Статья:

Проблемы в деятельности российских предприятий сферы услуг в условиях пандемии коронавирусной инфекции и направления их решения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Коровина Н.В. Проблемы в деятельности российских предприятий сферы услуг в условиях пандемии коронавирусной инфекции и направления их решения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 31(124). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/124/77676 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы в деятельности российских предприятий сферы услуг в условиях пандемии коронавирусной инфекции и направления их решения

Коровина Надежда Валерьевна
магистрант, Липецкий государственный технический университет, РФ, г. Липецк
Гринавцева Елена Валериевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Липецкий государственный технический университет, РФ, г. Липецк

 

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND MAINTENANCE OF ACCOUNTING AT THE ENTERPRISES OF THE SERVICE SPHERE IN MODERN RUSSIA

 

Nadezhda Korovina

Master’s student, Lipetsk State Technical University, Russia, Lipetsk

Elena Grinavtseva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Lipetsk State Technical University, Russia, Lipetsk

 

Аннотация. В данной статье раскрыты проблемы в деятельности российских предприятий сферы услуг в условиях пандемии коронавирусной инфекции и направления их решения.

Abstract. This article reveals the features of the service sector as a specific area of entrepreneurial activity, as well as the main features of organizing and maintaining accounting at service sector enterprises in modern Russia, and the current trends in this area.

 

Ключевые слова: сфера услуг; коронавирусная инфекция; пандемия; перепрофилирование; дистанционная фирма оказания услуг.

Keywords: service sector; executing firms; accounting; enterprise; special tax regimes.

 

В результате вспышки коронавирусной инфекции современный мир столкнулся с новыми глобальными вызовами. В результате глобальной пандемии коронавируса остановились заводы и фабрики, прекратилось авиасообщение между странами, опустели улицы всех мировых столиц. Мир погрузился в самую глубокую рецессию мирного времени с 1930-х годов. По данным ВТО, падение объема мировой торговли к концу 2020 года может составить более 30%. Федеральная резервная система США сообщила, что промышленное производство в стране в марте 2020 г. упало на 5,4% по сравнению с предыдущим месяцем и на 5,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В результате, как считают эксперты, падение оказалось самым сильным с января 1946 года [1].

Сильнее всего пострадали предприятия сферы услуг. В частности, это компании, осуществляющие услуги авиаперевозок, культуры, досуга и развлечений, спорта, туристические агентства, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, структуры дополнительного образования, конференций и выставок, компании, предоставляющие бытовые услуги (ремонт, стирка, химчистка, парикмахерские и салоны красоты). В случае продолжительного карантина, как считают эксперты агентства Moody’s, к концу 2020 года выживет не более 30 % предприятий малого бизнеса, работающих в сфере услуг. Кроме того, в эту категорию вошли автомобильный бизнес и непродуктовый ритейл. Вполне закономерно, почему в большей степени кризис коснулся именно этих отраслей – большое количество людей оказались во власти длительного вынужденного карантина и самоизоляции, а также из-за повсеместного закрытия границ, что сказалось на спросе и нормальном функционировании цепочек поставок.

Наиболее жизнеспособными в условиях пандемии коронавирусной инфекции  оказались услуги доставки, на которые переориентировались предприятия сферы общественного питания и ресторанного бизнеса. Безусловно, это смогли сделать не все, а именно те, кто быстрее всех адаптировался к резкой перемене рыночных условий. В целом, переключение на домашнее потребление дало о себе знать. Теперь аудитория, которая питалась в офисах, кафе и ресторанах, стала это делать дома, от чего выиграли FMCG-сети и производители продуктов питания. Вынужденные домоседы, закупившись продуктами питания, будут готовить дома — это решает проблему свободного времени и досуга. Подтверждение этому нашла GfK, которая выяснила, что спрос на FMCG-товары (объёмы в натуральном выражении) вырос примерно на 18% в период с 9 по 12 неделю 2020 года. Вклад в рост спроса сделали каналы «Дискаунтеры», «Аптеки» и «Гипермаркеты и Cash&Carry». К слову, аналитическое агентство IHS Markit выяснило, что индекс деловой активности в российской сфере услуг в марте опустился до 37,1 пункта в феврале на фоне распространения коронавируса. Интересно, что в последний раз индекс находился на таком уровне в 2009 году [3].

Из-за пандемии коронавируса многие россияне потеряли работу или лишились части дохода. В настоящее время безработица является одной из главных проблем в России: миллионы наших сограждан оказались без места заработка. Это обусловило тенденцию к экономии денежных средств в нашей стране, как считают эксперты. Кроме того, «веру в рубль» со сторону россиян снизили результаты сделки с ОПЕК+, в связи с чем национальная валюта значительно обесценилась. Снижение платежей на 33% было зафиксировано на ивент-сайтах, сайтах кинотеатров, музеев и театров, на 8% - на сервисах ресторанов и кафе. Финансовый рынок после сокрушительного обвала в начале 2020 года также не ощущал длительное время притока инвестиций и активных сделок. Охотнее люди тратили деньги на страховые услуги (29%), продукты (21%), товары для детей (18%), товары для здоровья, витамины и БАДы (16%), медицинские услуги (10%), онлайн-игры (9%), строительные товары (9%), развлечения (8%). Специалисты из компании «Сбер Маркетинг» проанализировали рекламный рынок во время пандемии и выявили, на какие сферы бизнеса переключились пользователи на основе анализа запросов в Google Trends [2].

Важнейшим трендом, характеризующим деятельность российских предприятий сферы услуг, стало распространение дистанционного формата работы. В частности, успешно и довольно оперативно на «дистанционку» перешли образовательные учреждения страны, консалтинговые фирмы, школы профессионального мастерства, организации рекламной сферы. В связи с карантином люди переключались чаще всего на покупку товаров и оказание услуг первой необходимости (например, медицинских услуг). Он-лайн услуги, оказываемые предприятиями, которые смогли приспособиться к новым реалиям, стали наиболее значимой тенденцией в деятельности российских предприятий сферы услуг в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

Рассмотрим наиболее проблемные сферы услуг, которые испытали мощнейший удар со стороны пандемии коронавирусной инфекции. Ими являются туризм, авиаперевозки, сфера развлечений (клубы, кинотеатры), сфера общепита, ресторанный бизнес. Экономические субъекты, осуществляющие бизнес в данных сферах, получают государственную поддержку в виде субсидий, льготного кредитования и прочих видов финансовой помощи на уровне регионов (например, поддержка со стороны региональных фондов).

Туризм в связи с высокой контактностью как отрасль испытала серьезный упадок, поскольку дл преодоления влияния пандемии коронавируса к апрелю 2020 года большинство стран закрыли границы и ограничили авиасообщение. Тяжёлые времена настали и для отелей: им приходится туго из-за отсутствия иностранных туристов. По оценке экспертов, из-за эпидемии коронавируса в России могут закрыться до четверти малых гостиничных объектов. Наибольшему риску подвержены хостелы и гостиницы на 10−25 номеров и несетевые объекты. Особенно страдает отельный бизнес в Москве, Санкт-Петербурге, на Байкале и в Дальневосточном регионе, куда чаще всего приезжали туристы из Китая и стран Евросоюза. На фоне массовой отмены рейсов в популярные туристические страны и закрытия границ, курорты Крыма и Краснодарского края могли бы остаться в плюсе. Весенний пик бронирований там приходится на майские праздники. Но в этом году отечественные санатории и пансионаты останутся без гостей: с 28 марта по 1 июня власти запретили бронирование мест. По подсчетам экспертов — это 100–150 миллиардов убытков. В настоящее время для россиян открыты курорты Краснодарского края, а из зарубежных стран – Турция, Танзания, Черногория, Хорватия и многие другие. Но по отношению к ситуации до пандемии сегодня сфера путешествий и связанные с ней области ограничены до момента, пока пандемия не будет побеждена. Выживут те компании, которые имеют внушительную финансовую «подушку безопасности». Эксперты сходятся в мнении, что этот кризис станет толчком, который даст возможность для развития внутреннего туризма [4].

Любой кризис – это новые возможности для развития. Рассмотрим возможные пути решения для предприятий, которые работают в сфере услуг.

В первую очередь, необходимо понимать, что довольно значительный потенциал имеет переход на дистанционные возможности в процессе оказания услуг. При этом необходимо по максимум оставить персонал своей организации в том де количестве, поскольку среди сокращенных работников могут оказаться те, кто являются высококлассными специалистами, а таких работников нельзя терять предприятию, которое задумывается о своем будущем.

Еще одним направлением, которое позволит во многом повысить конкурентоспособность бизнеса, – это диверсификация бизнеса, иными словами, перепрофилирование предпринимательской деятельности.   Например, так поступили московский отель «Чемодановъ» и питерская гостиница «Гельвеция». Они предлагают услугу долгосрочной аренды для тех, кто хочет самоизолироваться не в домашних условиях. Другой пример — LVMH, L’Oréal, Hermes, Pernod Ricard, Zara и другие крупные бренды начали производство защитных средств (масок, антисептиков, спреев).

Кроме того, значительный эффект для продвижения бизнеса в условиях пандемии коронавирусной инфекции имеет активизация рекламной деятельности, поскольку даже при успешной дифференциации бизнеса реклама позволяет быстрее привлечь целевую аудиторию и рассказать ей о структурной перестройке и его преимуществах для клиентов.

Таким образом, российские предприятия, работающие в сфере услуг и неспособные оперативно диверсифицировать свою деятельность, пострадали от пандемии коронавирусной инфекции. Они должны работать на опережение для того, чтобы выстоять в напряженных экономических условиях. Для решения проблем, связанных с влиянием коронавируса на сферу услуг,  предприятиям сферы услуг рекомендуется активизировать дистанционные возможности в процессе оказания услуг, и при необходимости перепрофилировать бизнес, а также повысить эффективность рекламной деятельности.

 

Список литературы:
1. Влияние колонавируса COVID-19 на экономику стран мира. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Влияние_коронавируса_COVID-19_на_экономику_стран_мира#.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D1.8F (дата обращения 21.08.2020).
2. Как эпидемия коронавируса повлияла  на сферу туризма – URL: https://www.biletik.aero/handbook/blog/kak-epidemiya-koronavirusa-povliyala-na-sferu-turizma (дата обращения 20.08.2020).
3. Коронавирус меняет бизнес: что происходит сейчас и что делать дальше – URL: https://www.cossa.ru/trends/262225/ (дата обращения 21.08.2020).
4. Пандемия коронавируса: экономика VS экология – URL: https://www.lipetsk.kp.ru/daily/27120/4202969/ (дата обращения 22.08.2020).