Статья:

Актуальность формирования и реализации муниципальной программы «Доступная среда» в современном государстве

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(13)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Антоненко Н.А. Актуальность формирования и реализации муниципальной программы «Доступная среда» в современном государстве // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 13(13) . URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/13/25460 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальность формирования и реализации муниципальной программы «Доступная среда» в современном государстве

Антоненко Наталья Александровна
магистрант "Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева", РФ, г. Карачаевск

 

В России как и большинстве стран мира в последние десятилетие ведется целенаправленная и требующая немалых материальных затрат работа для адаптации людям с ограниченными возможностями к жизни в социуме. Проблема инвалидности в нашей стране становится особенно актуальной, так как основой определения группы инвалидности становится ограничение способности к трудовой деятельности.

К этой категории относят не только инвалидов, но и престарелые, беременные, дети дошкольного возраста, взрослые с детьми на руках или в колясках, больные-хроники и травмированные с ограничением подвижности, в силу своих ограниченных возможностей не могут вести полноценную жизнь.

По данным ООН 10 % жителей нашей планеты имеют ограничения жизнедеятельности, связанные с какой-либо патологией или несовершенством окружающей инфраструктуры, более 500 млн. человек имеет инвалидность, не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья, а примерно одна семья из четырёх имеет в своём составе человека с ограниченными возможностями.

В России количество работающих инвалидов составляют менее 10 % от их общей численности (ещё 7-8 лет назад их было 16-18 %), занятость среди инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15 %. Особенно она низка среди инвалидов I и II групп (8%). Для сравнения: в США из 54 млн. инвалидов трудоустроены 29%, в Великобритании из 5 млн. – 40%, в Китае из 60 млн. – 80%.

В нашей стране ежегодно признаются инвалидами 3,5 миллиона человек (в том числе более одного миллиона человек впервые). По данным Пенсионного фонда, сегодня в РФ около 14 миллионов человек имеют инвалидность, из них 650 тысяч – дети.

Впервые на проблему безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями обратили внимание западные страны. В Великобритании современный закон об инвалидах существует с 1944 г. В США большую роль в этом вопросе сыграли ветераны вьетнамской войны, которые сумели развернуть активную борьбу за права инвалидов на полноценную жизнь, на получение образования и работы, на доступность содержательного досуга и спорта. Ветеранам войны, которые вернулись инвалидами, было сложно интегрироваться в социуме, т.к. для таких людей окружающий мир был полон физических барьеров это обстоятельство, по их мнению, классифировалось как дискриминация. В 1961 г. – был принят первый американский градостроительный стандарт о доступности зданий для инвалидов. Последующие годы перспективно совершенствовалась нормативно-законодательная регламентация формирования Barrier-Free (accessible to disabled people) Environment (безбарьерной среды). Не только европейские страны стали уделять особое внимание проблемам граждан с ограниченными возможностями. Например, для обеспечения социальной адаптации инвалидов гражданской войны, многое было сделано в Ливане. В 1975 г. Декларацию о правах инвалидов принимает ООН. После этого был разработан и принят еще ряд документов международного уровня (в 1982 г. – Всемирная программа действий в отношении инвалидов, в 2006 г. – Конвенция о правах инвалидов и др.). В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Сейчас на улицах городов России возможно тротуары на многих пересечениях улиц опущены, входы во многие общественные объекты оснащены пандусами, кое-где появились ярко-желтые круги на стеклах дверей,  "иконки" с изображением инвалида на коляске на парковках. Однако самих инвалидов на улицах, в парках, школах, вузах, поликлиниках, аптеках, магазинах не видно – так же как и раньше. Это объясняется тем, что не все архитектурные нормы градостроительства соблюдены с учетом норм безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Во многих старых зданиях не планировалось  при проектировании наличие пандусов, лифтов адаптированных для инвалидов.

Это затрудняет выход или выезд инвалидов из дома.  То же можно сказать и об общественном транспорте– очень редко можно увидеть человека на коляске или с белой тростью. Городская среда им по-прежнему недоступна, т.к. все реализованные решения касаются только локальных узлов.

С 2008 года, момента, когда Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. правительство начало разрабатывать перспективные программы по адаптации окружающей среды к инвалидам,  формировать условия для соблюдения международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Основная идея государственной политики в отношении инвалидов является реабилитация в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Одно из важных направлений реабилитации инвалидов - профессиональная ориентация и переподготовка, обучение и образование, помощь в трудоустройстве, производственная адаптация.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день есть немало проблем по выполнению нормы федерального и регионального законодательства, методические указания и рекомендации в области обучения и трудоустройства инвалидов и других социально незащищенных людей, а также информационные инструменты не обеспечивают требуемого уровня координации и взаимодействия всех задействованных в этом вопросе структур.

Таким образом, в подходах к проблеме инвалидности со стороны государства произошли положительные изменения, но они  недостаточны или не реализуются.

Нужно отметить, что в последние годы достигнуты удовлетворительные результаты в решении проблем инвалидов. Хотя  работа государственных структур все же  остается неэффективной: нет эффективной  работы разных ведомств, т.к. нет слаженности в их работе, не привлекаются общественные организации к выполнению государственных программ по реабилитации инвалидов в области обучения и трудоустройства и пр.

Бесспорно для полноценного участия инвалидов в жизни страны, реализации своих прав  и свобод, необходимо создание доступной среды для таких людей.

Поэтому 17 марта 2011 г. Правительство утвердило государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы. (Постановление правительства от 17 марта 2011 г. №175).

Основная цель «Доступной среды» – беспрепятственный доступ инвалида к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере. Антикризисная направленность государственной программы предусматривает перевод инвалидов из экономически пассивной группы в активную. Для этого осуществляется усиление реабилитационной направленности путем содействия со стороны соответствующих министерств в таких сферах, как трудоустройство и занятость.

Вступил в силу Приказ Министерства от 12 июля 2011 г. № 712н о реализации пилотного проекта по формированию «Доступной среды» в регионах России.

Приказ призван сформировать единый комплексный подход к реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, в дальнейшем была продлена  до 2020 года.

В частности, приказ устанавливает единые правила (техническое задание), согласно которым субъекты Российской Федерации должны разрабатывать региональные и муниципальные программы по формированию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Целью программы, в первую очередь, является обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в здравоохранении, культуре, транспорте, информации и связи, образовании, социальной защите, спорте и физической культуре, жилом фонде для граждан с ограниченными возможностями с учетом их особых потребностей.

Планируемые результаты программы "Доступная среда"  -  преобразовывание сфер жизни: образование, здравоохранение, культуру, транспорт, информатику и связь, спорт и физическую культуру, жилищный фонд. В перспективе окружающая среда выстраивается так, чтобы человек с любыми ограничениями мог спокойно передвигаться, получать нужные услуги, в общем, жить полноценной жизнью.

Рассмотрим опыт работы по реализации программы на примере субъектов Российской Федерации Карачаево-Черкесской Республики Карачаевского городского округа и Урупского района.

Постановлением мэра Карачаевского городского округа от 08.12.2015 г. № 1226-а утверждена муниципальная программа «Доступная среда в Карачаевском городском округе на 2016-2020 годы». Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что в Карачаевском городском округе; проживает  4011 инвалидов, в том числе 251 детей-инвалидов (6,2 процента от общей численности инвалидов), из них около 83 процентов составляют инвалиды I-II групп.

Цель программы обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Карачаевском городском округе.

Сроки реализации Программы - 2016-2020 годы.

Финансирование расходов на реализацию Программы планируется  за счет средств местного бюджета:

2016 год - 60,0 тыс.рублей

2017 год - 135,0 тыс.рублей

2018 год - 125,0 тыс.рублей

2019 год – 105,0 тыс.рублей

2020 год – 105,0 тыс.рублей

К финансированию мероприятий Программы планируется привлечение средств республиканского бюджета по согласованию.

Реализация мероприятий Программы нормативного правового, создание системы мониторинга и контроля за исполнением законодательства в части доступности для инвалидов и других МГН вновь строящихся объектов социальной инфраструктуры позволит:

· обеспечить поступательное развитие в Карачаевском городском округе безбарьерной среды для инвалидов и МГН;

· оптимизировать расходы средств местного бюджета, направляемых на приспособление действующих объектов для пользования инвалидами и МГН.

 

Реализация практических мер Программы будет способствовать:

· формированию условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Карачаевском городском округе;

· обеспечению межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов Администрации Карачаевского городского округа, при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаевском городском округе;

· сбору и систематизации информации, проведению паспортизации объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальном сайте Администрации Карачаевского городского округа, созданию карты доступности вышеуказанных объектов;

· формированию условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, реконструкция объектов социальной, транспортной инфраструктуры с учетом доступности к ним инвалидов;

· обеспечению доступности  специализированного автотранспортного средства для инвалидов и других МГН в Карачаевском городском округе;

· повышению доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике;

· стимуляции социальной  активности инвалидов;

· преодолению социальной разобщенности и «отношенческих» барьеров в обществе.

 

На пути реализации Программы всегда есть много проблем и рисков.

Экономические риски связаны с возможным  снижением темпов роста национальной экономики, высокой инфляцией и бюджетным дефицитом.

Операционные риски связаны с недостатками в процедурах управления, контроля за реализацией Программы, в том числе с недостатками нормативного правового обеспечения. Несвоевременное внесение назревших изменений в нормативную правовую базу становится источником серьезных трудностей.

Социальные риски, в первую очередь, обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров для осуществления научных исследований, и государственных полномочий на региональном уровне.

Важнейшими условиями успешной реализации Программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг её выполнения, и принятие необходимых оперативных мер.

Также стоит обратить внимание на следующие риски:

Финансовый риск реализации Программы связан с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, которые могут привести как к снижению объемов финансирования мероприятий за счет средств местного бюджета.

Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий Программы.

Существенная ограниченность средств местного бюджета необходимых для исполнения полномочий в сфере осуществления мероприятий направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, с целью приведения указанных объектов и услуг в соответствие действующему законодательству Российской Федерации.

Проблема  отсутствия ожидаемых конечных результатов Программы является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ.

Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации Программы.

 

Постановлением Главы администрации Урупского муниципального района от 29.11.2016 г. № 504 утверждена муниципальная программа «Доступная среда» на 2016-2017 годы в Урупском муниципальном районе».

Цель программы повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных  сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Урупском муниципальном районе.

Сроки реализации Программы  - 2016 – 2017 годы.

К финансированию Программы  планируется привлечение средств республиканского бюджета: Министерство  промышленности и  торговли Карачаево-Черкесской Республики  (по согласованию): 2016 год -  58 480   тыс. рублей

К финансированию Программы планируется привлечение средств республиканского бюджета: 2016 год -  58 480 рублей

К финансированию мероприятий Программы планируется привлечение средства муниципального бюджета (по согласованию): 2016 год -   25 063 рублей; 2017 год – 500 000 рублей. Размер средств федерального бюджета ежегодно уточняется.

Средства республиканского бюджета предоставляются в виде субсидий бюджету Урупского муниципального района  при условии использования Урупского муниципального района  на цели реализации Программы собственных и привлеченных средств в размере не менее 30% общего объема финансирования.

Для оценки достижения поставленной цели в настоящей Программе также учтены экономические, операционные, социальные и информационные риски. Невозможно не заметить, что риски и проблемы на пути реализации Программ «Доступная среда» на уровне муниципалитетов в основном одинаковые и связаны с недостаточностью финансирования.

Макроэкономические риски связаны с возможным снижением темпов роста национальной экономики, высокой инфляцией и бюджетным дефицитом.

Операционные риски связаны с недостатками в процедурах управления, контроля за реализацией Программы, в том числе с недостатками нормативного правового обеспечения. Несвоевременное внесение назревших изменений в нормативную правовую базу становится источником серьезных трудностей.

Социальные риски, в первую очередь, обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров для осуществления научных исследований, и государственных полномочий на региональном уровне.

Важнейшими условиями успешной реализации Программы  является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг ее выполнения, и принятие необходимых оперативных мер.

Также стоит обратить внимание на следующие риски:

Финансовый риск реализации Программы связан с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, которые могут привести как к снижению объемов финансирования мероприятий за счет средств республиканского бюджета и бюджета Урупского муниципального района.

Ограниченность возможностей муниципального бюджета может снижать эффективность исполнения ими собственных полномочий, что может приводить к росту различий в сфере осуществления мероприятий направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов Программы является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности формирование плана реализации Программы, содержащего перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников, осуществление ежеквартального мониторинга реализации мероприятий Программы.

Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации Программы.

Все же о реализации Программ «Доступная среда» в Карачаево – Черкесской республики возможно судить по отчетам Глав районов, округов, но отсутствие информации о реализованных средствах и закупках по данной Программе на официальных сайтах управления, затрудняет процентный анализ реализации планируемых средств и мероприятий.

В ходе заседания совета по делам инвалидов и ветеранов при главе Карачаево-Черкесии начальник отдела по соцзащите Минтрудсоцразвития республики Наталья Василенко рассказала, что на территории региона за прошлый год на 35 социально значимых объектах проведены работы по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, сообщает «Интерфакс». «Для достижения целевых показателей утвержденной «дорожной карты» работы по обеспечению доступной среды проведены на 35 объектах, в числе которых объекты соцсферы, сферы здравоохранения, культуры, спортивные объекты и объекты транспортной инфраструктуры», - сообщила Василенко.

Кроме того, пять образовательных учреждений были оборудованы для получения детьми-инвалидами образования. В пассажирском транспорте КЧР установлены световые и звуковые табло специально для людей с ограниченными возможностями. Во время совещания также было отмечено, что по поручению главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова, на курортах региона будут созданы туристские маршруты, адаптированные для инвалидов.

На встрече с инвалидами в Кремле председатель правительства России Дмитрий Медведев отметил:

"Это вопрос общецивилизационный, но для нас - крайне запущенный",

"Ситуация меняется медленно... И далеко не везде. И это зависит в значительной степени от позиции региональных, а зачастую и федеральных властей".

Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа «Доступная среда» актуальна сегодня не только для реализации поставленных задач, но и требует долгосрочного продления, т.к. далеко не все проблемы в этой области решены и здесь особую роль играет  заинтересованность органов местного самоуправления в интеграции людей с ограниченными возможностями в обычную жизнь.

 

Список использованной литературы и источников:
1. Постановление Главы администрации Урупского муниципального района от 29.11.2016 г. № 504 утверждена муниципальная программа «Доступная среда» на 2016-2017 годы в Урупском муниципальном районе»
2. Постановление мэра Карачаевского городского округа от 08.12.2015 г.  № 1226-а утверждена муниципальная программа «Доступная среда в Карачаевском городском округе на 2016-2020 годы»
3. Постановление правительства от 17 марта 2011 г. №175
4. http://in-personal.ru/access/4193 
5. www.kavtoday.ru
6. www.karachaevsk.info