Статья:

Антидемпинговое регулирование и антидемпинговая мера: понятие и значение

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Острикова А.О. Антидемпинговое регулирование и антидемпинговая мера: понятие и значение // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80255 (дата обращения: 19.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Антидемпинговое регулирование и антидемпинговая мера: понятие и значение

Острикова Александра Олеговна
магистрант, Образовательное частное учреждение высшего образования Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (ИМПЭ им. А.С. Грибоедова), РФ, г Тула

 

Аннотация. Понятийный аппарат антидемпингового регулирования не отражен в отечественном законодательстве. Определение демпинга обладает общими свойствами формулировок: это наличие цены (экспортной цены) ниже чем нормальная стоимость товара (услуги). В современном отечественном законодательстве понятия как антидемпингового регулирования, так и антидемпинговых мер не сформулированы. Частично этот пробел восполнен наднациональным законодательством в виде норм Договора ЕАЭС.

 

Ключевые слова: антидемпинговое регулирование, демпинг, антидемпинговая мера, антидемпинговая пошлина, Договор ЕАЭС.

 

Понятие антидемпинговых мер в России является одной из ключевых категорий института государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Без подобных мер защита внутреннего рынка и внутренних интересов российских производителей немыслима. Именно антидемпинговые меры создают защитный барьер в отношении заниженных цен зарубежных производителей.

Процедуры антидемпингового регулирования способны оказывать воздействие путем избирательного характера, что значительно повышает роль данного вида регулирования.

Говоря об актуальности изучения особенностей антидемпингового регулирования, можно отметить ряд причин:

- проблематика теории и практики применения защитных внешнеторговых мер в условиях единого пространства ЕАЭС;

- переоценка важности антидемпингового регулятора международного уровня, в частности, Антидемпингового кодекса ГАТТ.

Именно данные причины способствуют также тому, что несмотря на устоявшееся доктринальное обоснование правовой регламентации отечественного антидемпингового регулирования [9; 11], очень важным является анализ, основанный на сравнительной характеристике различных уровней такого регулирования

Понятийный аппарат антидемпингового регулирования не отражен в отечественном законодательстве. Однако на доктринальном уровне понятие регулирования имеет место. Например, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» [4] и Таможенный кодекс ЕАЭС [2] официально закрепляют соответствующие дефиниции. В то же время, например, ни в налоговой, ни в бюджетной сфере понятия соответствующего вида регулирования не определены.

В рамках норм Договора ЕАЭС [1] (ст.2) в контексте понятия «общий (единый) рынок», обеспечивающего свободу перемещения товаров, услуг и ресурсов, понимание Таможенного союза упоминается в качестве интеграционной формы с единой таможенной территорией без применения таможенных пошлин внутри нее.

При этом к мерам нетарифного регулирования Договором относятся спецмеры антидемпингового и компенсационного характера, действие единого таможенного тарифа ЕАЭС, а также регулятивные меры единого формата в отношении торговых операций с третьими странами.

Данные меры не применяются на внутреннем рынке Союза (ст.28 Договора о ЕАЭС).

В то же время понятие антидемпингового регулирования представляется достаточно важным:

- оно лежит в основе комплексного подхода к формированию антидемпинговой политики;

- позволяет сравнивать инструменты антидемпингового характера и другие защитные меры стран-участниц ЕАЭС;

- позволяет сравнивать антидемпинговое законодательство стран ЕАЭС и зарубежных стран;

- позволяет делать упор при исследовании конкретных инструментов антидемпинговой политики, что не всегда говорит об использовании собственно мер антидемпингового характера. Одним из ключевых понятий рассматриваемого правового института является понятие демпинга, определяемое как ввоз товаров по более низкой цене по отношению к нормальной рыночной стоимости. Данное понятие является междисциплинарным и требует своего рассмотрения в различных нормативно-правовых актах (табл.1).

Таблица 1.

Сравнение понятия «демпинг» в законодательстве некоторых стран-участниц ЕАЭС

Субъект

Определение

Норма закона

Россия

Демпинговый импорт:  импорт товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара

Федеральный закон от 8.12.2003 №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [3]

Казахстан

Демпинг: поставки на территорию Республики Казахстан товара, реализуемого по цене ниже его нормальной стоимости

Закон Республики Казахстан от 13.07.1999 №421-I «Об антидемпинговых мерах» [6]

Белоруссия

Демпинговый импорт: импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной цены

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года N 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» [7]

ЕАЭС

 

Демпинговый импорт: импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости

Договор о Евразийском экономическом союзе

 

Как видно из табл.1 определение демпинга обладает общими свойствами формулировок: это наличие цены (экспортной цены) ниже чем нормальная стоимость товара (услуги).

Также развернутое понятие демпинга определенно в рамках общепринятого подхода в нормах Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 [5] (иногда называемом Антидемпинговым кодексом ГАТТ): демпинг – поступление товара на страновой рынок по цене, которая составляет цену ниже его нормальной стоимости (экспортная цена ниже сравнимой цены) при обычных торговых отношениях с участием аналогичного товара, потребляемого в стране экспорта.

В итоге, демпинг, с позиций ГАТТ-ВТО - экспортная поставка товара по цене ниже цены продажи схожего товара на территории экспортирующего государства, т.е. демпинг формируется как результат сопоставления средневзвешенных цен – экспортной и внутрирыночной.

Профессиональный сленг в отечественной практике подразумевает применение понятия «демпинг» как сброс товара с использованием низких цен. Внешнеторговая практика использования данного понятия как мощного конкурентного инструмента складывалась исторически. Тем не менее, по мнению А.Н. Козырина, наличие низких цен не всегда являлось синонимом демпинга [8]. Тем не менее, снижение цен на новые товары при выходе на внешние рынки – непременный элемент конкурентной борьбы.

Первые антидемпинговые меры стали получать свое законодательное оформление в практике в начале XX века: Канада (1903), Новая Зеландия (1905), Австралия (1906), Южно-Африканский союз (1914), США (1916) [10].

Окончательная же модернизация антидемпингового регулирования произошла в условиях закрепления политики унификации мер антидемпингового характера, а также процедур антидемпингового механизма  ГАТТ – ВТО.

Итак, исходя из ключевого понятия «демпинг», определение антидемпинговых мер подразумевает меры, предпринимаемые субъектом государственного регулирования, обладающим необходимой компетенцией в рамках законодательно установленных процедур с целью оказания противодействия импорту товаров по цене ниже их нормальной стоимости.

Отечественное законодательство не дает определения как антидемпингового регулирования, так и антидемпинговых мер, тем не менее определяя последние способом их простого перечисления в пределах норм ст. 2 Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров») через их перечисление: «мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером». Договор ЕАЭС в Приложении 8 определяет в качестве антидемпинговой меры меру по противодействию демпинговому импорту, применяемую на основании решения наднационального регулятора (Евразийской экономической комиссии) за счет введения антидемпинговой пошлины. Сюда же включаются предварительные антидемпинговые пошлины и одобрения ценовых обязательств, которые обязаны быть принятыми экспортером. Таким образом, в современном отечественном законодательстве понятия как антидемпингового регулирования, так и антидемпинговых мер не сформулированы. Частично этот пробел восполнен наднациональным законодательством в виде норм Договора ЕАЭС. При этом понимание антидемпинговой меры опирается на допустимость использования двух фундаментальных элементов антидемпингового регулирования - антидемпинговой пошлины (включая такую ее разновидность, как предварительная антидемпинговая пошлина) и ценовых обязательств антидемпингового характера, которые принимает на себя экспортер.

 

Список литературы:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017
3. Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // Российская газета. - N 253. - 17.12.2003.
4. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. - N 253. - 17.12.2003.
5. Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 // Собрание законодательства РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2654 - 2678.
6. Закон Республики Казахстан от 13.07.1999 №421-I «Об антидемпинговых мерах» // Официальный сайт Правительства Республики Казахстан: http://ru.government.kz.
7. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года N 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь: http://www.pravo.by.
8. Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М., 2019.
9. Трошкина Т.Н. Обязательные платежи в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации. М., 2006
10. Шепенко Р.А. Антидемпинговый процесс. М., 2012. 
11. Ялбулганов А.А., Трошкина Т.Н. Пошлины в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Финансовое право. 2013. N 9. С. 19 - 23 и т.д.