали базу нашего исследования – Отдел международного сотрудничества ВоГУ г. Вологда.
Наше исследование по данной теме началось с изучения деятельности базы исследования и основными направлениями работы с иностранными студентами.
Таким образом, социокультурная адаптация является необходимым условием для включенности иностранных студентов в учебный процесс. Социокультурная адаптация представляет собой сложный процесс взаимодействия личности и новой социокультурной среды, в ходе которого иностранные студенты преодолевают различные трудности и осваивают новую среду. Изучение социокультурной адаптации, особенностей ее прохождения не может протекать успешно без дальнейшего усовершенствования методологии.