Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей
Качественное повышение благосостояния граждан является одной из главных задач, стоящих перед нашим государством. На него влияет не только повышение реальных доходов населения, развитие и укрепление институтов социальной сферы, но и предоставление широкого спектра возможностей для граждан рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров (работ, услуг) соответствующего качества и безопасных для их жизни, здоровья и имущества. Этот показатель напрямую связан с обеспечением и защитой их прав как потребителей.
В условиях развития экономических связей, широкого разнообразия ассортимента товаров (работ, услуг) на рынке, появления огромного количества хозяйствующих субъектов, использования сложных и динамичных технологий производства, гражданин-потребитель оказался в неравном положении по сравнению со своими контрагентами – изготовителями, исполнителями, продавцами, импортерами. Причины возникшего неравенства связаны, прежде всего, с экономической ограниченностью потребителей, отсутствием у них профессиональных знаний. Бесспорно, явное смещение баланса преимуществ в сторону хозяйствующих субъектов требует создание дополнительных правовых гарантий соблюдения прав и интересов граждан-потребителей, установления мер ответственности при совершении правонарушения.
Действующее законодательство РФ не предусматривает четкого определения способа защиты, а лишь содержит определенный перечень способов, которые могут быть использованы в случае нарушения или оспаривания гражданских прав.
В общем виде понятие способа защиты определил Д.М. Чечот, как «предусмотренные законом действия, непосредственно направленные на защиту прав».
В свою очередь, М.К. Воробьев дал следующее толкование, «способы защиты – это типичные формы непосредственного воздействия на спорное право, выкристаллизовавшиеся в результате немалого опыта, накопленного судебной практикой» [3, с. 93].
На основании изложенного понятия защиты прав потребителей, способы защиты прав потребителей можно рассматривать как предусмотренные ГК РФ, Законом «О защите прав потребителей» и иными законами, регулирующими отношения с участием потребителей, действия или систему действий управомоченных и обязанных лиц либо юрисдикционных органов, направленные на устранение препятствий на пути реализации прав потребителей [1, с. 103].
Полный перечень способов защиты прав граждан в случае их нарушения со стороны третьих лиц установлен в статье 12 ГК РФ. По сравнению с предыдущим ГК РФ 1964 г, перечень способов заметно расширился, хотя нововведений было всего два: на законодательном уровне впервые закреплены самозащита гражданских прав и возмещение морального вреда. Введение новых способов защиты прав граждан и подробная детализация старых были обусловлены, прежде всего, взятием нового курса государства: от массовых ценностей к индивидуалистическим, в основе которого лежат права, свободы и интересы человека и гражданина.
В настоящее время граждане имеют возможность защищать свои права как в судебном, так и внесудебном порядке. Потребитель вправе самостоятельно выбрать как форму, так и конкретный способ защиты, опираясь только на свое внутренние убеждения эффективности и правильности выбора.
Применительно к рассматриваемой сфере используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Каждый из предложенных способов довольно успешно применяется при осуществлении защиты прав потребителей, что видно в судебной практике и практике деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления. Важной особенностью способов защиты прав потребителей является то, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться как отдельно, так и все в совокупности.
Следовательно, выбор способа защиты прав покупателя по закону принадлежит покупателю.
Самозащита гражданских прав была впервые выделена в ГК РФ (ст. 14) в качестве самостоятельного способа защиты. Под самозащитой следует понимать осуществление самостоятельно управомоченным лицом действий фактического и (или) юридического характера, направленных на устранение нарушений права [7, с. 57]. В статье 14 ГК РФ четко определено, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что необходимым условием самозащиты является факт нарушения права. Соответственно, нет нарушения – невозможна и самозащита. Выбор способа самозащиты напрямую зависит от характера нарушения и тех негативных последствий, которые возникли в результате этого нарушения.
Одной из разновидностей самозащиты права является претензионный порядок урегулирования возникших споров [6, с. 78]. Это означает, что при оформлении покупки или заказа были нарушены права потребителя, необходимо незамедлительно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия. Все изложенные требования подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Если же по устному требованию потребителя удовлетворить его права последовал отказ от продавца (исполнителя, изготовителя), то потребителю необходимо составить претензию в письменном виде, где изложить всю суть предъявляемых требований, а также необходимо указать факт отказа удовлетворения устных требований. Однако данный способ самостоятельно потребителем применяется крайне редко, поскольку имеет свои специфические особенности и, как показывает практика, более эффективно реализуется совместно с органами местного самоуправления и общественными организациями, наделенными соответствующими полномочиями.
Не менее важными гражданско-правовыми средствами защиты прав потребителей является взыскание неустойки и возмещение убытков. Они направлены, прежде всего, на восстановление имущественной сферы управомоченного лица и могут применяться в совокупности с иными способами защиты нарушенных прав потребителей.
Важной особенностью их применения является то, что «убытки, причиненные потребителю третьими лицами, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки» (п.2 ст. 13 Закона) [5] в отличие от установленного правила, по которому «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства убытки возмещаются в части, непокрытой размером неустойки» (п. 1 ст. 394 ГК РФ) [4]. К тому же, уплата неустойки и возмещение всех убытков не освобождают обязанное лицо от исполнения обязательства в натуре.
Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты допустим лишь в строго установленных законом случаях либо предусмотрен условиями договора. В большинстве случаев применение данного способа позволяет обеспечить реальную возможность осуществления субъективного права лица, который заинтересован в каких либо изменениях в правоотношениях. Основанием в подобных преобразованиях может служить установление юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что изменилось или прекратилось то или иное правоотношение. Как способ защиты прав и интересов в области защиты прав потребителей прекращение или изменение правоотношения показал себя наиболее эффективным и применяется почти в 99 % случаев в отношениях «продавец – покупатель» при возникновении спорных ситуаций по поводу качества товаров.
В последние годы появились ранее не встречавшиеся в судебной практике категории гражданских дел, предметом которых стали требования о защите прав неопределенного круга лиц, то есть лица участвующие в деле не имеющие своих собственных юридических заинтересованностей (муниципальные власти, общественные организации) стали чаще обращаться в суд с целью защиты прав не конкретного потребителя, а потребителей в целом [2, с. 82]. Появление таких категорий гражданских дел свидетельствует о повышении ответственности и заинтересованности в защите прав потребителей на государственном и общественном уровне, что говорит о развитии потребительского права в России.
В целом же можно сказать, что законодательство за все время претерпело масштабные изменения, в лучшую для потребителя сторону, поставив потребителя, как главную ценность потребительских отношений и предоставив ему самостоятельный выбор способа защиты своих нарушенных прав и интересов.
Предмет исследования гражданско-правовых способов защиты прав потребителей отличается широтой содержания. Именно поэтому перечень вопросов, рассматриваемых в данной статье ограничивается самыми важными и представляющими наибольшую теоретическую и практическую ценность для науки российского гражданского права. Дальнейшее изучение и исследование гражданско-правовых способов защиты прав и интересов потребителей является одной из важнейших задач ученых-теоретиков и практиков в области гражданского права.