Сочинение как универсальная форма оценки литературных способностей современных школьников
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(13)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(13)
Сочинение как универсальная форма оценки литературных способностей современных школьников
Сочинение уже много лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома как учителям-словесникам, так и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. Хорошее, качественное сочинение – результат систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе.
Как обязательная форма итоговой аттестации сочинение вернулось в школьный образовательный процесс сравнительно недавно, после длительного перерыва. Целью его определяют проверку широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью. Введение итогового сочинения, по замыслу министерства образования, должно содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры. [3] Важно отметить литературоцентричный характер итогового сочинения. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.
В настоящее время мы сталкиваемся с тем, что итоговое сочинение вызывает массу трудностей у учащихся. Цель исследования: выяснить причины низких результатов итогового сочинения 11 классе. В достижении поставленной цели нам поможет решение следующих задач:
1. выявить типичные ошибки при написании сочинения-рассуждении в среднем звене;
2. сопоставить критерии оценивания сочинения в 6 классе и критерии оценивания итогового сочинения;
3. дать рекомендации по преодолению трудностей и ошибок, допускаемых учащимися в среднем звене.
В рамках исследования, при прохождении педагогической практики, мы провели несколько уроков литературы в среднем звене, итогом которых стало сочинение-рассуждение на тему «Победа бывает разной» по рассказу Л.Е. Улицкой «Бумажная победа». Результаты сочинения показали, что жанр рассуждения вызывает трудности у учащихся 6 класса.
Назовем типичные ошибки шестиклассников при написании сочинения-рассуждения:
- учащиеся пересказывают, а не анализируют и интерпретируют произведение, в результате не раскрывают тему сочинения. Это говорит о том, что у учеников не сформирован жанр рассуждения; («Главный герой Геня. С ним никто не дружит. Он думал, что у него смешная фамилия. Геня часто болел»).
- делают правильный вывод, однако слишком подробно пересказывают текст, насыщая сочинение абсолютно не важными для темы деталями. Навыки рассуждения и обобщения ученики демонстрировали лишь в последнем абзаце. Это говорит о том, что ученики не видят границы темы. И хотя навыки обобщения у таких учащихся сформированы, они слабо демонстрируют аргументацию из художественного текста; («Когда он вернулся, его родители сидели у телефона все бледные. Они обрадовались его возвращению и побежали его целовать и обнимать, и сами стали целоваться и обниматься»).
- вообще не привлекают литературный материал, не работают с текстом, а пускаются в отвлеченные рассуждения. Такие ошибки демонстрируют отсутствие аналитических навыков (учащиеся не умеют выявлять авторскую позицию), они подменяют анализ художественного теста читательской интерпретацией, что в корне неверно; («Победа бывает: в войне, над собой, в спорте. Победа в войне – это… Победа над собой – это… Победа в спорте – это…»)
- приводят примеры из жизненного опыта, а не из прочитанного произведения. Это говорит о том, что у учеников не сформированы навыки рассуждения с опорой на текст. («На мой взгляд, важна другая победа – победа над самим собой. <…> Примером для меня стала параолимпийская сборная России. Они борются и побеждают»).
Содержание сочинений и изложений оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
Данный критерий не сформирован у 1/3 класса.
Рекомендация:
В среднем звене, а особенно в слабых классах, лучше формулировать тему в форме вопроса, так ученику будет проще сконцентрироваться на теме и понять ее.
- полнота раскрытия темы;
Большинство учащихся не продемонстрировало сформированность данного критерия. В основном, ученики раскрывали лишь какой-то аспект темы.
Рекомендация:
Для формирования данного критерия необходима как предварительная работа, так и анализ после написания. Перед написанием сочинения необходимо максимально полно проанализировать тему, а после проверки указать на типичные ошибки, а также прочитать лучшие работы в качестве образца.
- правильность фактического материала;
Один из наиболее сформированных критериев в 6 классе. Для поддержания уровня следует большое внимание уделять работе с текстом, любое суждение ученика должно быть с опорой на текст, это не только поможет учащимся «уложить в голове» последовательность событий, но и постичь авторскую позицию, идею произведения.
- последовательность изложения.
Если рассматривать данный критерий с точки зрения последовательности изложения своих мыслей, то все ученики продемонстрировали сформированность данного критерия. Однако структура сочинения-рассуждения (тезис-аргументация-вывод) не выдержана примерно у 40% учащихся. Что может сделать учитель для преодоления этого недочета? Во-первых, изначально показать разницу между различными видами сочинений, рассказать об их особенностях, отработать каждый из видов в классе. Во-вторых, во время озвучивания задания акцентировать внимание учащихся на том, какого вида сочинение они должны написать. В-третьих, нужно отрабатывать умение составлять план сочинения.
Работы шестиклассников демонстрируют небогатый словарь. На основе этого возникают речевые ошибки типа: «Он стал одним из своих друзей». Часто встречаются стилистические недочеты («Он попробовал много способов, но не получалось, и тогда он решил сбежать из дома»).
Опираясь на результаты сочинения в 6 классе, мы прогнозируем ошибки в итоговом сочинении. Наше исследование показало, что в первую очередь необходимо уделять внимание культуре цитирования и комментирования текста, т.е. умению трансформировать текст.
Таким образом, чтобы подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения, особое внимание следует уделять формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения, сюда входит определение коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента). Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На ранних этапах подготовки к сочинению удобнее использовать для тренировки вопросительные формулировки тем.