Статья:

Личностные качества педагога как фактор формирования субъективного благополучия младших школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Трубникова Е.И. Личностные качества педагога как фактор формирования субъективного благополучия младших школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 32(125). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/125/78285 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Личностные качества педагога как фактор формирования субъективного благополучия младших школьников

Трубникова Елена Игоревна
магистрант, 2 курс, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южный Федеральный Университет Академия психологии и педагогики, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность психологического конструкта субъективного благополучия в контексте воздействия качеств педагога на младших школьников.

 

Ключевые слова: субъективное благополучие, младшие школьники, образование, качества педагога, воздействие, педагогическое общение.

 

В настоящее время субъективное благополучие представляет очевидный интерес для исследователей и практикующих педагогов-психологов.

Следует отметить, что изучение феномена «психологическое благополучие» ведется в различных научных областях: социологии, медицине, экономике, психологии. Данное направление активно развивается в рамках психологии образования, что порождает неоднозначность критериев и моделей. Этот феномен наиболее объемно понимается в рамках поликультурного и междисциплинарного пространства, охватывающих широкий круг подходов и контекстов.

Психологическое благополучие задает «тон» и устойчивость отношения к миру, где стержнем выступает «палитра» отношений человека с миром, результатом чего является гармонизация его жизни. И тот факт, что исследованием психологического благополучия психологи занимаются без малого шестьдесят лет, в полной мере свидетельствует о высокой актуальности данной темы[3]. Современный подход к образованию рассматривает школу как среду, в которой происходит когнитивное, личностное и социально-эмоциональное развитие ребенка. Такой подход находит свое отражение в образовательных стандартах многих стран, в том числе и в ФГОС общего образования России. Субъективное благополучие выступает показателем того, насколько комфортной и доброжелательной воспринимает ребенок школьную среду, насколько хорошо он чувствует себя в школе[5].

Субъективное благополучие определяется как субъективная вера индивида в то, что его жизнь приятна и хороша, и это понятие часто использовалось наравне с термином «счастье»[2].

Выделяют два основных компонента субъективного благополучия: эмоциональный, который включает в себя позитивный и негативный аффекты, и когнитивный, который часто обозначают как удовлетворенность жизнью[4].

Особую значимость для педагогической практики представляет субъективное благополучие младших школьников, как субъектов образовательных процессов, адаптирующихся в относительно новой для них социальной и деятельностной среде. Очень важным представляется выделение детерминант, определяющих субъективное благополучие младших школьников. В связи с этим появился ряд работ, посвященных определению и исследованию факторов, определяющих субъективное благополучие личности, которое, в свою очередь, является одним из признаков ее оптимального функционирования (Р. Инглехарт, Р. Фоа, К. Петерсон, К. Велзель, Д. Нетль, Э.Л. Носенко, Е.А. Перова, С.Н. Ениколопов, С.В. Яремчук, В.Н. Духневич и др.)[7].

Приоритетная на сегодняшний день задача сохранения и улучшения психологического здоровья школьников требует исследования тех аспектов образовательной среды, которые являются весомыми факторами их субъективного благополучия. Одним из таких факторов является личность учителя как ключевой фигуры педагогического взаимодействия. В целом, исследование источников теоретико-прикладного характера позволяет нам констатировать следующее. Система отношений «учитель-ученик», в ее исторической ретроспективе позволяет говорить о многоаспектности и серьезном воздействии этих отношений на развивающуюся личность младшего школьника, адаптирующегося к учебной деятельности, новым социальным форматам взаимодействия с окружающими. Данное воздействие всегда носит одновременно как опосредованный через социальное окружение, так и непосредственный характер. Педагогическая перцепция в младшем школьном возрасте представляет собой фактор, определяющий позицию ребёнка в школьном коллективе, субъективное благополучие, успешность в освоении учебного материала.

Связь позитивных индивидуальных качеств педагога с успешностью и благополучием обучающихся включает в себя несколько групп компонентов. Первая группа может быть рассмотрена в контексте оптимального функционирования личности учителя как субъекта педагогической деятельности и включает добродетели «мудрость», «гуманность», «справедливость» педагога; эмоциональный комфорт во время взаимодействия с младшими школьниками; отсутствие симптомов эмоционального выгорания и удовлетворенность профессиональной деятельностью; субъективное благополучие.

Вторая группа компонентов находится в плоскости оптимального функционирования личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности и зависит от выделенных позитивных ценностей и сильных черт характера педагога: положительные эмоциональные состояния на уроках; оптимальная позитивная самооценка (позитивные представления о себе); развитая учебная мотивация; позитивные ценности и сильные черты характера ученика[6].

Установлено, что педагоги с разной выраженностью позитивных личностных качеств оказывают неодинаковое влияние на те личностные характеристики учеников, которые выступают важнейшими детерминантами успешности последних. Выраженность позитивных свойств учителя лежит в основе положительных эмоциональных состояний, формирования соответствующих позитивных черт учащихся, оптимально высокой самооценки и, таким образом, обеспечивает их субъективное благополучие[8].

Подводя итоги, можно сформулировать следующие основные положения. В основу психологического конструкта субъективного благополучия положены оценки преобладания в жизнедеятельности человека опыта переживания положительных эмоций (эмоциональный компонент) и удовлетворенности жизнью (когнитивный компонент), если исходить из того, что субъективное благополучие имеет в своей основе три фактора: самоуважение (self-esteem), оптимизм (optimism) и локус контроля (locus of control)[1].

Личные и профессиональные качества педагогов оказывают несомненное влияние на субъективное благополучие обучающихся. Формируясь в процессе коммуникативного взаимодействия учителя и ребенка, перцептивный образ педагога в глазах ребёнка закрепляется в типах общения и взаимодействия, экстраполируется на отношения с одноклассниками, закрепляется на первые 2-3 года обучения. Можно предположить, что непосредственное взаимодействие с педагогом не исчерпывает всей системы воздействий, в которые включены отношения ученика и учителя, то есть на обучающегося в младшем школьном возрасте воздействуют факторы вовсе не объективного характера, а порой даже и неосознаваемые. Не подлежит сомнению, что в процессе выстраивания отношений в диаде «педагог-ученик» немаловажную роль играет аффективный компонент: эмоциональный драйв и привлекательность учителя. Успешная адаптация, самоощущение ученика, его субъективное благополучие зависят от ранних успешно сложившихся отношений с учителем. В целом, можно говорить о высокой значимости именно эмоциональных, личностных компонентов взаимодействия с педагогом, а вовсе не деятельностных, как нередко принято считать.

Следует, однако, отметить, что на субъективное благополучие младших школьников весьма существенное влияние оказывают коммуникативные качества педагога, то есть психологическое благополучие связано с социальной ситуацией взаимодействия, заметным звеном которого выступает стиль педагогического общения. Непосредственное, живое общение с учителем порождает ощущение комфорта, способствует адекватному мировосприятию ученика младшей школы, формирует новые личностные смыслы, высокую самооценку и восприятие себя как благополучного субъекта в ходе педагогического взаимодействия. В целом, не подлежит сомнению, что качества личности педагога в процессе работы с младшими школьниками проецируются на них и представляют собой важный фактор влияния, поскольку субъективное благополучие детей в столь сенситивном возрасте зависит от фигуры педагога, которая занимает достаточно большое место в психическом пространстве школьника, только начинающего свой непростой путь в пространстве образовательной организации.

Совершенно очевидно, что используя адекватный ситуации «микс» стилей общения (авторитарного, демократического), учитель младшей школы способствует развитию как предметных компетенций школьников, так и активному формированию компонентов субъективного благополучия обучающихся. Ученик эмоционально привлекательного, мудрого, зрелого, коммуникативно компетентного педагога имеет большие шансы развить в себе черты благополучной, здоровой личности.

 

Список литературы:
1. Blore J. D. Subjective wellbeing: An assessment of competing theo-ries: Submitted in fulfilment of the requirements for the degree of doctor of philosophy Deakin University, 2008. 90 р.
2. Wilson, W. (2007). Correlates of avowed happiness. Psychological Bulletin, 67, 294–306.
3. Зотова О.Ю. Психологическое благополучие личности: монография / О. Ю. Зотова. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. – 312 с.
4. Канонир Т.Н. Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2019. Т. 16. №2. С. 170–182.
5. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников //Психологическая наука и образование, 2019. Т. 24. № 5. C. 16-26
6. Носенко Э.Л.,. Труляев Р.А. Позитивный личностный ресурс педагога и субъективное благополучие учеников // Вопросы психологии, 2013, № 5. С. 3-11.
7. Перелыгина Е. Б., Зотова О. Ю. Образование как источник психологического благополучия личности // Человеческий капитал, 2017, № 1 (97). С. 3-
8. Перова Е.А., Ениколопов С.Н. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия // Вопросы психологии, 2009, №1. С. 51-57.