Статья:

Сочинение как универсальная форма оценки литературных способностей современных школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(13)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Калентьева К.В. Сочинение как универсальная форма оценки литературных способностей современных школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 13(13) . URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/13/25410 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сочинение как универсальная форма оценки литературных способностей современных школьников

Калентьева Ксения Владимировна
студент, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Сочинение уже много лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома как учителям-словесникам, так и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. Хорошее, качественное сочинение – результат систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе.

Как обязательная форма итоговой аттестации сочинение вернулось в школьный образовательный процесс сравнительно недавно, после длительного перерыва. Целью его определяют проверку широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью. Введение итогового сочинения, по замыслу министерства образования, должно содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры. [3] Важно отметить литературоцентричный характер итогового сочинения. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.

В настоящее время мы сталкиваемся с тем, что итоговое сочинение вызывает массу трудностей у учащихся. Цель исследования: выяснить причины низких результатов итогового сочинения 11 классе. В достижении поставленной цели нам поможет решение следующих задач:

1. выявить типичные ошибки при написании сочинения-рассуждении в среднем звене;

2. сопоставить критерии оценивания сочинения в 6 классе и критерии оценивания итогового сочинения;

3. дать рекомендации по преодолению трудностей и ошибок, допускаемых учащимися в среднем звене.

В рамках исследования, при прохождении педагогической практики, мы провели несколько уроков литературы в среднем звене, итогом которых стало сочинение-рассуждение на тему «Победа бывает разной» по рассказу Л.Е. Улицкой «Бумажная победа». Результаты сочинения показали, что жанр рассуждения вызывает трудности у учащихся 6 класса.

Назовем типичные ошибки шестиклассников при написании сочинения-рассуждения:

- учащиеся пересказывают, а не анализируют и интерпретируют произведение, в результате не раскрывают тему сочинения. Это говорит о том, что у учеников не сформирован жанр рассуждения; («Главный герой Геня. С ним никто не дружит. Он думал, что у него смешная фамилия. Геня часто болел»).

- делают правильный вывод, однако слишком подробно пересказывают текст, насыщая сочинение абсолютно не важными для темы деталями. Навыки рассуждения и обобщения ученики демонстрировали лишь в последнем абзаце. Это говорит о том, что ученики не видят границы темы. И хотя навыки обобщения у таких учащихся сформированы, они слабо демонстрируют аргументацию из художественного текста; («Когда он вернулся, его родители сидели у телефона все бледные. Они обрадовались его возвращению и побежали его целовать и обнимать, и сами стали целоваться и обниматься»).

- вообще не привлекают литературный материал, не работают с текстом, а пускаются в отвлеченные рассуждения. Такие ошибки демонстрируют отсутствие аналитических навыков (учащиеся не умеют выявлять авторскую позицию), они подменяют анализ художественного теста читательской интерпретацией, что в корне неверно; («Победа бывает: в войне, над собой, в спорте. Победа в войне – это… Победа над собой – это… Победа в спорте – это…»)

- приводят примеры из жизненного опыта, а не из прочитанного произведения. Это говорит о том, что у учеников не сформированы навыки рассуждения с опорой на текст. («На мой взгляд, важна другая победа – победа над самим собой. <…> Примером для меня стала параолимпийская сборная России. Они борются и побеждают»).

Содержание сочинений и изложений оценивается по следующим критериям:

 - соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Данный критерий не сформирован у 1/3 класса.

Рекомендация:

В среднем звене, а особенно в слабых классах, лучше формулировать тему в форме вопроса, так ученику будет проще сконцентрироваться на теме и понять ее.

 - полнота раскрытия темы;

Большинство учащихся не продемонстрировало сформированность данного критерия. В основном, ученики раскрывали лишь какой-то аспект темы.

Рекомендация:

Для формирования данного критерия необходима как предварительная работа, так и анализ после написания. Перед написанием сочинения необходимо максимально полно проанализировать тему, а после проверки указать на типичные ошибки, а также прочитать лучшие работы в качестве образца.

 - правильность фактического материала;

Один из наиболее сформированных критериев в 6 классе. Для поддержания уровня следует большое внимание уделять работе с текстом, любое суждение ученика должно быть с опорой на текст, это не только поможет учащимся «уложить в голове» последовательность событий, но и постичь авторскую позицию, идею произведения.

 - последовательность изложения.

Если рассматривать данный критерий с точки зрения последовательности изложения своих мыслей, то все ученики продемонстрировали сформированность данного критерия. Однако структура сочинения-рассуждения (тезис-аргументация-вывод) не выдержана примерно у 40% учащихся. Что может сделать учитель для преодоления этого недочета? Во-первых, изначально показать разницу между различными видами сочинений, рассказать об их особенностях, отработать каждый из видов в классе. Во-вторых, во время озвучивания задания акцентировать внимание учащихся на том, какого вида сочинение они должны написать. В-третьих, нужно отрабатывать умение составлять план сочинения.

Работы шестиклассников демонстрируют небогатый словарь. На основе этого возникают речевые ошибки типа: «Он стал одним из своих друзей». Часто встречаются стилистические недочеты («Он попробовал много способов, но не получалось, и тогда он решил сбежать из дома»).

Опираясь на результаты сочинения в 6 классе, мы прогнозируем ошибки в итоговом сочинении. Наше исследование показало, что в первую очередь необходимо уделять внимание культуре цитирования и комментирования текста, т.е. умению трансформировать текст.

Таким образом, чтобы подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения, особое внимание следует уделять формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения, сюда входит определение коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента). Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На ранних этапах подготовки к сочинению удобнее использовать для тренировки вопросительные формулировки тем.

 

Список литературы:
1. Арефьева С.А. Проверка сочинений учащихся //РЯШ., 2001.- 1. - С. 7.
2. Ежова А.М. Обучение сочинению. 5 - 7 классы //Литература в школе,
2005. - 6. - С. 46.
3. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) // Федеральная служба по надзору в сфере образования. – М., 2014 http://fipi.ru/sites/default/files/file/itog_soch/metod_rekomendacii_experts.pdf