Статья:

Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Дрозд М.О. Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80406 (дата обращения: 30.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Дрозд Марина Олеговна
студент, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ» в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри
Мамедова Лариса Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ» в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри

 

Аннотация. В статье описаны особенности формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, динамику развития свойств внимания у детей данного возрастной категории.

 

Ключевые слова: внимание, дошкольник, процесс, развитие, концентрация, объем.

 

Внимание, будучи высшим психическим процессом, характеризуется сосредоточенностью и направленностью сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Понятие «внимание» является одним из наиболее сложных и неоднозначных понятий в психологии и педагогики. Внимание характеризуются такими качествами и свойствами, как объем, устойчивость, концентрация, сосредоточенность, распределение, переключаемость.

Развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте состоит из подготовки общих, исходных человеческих умений и знаний, психических качеств и свойств личности, которые необходимы каждому человеку для жизни в обществе.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети способны задерживать внимание на действиях, начинающих принимать для них значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Сосредоточенность внимания сохраняется, пока есть интерес к какому - либо предмету из окружения или действия кого-либо. Дошкольник уже может удерживать внимание при занятии многократно повторяющейся деятельностью.

«Распределение внимания в интеллектуальной деятельности заметно повышается у детей к 7 годам, способность произвольного внимания начинает усиленно развиваться. Далее произвольное внимание становится непременным условием успешной познавательной деятельности» [1, с. 94].

Механизм произвольного внимания, направляемого речью взрослого, является для ребенка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Систематически, прибегая к одним и тем же средствам овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок сам начинает регулировать свое поведение, т. е. проявляется способность к произвольному вниманию. Большая степень формирования внимания в этом возрасте заключается в том, что дети впервые сами руководят своим вниманием, сознательно направляют его на какие-то яркие, сразу заметные для них предметы, явления, задерживаясь на них, т. е. возникает произвольное внимание. Устойчивость внимания зависит от личных физиологических и психических особенностей дошкольника, здоровые дети реже отвлекаются, чем недомогающий и беспокойный (раздраженный чем-то). Важная роль в формировании произвольного внимания выдается волевой сфере личности дошкольника. На формирование умения концентрировать внимание так же влияет семья ребенка. Неспокойная, шумная, нервозная атмосфера и беспорядок в доме ребенка, часто раздраженные чем-либо взрослые, неупорядоченный режим дня - это все очень негативно влияет на развитие внимания ребенка и как следствие низкая успеваемость в обучении.

Можно заключить, что внимание является одним из важнейших параметров при оценке психического развития ребенка. У старших дошкольников внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания. В настоящем мире имеется большое количество методик рассчитанных на выявление проблемных показателей качеств внимания у дошкольников.

Если внимание специально не развивать, возникает снижение способности сосредотачивать, распределять, удерживать, переключать, что приводит к трудностям усвоения программного материала, а в последующем в школьном возрасте к неуспеваемости.

Работники образования проводят различные дидактические игры, что способствует развитию внимания. «Игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время - это - основной вид деятельности детей» [2, с. 9]. Ее возможности в плане развития и формирования внимания очень велики и различны. Игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали становление внимания ребенка.

Общеизвестно, что важно развивать и тренировать внимание ребенка, а также воспитывать готовность быть внимательным всегда. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. А помочь в этом деле могут дидактические игры, так как игра составляет основное содержание жизни детей данного возраста, создает зону ближайшего развития ребенка, и потому выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 

Список литературы:
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М. : Юрай. - 2019. - 160 с.
2. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М. : Просвещение. - 2006. - 112 с.
3. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М. : Академия. - 2006. - 365 с.