Аксиологические основания социальной работы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)
Аксиологические основания социальной работы
AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL WORKCENTER «KINDNESS»
Elena Vasilyeva
Master’s student, Amur state University, Russia, Blagoveshchensk
Аннотация. В статье рассматривается аксиологическая сторона социальной работы. Приводятся и анализируются основные виды ценностей, которая относится к социальной работе, анализируются основные цели, которые ставит аксиологическая сторона профессиональной деятельности к социальной работе. Кроме того, анализируются основные функции, которые выполняет этико-аксиологический подход в рамках профессиональной деятельности, в том числе и в рамках социальной работы.
Abstract. The article deals with the axiological side of social work. The main types of values related to social work are given and analyzed, the main goals set by the axiological side of professional activity to social work are analyzed. In addition, the author analyzes the main functions that the ethical-axiological approach performs in the framework of professional activity, including in the framework of social work.
Ключевые слова: аксиология, социальная работа, этико-аксиологический подход, профессиональные ценности.
Keywords: axiology, social work, ethical-axiological approach, professional values.
Главная функция системы морали заключается в поддержании и обеспечении существования породившей ее метасистемы, то есть системы общества. Данная система регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая важные общественные устои, общение, строй жизни. В каких моментах может наоборот требовать их изменения. В свою очередь профессионально-этическая система выполняет подобную функцию в отношении социальной работы. Помимо этого она является средством, которое формирует социальную работу в качестве целостной системы, определяет ее структуру и поддерживает нормативный смысл и содержание.
В социальной работе профессионально-этическая система, которая учитывает всю специфику социальной работы, занимает достаточно важное место. Данная система занимается не только регламентацией поведения, действия, отношений, личностно-нравственного облика специалистов, а также коллективов социальных работников, но вместе с тем является системообразующим и структурообразующим началом всей социальной работы, является гарантом ее гуманистического замысла, а также нормативного содержания.
Одно из важных мест в профессионально-этической системе занимает система профессиональных ценностей. Как результат при планировании, организации и реализации деятельности и при ее анализе необходимо использовать этико-аксиологический подход. Данный подход позволяет выявить посредством анализа существенные ценности и этические принципы, которые были положены в ее основу. Помимо этого подход позволяет сформулировать и скорректировать цели, уточнить смысл и содержание конечного результата с точки зрения его соответствия представлениям о благе человека и общества.
Для определения, пропаганды, а также обоснования в обществе, а самое важное в реализации гуманистических этических ценностей социальной работы, а также общества в целом, при изучении социальной работы, а также при ее регулировании использовать этико-аксиологического подхода имеет большое значение. Вместе с тем он не может считаться единственным при исследовании реализации социальной работы. Но несмотря на это социальная работа организуется и проводится обществом не для того, чтобы реализовать какие-либо установки и амбиции, которые требуют включения в социальную работу данных компонентов в качестве смыслообразующих.
В связи с этим данный подход считается одним из важных при анализе социальной работы, который задает значимость другим необходимым компонентам социальной работы. Это связано в первую очередь тем, что он заключается в обосновании, анализе ценностного смысла и содержания, ее целостного рассмотрения с точки зрения философской теории ценностей.
В связи с выше сказанным можно сделать вывод, что основная цель использования этико-аксиологического подхода в социальной работе состоит в содействии достижению профессионального идеала. При этом его главной задачей является обеспечения соответствия элементов деятельности ее главным ценностям.
Вместе с тем следует отметить, что функции этико-акиологического подхода направлены на повышение эффективности и качества социальной работы. Среди основных таких функций можно выделить:
1. Аналитическая – осуществляет этико-аксиологический анализ действительного состояния социальной работы.
2. Оценочная – формирует представления о значении социальной работы в жизни общества и человека. Также о ее месте и роли в общественном развитии.
3. Прогностическая – выявляет тенденции в развитии социальной работы, обосновывает оптимальные пути и цели ее развития.
4. Целеполагающая – содействует формулированию, а также уточнению целей деятельности с позиции достижения блага общества в целом и человека в частности [2].
Следует отметить, системное применение этико-аксиологического подхода в социальной работе способствует качественному и наиболее полному удовлетворению потребностей общества. В связи с этим этико-аксиологический подход в социальной работе имеет огромное значение не только непосредственно для самой социальной работы, но и для всего человеческого общества. Данный факт связан с тем, что применение данного подхода способствует объективной оценки социальной работы, также позволяет определить ее истинное место в жизни общества, а также выявить потенциал ее развития.
Вместе с тем система профессиональной социальной работы представляет из себя целостную систему функционально, а также структурно связанных между собой элементов. К таким элементам следует отнести цели, мотивы, средства, результат, условия, а также объект и субъект. В каждом из представленных элементов представлены ценности, при этом они вступают во взаимодействие и оказывают влияние как друг на друга, а также на сущность и содержание деятельности в целом.
В социальной работе целесообразно выделять различные группы ценностей и их анализировать. Все эти группы ценностей являются неотъемлемым компонентом совокупной ценностной системой и ресурсов общества. Следует отметить, что социальная работа невозможна без привлечения и реализации ценностей различных групп и видов, которые в сою очередь могут выступать в различных видах и формах. Помимо этого они могут быть субъектами и объектами воздействия, в связи с тем, что в ее процессе происходит прямое и косвенное воздействие на ценностную систему индивида с целью формирования у него новых ценностных ориентиров. Вместе с тем ценности, которые задействованы в социальной работе, играют роль мотивов, инструментов, средств, условий достижения и реализации смысла и содержания деятельности. В целом можно сказать, что ценности являются основной целью, а также конечным результатом социальной работы [1].
Таким образом, как и любая другая деятельность, социальная работа может быть представлена в виде деятельности, которая направлена на реализацию значимых профессиональных, социальных, а также индивидуальных ценностей. Следует отметить важность того, чтобы социальная работа представляла из себя аксиологическую деятельность, а не аксиатическую, несмотря на то, что ценности обыденно сознания также присутствуют в социальной работе.