Статья:

Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Хаматова К.Р. Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/129/79923 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий

Хаматова Карина Радиковна
магистрант, Башкирский государственный университет, Институт права, РФ, г. Уфа

 

С давних времен люди старались защищать и сохранять территории, считавшимися «священными местами». Со временем такие территории стали тщательно изучать и ограничивать  любую хозяйственную деятельность на них.

Создание особо охраняемых природных территорий и сохранение их натурального и естественного ареала является решением многих экологических проблем. Особо охраняемые природные территории предназначены для поддержания и сохранения  типичных и уникальных природных ландшафтом,  разнообразия мира растений и животных, а также охраны объектов культурного наследия.

На сегодняшний день особо охраняемые природные территории получили широкую распространенность. В Российской Федерации – это отдельная целостная система, которая включает в себя разные объекты, подлежащие охране со стороны государства. Из этого следует, что особо охраняемые природные территории являются отдельным институтом экологического права. ООПТ подразделяются на категории:- государственные природные заповедники и заказники, национальные парки и природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.  Данные территории отнесены к объектам национального достояния и включены в Единый государственный кадастр [1].

Объекты особо охраняемых природных территорий подлежат особому вниманию. Поэтому их правовой режим имеет свои особенности и подлежит защите на нескольких уровнях – федерального и регионального законодательства, муниципальными правовыми актами, а также нормами международного права [2].

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовое регулирование отношений с земельными участками, которые являются особо охраняемыми природными территориями, определяется совместным ведением Российской Федерации и ее субъектов. Данные территории исключены из категории земель, на которых дозволена любая хозяйственная деятельность, что же указывает на их особый правовой режим.

Также,  правовой режим особо охраняемых природных территорий определяют ряд законодательных актов:

– Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ;

– Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ;

– Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 № 26-ФЗ.

Особую важность приобрела Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, устанавливающая основные направления деятельности в данной сфере и закрепляющая меры, которые должны повысить эффективность государственного регулирования [3]. В целях обеспечения экологической безопасности нашей страны Концепцией предусматривается ряд определенных задач, направленных на достижение таких целей, как:

Во-первых, это образование новых национальных парков

Во-вторых, образование государственных природных заповедников

во-вторых, оснащение действенной структуры охраны природных и культурных объединений;

в-третьих, формирование просветительской деятельности государсвтенных заповедников и национальных парков внутри страны;

в-четвертых, вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического туризма.,и др.

ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»  был принят в 1995 году. Он регулирует вопросы, которые связаны с образованием, деятельностью и руководством особо охраняемыми природными территориями.  Правда, неоднократно возникал вопрос о необходимости усовершенствования Закона. Существенным пробелом является отсутствие в законодательстве норм, которые включают особо охраняемые природные территории с международным статусом в национальную систему [4]. А это в свою очередь, создает сложность в определении правового режима и статуса таких территорий.

В части правового регулирования особо охраняемых природных территорий достаточно пробелов. Но стоит отметить, что процесс устранения этих недостатков медленно, но идет. Законодатель уделяет внимание вопросам, которые связаны с решением проблем правового режима особо охраняемых природных территорий [5]. По моему мнению, первым шагом в этом направлении будет принятие законопроекта в национальной правовой области особо охраняемых природных территорий с международным статусом.  Для этого потребуется активная позиция не только со стороны государственных органов, но и со стороны общественности и экспертов в области национального и международного права.

Хочется верить, что государство будет более внимательно уделять внимание проблемам особо охраняемых природных территорий, тем самым будет усовершенствовать законодательную базу в этой области.

Также должны соблюдаться меры с рациональным природопользованием. Последствия недостаточного внимания к проблемам могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой

 

Список литературы:
1. Дмитриченко А.А. Правовое регулирование земель особо охраняемых территорий // TERRA LEGEM Проблемы охраны и использования земельных ресурсов: сборник научных трудов –2017. – С. 52-58.
2. Исакова Ю.И. Нормативно-правовое регулирование землепользования. Учебное пособие для занятий и курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки – Ростов-на-Дону, 2018.
3. Кузьменко Ю.А. Эколого-правовое обеспечение природопользования и охраны окружающей среды // Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2017. С. 567-574.
4. Пчельников М.В. Современная экологическая политика в сфере охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2016. – №2. – С. 70-74. 
5. Пчельников М.В. Проблемы правового статуса ботанических садов в Российской Федерации в качестве особо охраняемых природных территорий // Правовая культура. – 2012. – №2 (13). – С. 63-66.