Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(262)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Шураева О.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 39(262). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/262/132535 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У ПОДРОСТКОВ

Шураева Ольга Владимировна
магистрант, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул
Ефанова Марина Ивановна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул

 

Аннотация. В статье описываются результаты исследования изучения взаимосвязи склонности к интернет-зависимому поведению с интеллектуальными особенностями подростков. Учащиеся средней образовательной школы 13-14 лет были обследованы с помощью методики Чена (CIAS) и «Культурно-свободного теста интеллекта» Р. Кеттелла. Подтверждено предположение о том, что подростки склонные к интернет-зависимому поведению имеют тенденцию к снижению способностей к комплексному выполнению умственных операций.

 

Ключевые слова: Интернет-зависимость, подросток, интеллект.

 

С развитием цифровых технологий и доступностью смартфонов, компьютеров и других устройств, люди все больше времени проводят в онлайне. Действительно, интернет – один из главных инструментов нашего времени. Он даёт нам широкий доступ к информации, предлагает различные платформы для социального взаимодействия, такие как социальные сети и форумы, позволяет работать удаленно и получать образование онлайн. Но также существует и негативная сторона этого феномена. Люди становятся зависимыми от интернета, что приводит к негативным последствиям для их жизни. Потребление интернета для зависимых людей становится своеобразным образом жизни.

Интернет-зависимость, как психологическая проблема была разработана сравнительно недавно. И если говорить о первых упоминаниях этой проблемы, то следует отметить, что произошло это задолго до интенсивного распространения сети интернет по всему миру в конце 90-х годов прошлого века. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг [1].

Первое определение «интернет-зависимости» в 1996 г. предложил И. Голдберг. Под интернет-зависимостью он понимал: расстройство поведения в результате использования интернета и компьютера. В последствие Дж. Кандел сделал дополнение к понятию «интернет-зависимость» – «интернет-зависимость» включает в себя любой вид деятельности в сети. Понятию «интернет-зависимость» тождественны такие понятия как: «интернет-аддикция», «виртуальная аддикция», «кибераддикция», «нетаголизм». Кимберли Янг дала своё понятие «интернет-зависимости» – это проблемное использование интернета [7, с. 32].

Анализируя отечественные исследования, можно сказать, что первооткрывателями были: в медицине – В.А. Лоскутова, Ц.П. Короленко, А.Ю. Егоров, В.Л. Малыгин и др.; в психологии – А.Е. Войскунский, С.С. Котова, М.С. Родионова и др. Современные исследования показывают, что интернет-зависимость является достаточно распространенным феноменом.

Сегодняшнее поколение подростков растет с интернетом, и их связь с новыми технологиями объективно-неразрывная. Однако, слишком длительное времяпрепровождение в интернете может привести к отрицательным последствиям. Подростки, страдающие интернет-зависимостью, могут заметить ухудшение академической успеваемости из-за недостатка времени на учебу. Они также могут испытывать социальную изоляцию и проблемы в общении с реальными людьми. Физическое здоровье тоже может пострадать из-за сидячего образа жизни и недостатка физической активности

А.Е. Войскунский, ссылаясь на многочисленные исследования зарубежных авторов, говорит о негативном влиянии патологического использования интернета на развитие познавательных процессов и интеллектуальных способностей. [1] Подростковый возраст – это время, когда многие когнитивные процессы, такие как внимание, память, мышление и воображение, достигают своего высокого уровня развития. Подростки начинают овладевать более сложными мыслительными навыками и способностями, включая логическое мышление, рассуждение, анализ и синтез [2, 5, 6]. Исходя из выше сказанного, целью проведенного нами исследования явилось изучение взаимосвязи склонности к интернет зависимому поведению с интеллектуальными особенностями подростков. Мы предположили, что подростки склонные к интернет-зависимому поведению имеют тенденцию к снижению способностей к комплексному выполнению умственных операций.

Исследование проведено на базе бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ г. Барнаула, Алтайского края. В исследование приняли участие ученики 7 класса всего 82 человек. Возраст участников исследования 13-14 лет.

Для выявления склонности подростков к интернет-зависимому поведению была использована Шкала интернет-зависимости Чена (CIAS), которая позволяет измерять специфические симптомы зависимости, среди которых: толерантность, симптом отмены, компульсивность, и психологические аспекты: способность управлять собственным временем и наличие внутриличностных проблем. Суммарность измерений выражается в наличии интегративных показателей, надшкального характера и показателя общего итога [4].

Результаты тестирования показаны на рисунке.

 

Рисунок. Склонность к интернет-зависимому поведению у подростков, %

 

Данные на рисунке показали, что из числа опрошенных 39,02% подростка являются обычными пользователями интернета, т.к. их показатели общего итога свидетельствуют об отсутствии интернет-зависимого поведения. Они в умеренном количестве используют современные технологии. У 51,22% результаты тестирования показали склонность к интернет-зависимому поведению. У таких подростков времяпрепровождение в сети занимает большую часть свободного времени. На этом этапе у детей уже появляется невозможность самостоятельно сократить время пребывания в интернете. Наличие интернет-зависимого поведения выявилось у 9,76% опрошенных.

Для выявления интеллектуальных особенностей подростков, мы использовали методику Р. Кеттелла «Культурно-свободный тест интеллекта», который относится к разряду «свободных от влияний культуры» тестов и предназначен для измерения уровня общего интеллекта, понимаемого как «врожденный» компонент интеллектуального потенциала, не зависящий от последующих влияний культурной среды (воспитания, образования, целенаправленного обучения) [3].

Результаты Культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла показали нам, что у большинства испытуемых по всем рассматриваемым шкалам методики отмечается средний уровень выраженности показателей интеллекта. На втором месте низкий уровень выраженности показателей интеллекта испытуемых. Наименьшее число испытуемых из выборки имеют высокий уровень распределения показателей интеллекта. Мы можем предположить, что возможно данный результат связан с несформированностью абстрактного мышления, т.к. только в подростковом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактного мышления.

Далее мы выявили взаимосвязь склонности к интернет-зависимому поведению и интеллектуальных особенностей подростков с помощью корреляционного анализа Спирмена.

Таблица.

Корреляционные связи между склонностью к интернет-зависимому поведению и интеллектуальными показателями у подростков

Шкала интернет-зависимости Чена\ Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла

Общий балл интеллекта

Дополнение

Классификация

Матрица

Wit - Шкала симптомов отмены

-0,243*

-0,224*

-0,316**

-0,230*

IA-RP – Проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением

-0,212

-0,237*

-0,124

-0,184

Общий балл

-0,213

-0,231*

-0,136

-0,2

Примечание: ** Корреляция значима на уровне 0,01 * Корреляция значима на уровне 0,05.

 

Из таблицы видно, что корреляции, которые присутствуют между интеллектом и показателями интернет-зависимости отрицательные. Это свидетельствует о том, что проблемное использование интернета связано с низким уровнем выраженности когнитивных характеристик. Шкала «Wit – симптомы отмены» имеет обратную отрицательную связь со шкалами «Общий балл интеллекта», «Дополнение», «Классификация» и «Матрица». Наблюдается обратная отрицательная связь между шкалами «Общий балл интернет-зависимого поведения» и «Дополнение» и между шкалами «Критерий негативных последствий использования интернета» и «Дополнение».

Таким образом можно сказать, что чем выше уровень дискомфорта, возникающий при долгом отсутствии внутри сети интернет у подростков, тем ниже у них уровень интеллекта. Чем выше негативное эмоциональное состояние подростков при симптоме отмены, тем ниже у них способность к таким мыслительным операциям как обобщение, классификация: нарушается процесс последовательного рассуждения для формулирования выводов и заключений, процесс образования понятий, наблюдаются проблемы с абстрактно-логическим мышлением. Чем больше возникает проблем, связанных с интернет-зависимым поведением таких, как нарушения в социальной, учебной или других значимых областях жизни, тем ниже показатели по шкале «Дополнение».

На этом основании, мы можем предположить, что злоупотребление использования интернета может способствовать снижению способности к комплексному выполнению умственных операций: анализа, синтеза, сравнения и снижаются тенденции к восприятию частностей, деталей, общего в целом (аналитически-синтетический тип мышления и восприятия) и на оборот.

На протяжение подросткового возраста когнитивная сфера ребёнка совершенствуется, улучшаются такие мыслительные процессы, как умозаключение, размышление, рассуждение. У подростков появляется способность к абстрактному, логическому и гипотетическому мышлению. Но выявленные нами данные могут свидетельствовать о негативном влиянии чрезмерного использования интернета на когнитивную сферу подростка.

 

Список литературы:
1. Войскунский, А. Е. Психология и Интернет / А. Е. Войскунский. – Москва : Акрополь, 2010. – 439 с.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : В 6 томах. Том 4. / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1984. – 432 с.
3. Денисов, А. Ф. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию) / А. Ф. Денисов, Е. Д. Дорофеев. – Санкт-Петербург : Иматон, 1996. – 17 с.
4. Малыгин, В. Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / В. Л. Малыгин, К. А. Феклисов, А. С. Искандирова [и др.]. – Москва : МГМСУ, 2011. – 32 с.
5. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 192 с. 
6. Психология человека от рождения до смерти / [Под общей редакцией А. А. Реана]. – Москва: АСТ, 2015. – 656 с. 
7. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с., с. 32