Статья:

Социологическая сущность коррупции

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Кызайбеков У.Е. Социологическая сущность коррупции // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 39(132). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/132/81228 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социологическая сущность коррупции

Кызайбеков Улан Ерикулы
магистрант, Институт Государственной Службы и Управления РАНХиГС, РФ, г. Москва
Месилов Максим Александрович
научный руководитель,
Прокошин Максим Сергеевич
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье автор рассматривает понятие коррупции как общественного явления, характеризует виды коррупции и ее распространенность в мировой практике.

Abstract. In the article the author examines the concept of corruption as a social phenomenon, characterizes the types of corruption and its prevalence in world practice.

 

Ключевые слова: коррупция, взяточничество.

Keywords: corruption, bribery.

 

Для России коррупция по-прежнему представляет собой серьезную проблему. 

Коррупция - это сложное явление, которое проявляется в различных формах в общественных, политических и частных отношениях. В основе этого термина лежат академические дисциплины, имеющие коннотации из соответствующей предметной области. С исторической правовой точки зрения коррупция описывается как сложный процесс, в котором определенное поведение должностного лица и держателя власти существует в публичной сфере или в экономике. Социологическая точка зрения представляет коррупцию как образец девиантного поведения, которое может проявляться как следствие, страдание или упущение. Это противоречит формальным и / или неформальным нормам поведения и наносит ущерб этическим и моральным стандартам соответствующей социальной системы (например, общества, организации, группы). В политической науке основное внимание уделяется распаду политических систем в целом. Тайный и недокументированный договор о взяточничестве рассматривается с правовой точки зрения. Поврежденный объект правовой защиты - это общее благо; наносится ущерб благополучию третьих лиц. Определения отдельных дисциплин могут пересекаться и дополнять друг друга. Существующие и повторяющиеся характеристики определения изображают злоупотребление властью, коррупцию как форму отклоняющегося поведения, взаимную выгоду, нанесение ущерба широкой общественности и секретность.

В целом коррупция описывается как неформальное злоупотребление государственным, институциональным или коммерчески предоставленным положением или властью с целью получения неоправданной выгоды или преимущества.

Коррупция в основном связана с государственным сектором. Однако коррупция все чаще обсуждается в частном секторе в связи с чередой выявленных случаев. Границы между государственной и частной властью во многих случаях плавные. Кроме того, можно различать активную коррупцию (например, взяточничество или предоставление преимуществ) и пассивную коррупцию (например, принятие взяток или использование преимуществ). 

При определении активной и пассивной коррупции решающим является вопрос о том, предлагаются ли должные преимущества или нет. Это различие позволяет понять точки зрения дающего и принимающего [1].

Степень коррупции можно разделить на «бытовую коррупцию» и «крупную коррупцию». Как уже подразумевается прилагательными, «бытовая коррупция» больше занимается небольшими суммами, связанными с местными мошенничеством или стратегиями выживания плохо оплачиваемых государственных чиновников. В этом контексте также распространены поощрение и подтасовка денег или коррупция бедности. 

«Крупная коррупция», с другой стороны, включает выплату комиссионных или больших сумм денег с целью получения влияния на политическую элиту, принимающую решения. В основном это операции с большими суммами денег между транснациональными компаниями, главами государств и министрами. Термин «политическая коррупция» используется для получения политического влияния. В этом случае требуется включение должностного лица в политическую систему. Как только будут установлены фиксированные тарифы для дающего и получателя, неформальные правила, посредники или структуры долгосрочных отношений, можно будет говорить о систематической коррупции.

Самой известной системой измерения коррупции в международных сопоставлениях по-прежнему является Индекс восприятия коррупции, ежегодно публикуемый с 1995 года международной неправительственной организацией «Индекс восприятия коррупции» Transparency International (CPI). Это измеряет не саму коррупцию, а восприятие уровня коррупции. Несмотря на ряд критических замечаний, он используется в качестве отправной точки для международных сравнений, поскольку обеспечивает наиболее полный подход, обеспечивающий стабильность во времени.

В последнее время были сформированы политически значимые коалиции для борьбы с коррупцией. С коррупцией в основном можно бороться на двух уровнях: во-первых, на международном уровне с помощью многосторонних конвенций, а во-вторых, на национальном уровне с помощью правовых основ в отдельных странах. На международном уровне, например, Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирный банк и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработали международные конвенции или руководящие принципы. На уровне континентальных регионов, например, ЕС, Организация американских государств (ОАГ) и региональные банки развития разработали руководящие принципы и ратифицировали конвенции. [6]

Конвенция ООН против коррупции вступила в силу в 2005 году. Она обязывает стороны договора вести судебное преследование за различные формы коррупции в отношении должностных лиц и осуществлять международное сотрудничество. В этом контракте основное внимание уделяется предотвращению коррупции. Коррупцию можно рассматривать как важную причину как политической нестабильности, так и экономической отсталости стран. На развитие стран влияет как модернизация, так и сохранение патримониализма. Неравный доступ к средствам производства составляет основу коррупционной преступной деятельности, основанной на покровительстве. Отсутствие прозрачности, изоляция большей части населения, низкое участие в гражданском обществе и неспособность преследовать коррупцию - это последствия политической системы, завершающие цикл, облегчающие коррупционные дела. Растущая профессионализация политики и отсутствие прозрачности финансирования приводят к тому, что избирательные кампании становятся все более дорогими, а политики становятся все более зависимыми. [5]

Таким образом, коррупция также оказывает имманентное влияние на политическую систему. В России представлены все разновидности коррупции, хотя систематическая коррупция вызывает тревогу во многих странах. 

 

Список литературы:
1. Бельский, К. С. Об уточнении понятия "коррупция" [Текст] / Константин Степанович Бельский // Государство и право. - 2012. - № 12. - С. 22-28.
2. Глазунова Н.И. Человеческий фактор — главный ресурс государственной администрации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2016. № 22. С. 12-20.
3. Комиссаров Б.С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11, Право, 1993, № 1, с. 26-30.
4. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты / П. А. Кабанов. - Нижнекамск : Изд.-полигр. центр "Гузель", 1995. - 172 с.
5. Майданик К.Л. Коррупция, криминализация, клептократия // Свободная мысль. - 1997. - №1. «и др.»
6. Мельников Е.Г., Милецкий В.П., Савин С.Д. Системная политика как фактор формирования антикоррупционного климата в современном российском обществе. Дискурс. 2019;5(6):72-90.