Характеристика теоретических подходов к управлению конкурентоспособностью региона
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)
Характеристика теоретических подходов к управлению конкурентоспособностью региона
Аннотация. В статье рассматривается семь теоретических подходов к управлению конкурентоспособностью региона. Делается вывод о том, что в основном необходимо использовать системный и комплексный подходы, дополняя их отдельными приёмами других подходов.
Ключевые слова: конкурентоспособность, регион, социально-экономическое развитие.
В последнее время все чаще в качестве отдельного направления управления социально-экономическим развитием региона выделяют управление его конкурентоспособностью. Этим понятием называют совокупность характеристик региона, которая отличает его от других (аналогичных) регионов страны и мира. Результаты теоретических исследований и опыт деятельности региональных органов власти свидетельствуют о том, что к процессу управления конкурентоспособностью можно подходить, используя разные подходы: маркетинговый; динамический; ситуационный; комплексный; системный; кластерный; директивный [2, с. 222].
Маркетинговый подход к управлению конкурентоспособностью региона акцентирует внимание на идентификации и детальном изучении интересов и потребностей потребителей и других контрагентов, которые рассматривают государство как единый рынок, а регионы – как его отдельные участники, соперничающие друг с другом за обеспечение лучших условий своего функционирования. Этот подход позволяет сформировать стратегические планы, направленные на максимальное удовлетворение потребностей инвесторов, производителей, наемных работников, туристов и других категорий потребителей региональных продуктов, то есть на создание для них лучшей потребительской ценности.
Применение динамического подхода позволяет выделить отдельные этапы управления конкурентоспособностью региона, сформулировать прогнозы на будущее. Данный подход опирается на знания особенностей жизненного цикла регионального продукта и его производителей, для которых присуще циклическое развитие, а также жизненным циклом конкурентного преимущества. В связи с этим выделяются следующие этапы управления конкурентоспособностью региона:
1) осознание конкурентных преимуществ региона, которые проходят периоды зарождения и ускорения роста;
2) переход в состояние конкурентоспособности, который совпадает с замедлением роста конкурентных преимуществ;
3) достижение состояния конкурентной устойчивости региона, что соответствует стадии зрелости конкурентных преимуществ.
Начиная с четвёртого этапа регион должен реализовывать и получать эффект от новых конкурентных преимуществ, сглаживая тем самым потери от предыдущих. Таким образом, предполагается, что процесс управления конкурентоспособностью региона должен носить непрерывный характер.
Ситуационный подход заключается в необходимости региона адаптироваться к новым периодически возникающим конкурентным ситуациям. В его основе лежит представление о значительной вариации конкретных мер и методов управления, определяемых особенностями тех конкурентных обстоятельств (факторов), которые в настоящий момент оказывают наибольшее влияние на регион и достижение им своих стратегических целей.
Комплексный подход предполагает распространение идей конкурентного управления на все направления развития региона как социально-экономической системы – управление инвестициями, инновациями, промышленностью, сельским и лесным хозяйством, финансами, образованием, здравоохранением и т.п. Его задачей является превращение в конкурентоспособную всей социально-экономической системы региона. Сущность данного подхода заключается в учете особенностей всех причисленных выше направлений регионального развития и в их отражении посредством разработки комплексной стратегии управления конкурентоспособностью региона или стратегии (концепции) его долгосрочного социально-экономического развития.
Системный подход позволяет выделить отдельные элементы системы управления (субъекты, объекты, цели, задачи, методы, средства, ресурсы, результаты и др.) и обеспечить их тесную взаимосвязь друг с другом в рамках взаимодействия управляющей (региональные органы власти), целевой, обеспечивающей и управляемой (регион и его составляющие) подсистем с учетом факторов внешней среды [3]. Это взгляд позволяет осознать необходимость и сущность конкурентного управления, а также определить:
- активаторы конкуренции – это факторы, силы и субъекты позитивного действия, которые дают региону как социально-экономической системе конкурентные преимущества (поэтому их следует поддерживать и усиливать их действие); описываются в рамках теории заинтересованных сторон;
- дезактиваторы конкуренции – это факторы, оказывающие негативное воздействие на регион как на социально-экономическую систему, создающие угрозы её развитию (поэтому они подлежат устранению); описываются в рамках концепции групповых претензий.
Систему управления конкурентоспособностью региона стоит рассматривать в качестве сложной системы.
Кластерный подход заключается в повышении конкурентоспособности региона за счет формирования высокотехнологичных отраслевых кластеров. Кластер представляет собой сконцентрированную по географическому признаку группу взаимосвязанных компаний, специализирующихся в определенных отраслях экономики. В основе кластеризации региональной экономики лежит представления о том, какие преимущества несет специализация и территориальное разделение труда.
Директивный подход означает регламентацию конкурентных действий различных субъектов рыночной деятельности в нормативных документах, то есть предполагает разработку конкурентного законодательства, стандартов, методик, инструкций, приказов, распоряжений и указаний органами региональной власти в отношении предприятий и организаций, функционирующих на территории региона.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что каждый из рассмотренных подходов по отдельности не позволяет разработать и обосновать комплексную стратегию управления конкурентоспособностью региона. В связи с этим наиболее рациональным кажется использование системного и комплексного подходов в качестве базовых, дополняя их при необходимости отдельными приёмами других подходов.
Список литературы:
1. Гаджибек, В.П. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятий // Вестник Дальрыбвтуза. 2015. № 6. С. 34-38.
2. Нагорская, М.Н., Подсмашная, И.Н. Теоретические основы управления конкурентоспособностью // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». – 2009. – Т. 22 (61), № 2. – С. 219- 228.
3. Предпринимательство: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 581 с.