Личностные качества педагога как фактор формирования субъективного благополучия младших школьников
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)
Личностные качества педагога как фактор формирования субъективного благополучия младших школьников
Аннотация. В данной статье рассматривается сущность психологического конструкта субъективного благополучия в контексте воздействия качеств педагога на младших школьников.
Ключевые слова: субъективное благополучие, младшие школьники, образование, качества педагога, воздействие, педагогическое общение.
В настоящее время субъективное благополучие представляет очевидный интерес для исследователей и практикующих педагогов-психологов.
Следует отметить, что изучение феномена «психологическое благополучие» ведется в различных научных областях: социологии, медицине, экономике, психологии. Данное направление активно развивается в рамках психологии образования, что порождает неоднозначность критериев и моделей. Этот феномен наиболее объемно понимается в рамках поликультурного и междисциплинарного пространства, охватывающих широкий круг подходов и контекстов.
Психологическое благополучие задает «тон» и устойчивость отношения к миру, где стержнем выступает «палитра» отношений человека с миром, результатом чего является гармонизация его жизни. И тот факт, что исследованием психологического благополучия психологи занимаются без малого шестьдесят лет, в полной мере свидетельствует о высокой актуальности данной темы[3]. Современный подход к образованию рассматривает школу как среду, в которой происходит когнитивное, личностное и социально-эмоциональное развитие ребенка. Такой подход находит свое отражение в образовательных стандартах многих стран, в том числе и в ФГОС общего образования России. Субъективное благополучие выступает показателем того, насколько комфортной и доброжелательной воспринимает ребенок школьную среду, насколько хорошо он чувствует себя в школе[5].
Субъективное благополучие определяется как субъективная вера индивида в то, что его жизнь приятна и хороша, и это понятие часто использовалось наравне с термином «счастье»[2].
Выделяют два основных компонента субъективного благополучия: эмоциональный, который включает в себя позитивный и негативный аффекты, и когнитивный, который часто обозначают как удовлетворенность жизнью[4].
Особую значимость для педагогической практики представляет субъективное благополучие младших школьников, как субъектов образовательных процессов, адаптирующихся в относительно новой для них социальной и деятельностной среде. Очень важным представляется выделение детерминант, определяющих субъективное благополучие младших школьников. В связи с этим появился ряд работ, посвященных определению и исследованию факторов, определяющих субъективное благополучие личности, которое, в свою очередь, является одним из признаков ее оптимального функционирования (Р. Инглехарт, Р. Фоа, К. Петерсон, К. Велзель, Д. Нетль, Э.Л. Носенко, Е.А. Перова, С.Н. Ениколопов, С.В. Яремчук, В.Н. Духневич и др.)[7].
Приоритетная на сегодняшний день задача сохранения и улучшения психологического здоровья школьников требует исследования тех аспектов образовательной среды, которые являются весомыми факторами их субъективного благополучия. Одним из таких факторов является личность учителя как ключевой фигуры педагогического взаимодействия. В целом, исследование источников теоретико-прикладного характера позволяет нам констатировать следующее. Система отношений «учитель-ученик», в ее исторической ретроспективе позволяет говорить о многоаспектности и серьезном воздействии этих отношений на развивающуюся личность младшего школьника, адаптирующегося к учебной деятельности, новым социальным форматам взаимодействия с окружающими. Данное воздействие всегда носит одновременно как опосредованный через социальное окружение, так и непосредственный характер. Педагогическая перцепция в младшем школьном возрасте представляет собой фактор, определяющий позицию ребёнка в школьном коллективе, субъективное благополучие, успешность в освоении учебного материала.
Связь позитивных индивидуальных качеств педагога с успешностью и благополучием обучающихся включает в себя несколько групп компонентов. Первая группа может быть рассмотрена в контексте оптимального функционирования личности учителя как субъекта педагогической деятельности и включает добродетели «мудрость», «гуманность», «справедливость» педагога; эмоциональный комфорт во время взаимодействия с младшими школьниками; отсутствие симптомов эмоционального выгорания и удовлетворенность профессиональной деятельностью; субъективное благополучие.
Вторая группа компонентов находится в плоскости оптимального функционирования личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности и зависит от выделенных позитивных ценностей и сильных черт характера педагога: положительные эмоциональные состояния на уроках; оптимальная позитивная самооценка (позитивные представления о себе); развитая учебная мотивация; позитивные ценности и сильные черты характера ученика[6].
Установлено, что педагоги с разной выраженностью позитивных личностных качеств оказывают неодинаковое влияние на те личностные характеристики учеников, которые выступают важнейшими детерминантами успешности последних. Выраженность позитивных свойств учителя лежит в основе положительных эмоциональных состояний, формирования соответствующих позитивных черт учащихся, оптимально высокой самооценки и, таким образом, обеспечивает их субъективное благополучие[8].
Подводя итоги, можно сформулировать следующие основные положения. В основу психологического конструкта субъективного благополучия положены оценки преобладания в жизнедеятельности человека опыта переживания положительных эмоций (эмоциональный компонент) и удовлетворенности жизнью (когнитивный компонент), если исходить из того, что субъективное благополучие имеет в своей основе три фактора: самоуважение (self-esteem), оптимизм (optimism) и локус контроля (locus of control)[1].
Личные и профессиональные качества педагогов оказывают несомненное влияние на субъективное благополучие обучающихся. Формируясь в процессе коммуникативного взаимодействия учителя и ребенка, перцептивный образ педагога в глазах ребёнка закрепляется в типах общения и взаимодействия, экстраполируется на отношения с одноклассниками, закрепляется на первые 2-3 года обучения. Можно предположить, что непосредственное взаимодействие с педагогом не исчерпывает всей системы воздействий, в которые включены отношения ученика и учителя, то есть на обучающегося в младшем школьном возрасте воздействуют факторы вовсе не объективного характера, а порой даже и неосознаваемые. Не подлежит сомнению, что в процессе выстраивания отношений в диаде «педагог-ученик» немаловажную роль играет аффективный компонент: эмоциональный драйв и привлекательность учителя. Успешная адаптация, самоощущение ученика, его субъективное благополучие зависят от ранних успешно сложившихся отношений с учителем. В целом, можно говорить о высокой значимости именно эмоциональных, личностных компонентов взаимодействия с педагогом, а вовсе не деятельностных, как нередко принято считать.
Следует, однако, отметить, что на субъективное благополучие младших школьников весьма существенное влияние оказывают коммуникативные качества педагога, то есть психологическое благополучие связано с социальной ситуацией взаимодействия, заметным звеном которого выступает стиль педагогического общения. Непосредственное, живое общение с учителем порождает ощущение комфорта, способствует адекватному мировосприятию ученика младшей школы, формирует новые личностные смыслы, высокую самооценку и восприятие себя как благополучного субъекта в ходе педагогического взаимодействия. В целом, не подлежит сомнению, что качества личности педагога в процессе работы с младшими школьниками проецируются на них и представляют собой важный фактор влияния, поскольку субъективное благополучие детей в столь сенситивном возрасте зависит от фигуры педагога, которая занимает достаточно большое место в психическом пространстве школьника, только начинающего свой непростой путь в пространстве образовательной организации.
Совершенно очевидно, что используя адекватный ситуации «микс» стилей общения (авторитарного, демократического), учитель младшей школы способствует развитию как предметных компетенций школьников, так и активному формированию компонентов субъективного благополучия обучающихся. Ученик эмоционально привлекательного, мудрого, зрелого, коммуникативно компетентного педагога имеет большие шансы развить в себе черты благополучной, здоровой личности.