Статья:

Анализ формирования и исполнения расходной части федеральных бюджетов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Роганян Д.А. Анализ формирования и исполнения расходной части федеральных бюджетов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 42(135). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/135/83079 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ формирования и исполнения расходной части федеральных бюджетов

Роганян Давид Арменович
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность бюджетных расходов.

 

Ключевые слова: бюджет, расходы, государство, деньги, общество, экономика.

 

Согласно «Бюджетному кодексу Российской Федерации», он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в  Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.

В части 1 «Общие положения» бюджетного кодекса Российской Федерации глава 1 «Бюджетное законодательство Российской Федерации» включает в себя 6 статей.

Статья 1 регулирует отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессах составления доходов и исполнения расходов, а также составления и исполнения проектов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации.

Статья 2 рассматривает структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, которая состоит из: настоящего Кодекса и федеральных законов о федеральном бюджете, о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов; муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, а также из иных законов Российской Федерации и её субъектов.

Статья 3 включает в себя нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. В них входят: указы президента Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 1; нормативно-правовые акты, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса; акты, принятые федеральными органами исполнительной власти, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса; нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальные правовые акты органов местного самоуправления.

Статья 4 предусматривает нормы международного права, которые включают международные договора Российской Федерации, применяемые к бюджетным правоотношениям.

Статья 5 описывает действие закона о бюджете во времени.

В статье 6 приведены все понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе.

В части 1 «Общие положения» бюджетного кодекса Российской Федерации глава 2 «Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» включает в себя 3 статьи.

Статья 7 описывает полномочия Российской Федерации, касающиеся бюджетных правоотношений. Причем эти полномочия делятся на 2 группы: первые связаны с определением общих принципов и основ организации и функционирования бюджетной системы на всех ее уровнях; вторые относятся непосредственно к федеральному уровню власти.

Статья 8 связана с полномочиями субъектов Российской Федерации. Все субъекты Российской Федерации имеют право на обладание собственного бюджета независимо о количества жителей, размера территории и других значимых факторов.

Последняя статья 2 части и всей 1 главы – статья 9 рассматривает бюджетные полномочия муниципальных образований, регламентирующиеся законами определенного субъекта Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами этих муниципальных образований.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» содержит 21 статью и порядка 39 приложений.

Статья 1 характеризует федеральный бюджет на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов и состоит из двух пунктов: первый определяет бюджет на 2019 год,  исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 10 414 млрд. рублей, а также уровня инфляции не выше 3,8%; второй пункт определяет бюджет на 2020 и 2021 годов, исходя из прогнозируемого

объема валового внутреннего продукта в размере 110 732,0 млрд. рублей для 2020 года и 118 409,0 млрд. рублей для 2021 года, а также инфляции не выше 3,8%. 

Статья 2 включает в себя нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2019, 2020 и 2021 года. Здесь рассматриваются доходы от федеральных налогов и сборов на территориях Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, а также доходы от уплаты акцизов на машинное топливо (автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла и др. виды топлива) по каждому из трех годов.

В статье 3 утверждаются главные администраторы доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, исходя из приложений 6 и 7 настоящего Федерального закона.

Статья 4 устанавливает особенности администрирования доходов (возврат суммы налога, уплаты процентов, авансовые платежи в счет будущих таможенных платежей, а также денежные залоги в обеспечение их уплаты) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2019 году.

В статье 5 рассматриваются особенности использования средств, которые предоставляются отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Статья 6 включает в себя бюджетные ассигнования федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. В первом абзаце статьи говорится об утверждении объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2019 год в размере 793 782 267,1 тыс. рублей, на 2020 год в размере 708 605 551,7 тыс. рублей, на 2021 год в размере 620 594 045,4 тыс. рублей. В качестве продолжения, в статье 7 рассматриваются особенности использования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности федеральных государственных органов и учреждений.

Особенности определения индивидуальных расходных обязательств Российской Федерации, а также использования бюджетных ассигнований в социальной сфере  закреплены в 8 статье. В данной статье установлены размеры: материнского капитала, прожиточного минимума пенсионеров, а также индексации пособий, должностного оклада и т.п. на 2019 год.

В статьях 9 и 10 рассматриваются, во-первых, особенности обеспечения бюджетных инвестиций негосударственным (учреждениям, унитарным предприятиям) юридическим лицам, а во-вторых, межбюджетные трансферты для бюджетов субъектов Российской Федерации и городу Байконуру.

Статья 11 описывает процесс предоставления бюджетных кредитов, предоставляемые из федерального бюджета при ограниченных бюджетных ассигнованиях. Программа обеспечения государственных финансовых и экспортных кредитов представлена в статье 12.

В 13 и 14 статьях представлена информация о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации, о внешнем и внутреннем долгах, а также о предоставлении государственных гарантий в российской валюте. Большой акцент сделан на верхних пределах долгов. Для внутреннего долга на 1 января 2020 года установлена сумма в размере 1 793 168 699,8 тыс. рублей, на 1 января 2021 года - 1 956 726 288,9 тыс. рублей,  на 1 января 2022 года - 1 986 726 288,9 тыс. рублей. А для внешнего долга, это - на 1 января 2020 года сумма в размере 23,7 млрд. долларов США (21,0 млрд. евро), на 1 января 2021 года - 26,7 млрд. долларов США (21,9 млрд. евро), и на 1 января 2022 года - 27,9 млрд. долларов США  (22,5 млрд. евро).

В статье 15 речь идет о компенсационных выплатах по гражданским сбережениям, на осуществление которых должны направить средства в размере 5 500 000,0 тыс. рублей в 2019, 2020 и 2021 годах, направляемые на погашение государственного внутреннего долга, установленного настоящим Федеральным законом.

В статьях 16 и 17 рассматриваются особенности списания различных видов задолженности перед федеральным законом в 2019 году, а также определенные операции по источникам финансирования дефицита федерального бюджета. 18 и 19 статьи включают в себя организации, которые выполняют функции агентов Правительства Российской Федерации, и особенности обслуживания Центральным Банком Российской Федерации, а также кредитными организациями счетов участников бюджетного процесса в 2019 году.

Статья 20 касается особенностей исполнения бюджета города Байконур в 2019 году. Здесь рассмотрены различные налоговые льготы, предоставляемые городу Байконур, включая сам космодром Байконур, а также регистрация юридических лиц (налогоплательщиков) на территории города.

Заключительная статья 21 устанавливает особенности исполнения федерального бюджета в 2019 году, где в пункте 1 перечислены размеры бюджетных ассигнований по разным видам подразделов на 2019, 2020 и 2021 года.

Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2019 по 2020-2021 года.

По данным Министерства финансов Российской Федерации федеральный  бюджет на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов создан в связи с проводимой антироссийской санкционной политикой и ответной экономической реакцией со стороны России, в отсутствие других геополитических потрясений и экономических шоков.

В то же время федеральный бюджет нацелен не только на то, чтобы обеспечить выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, но на то, чтобы способствовать структурным изменениям в экономике страны.

Основными элементами изменений являются:

- эффективная реализация 12 национальных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;

- реализация плана мероприятий по повышению уровня инвестиционной активности;

- пенсионная реформа, которая направлена на ускоренный рост уровня пенсионного обеспечения.

В основе федерального бюджета лежит базовый прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2019-2021 годы, учитывающий реализацию национальных целей и ключевых преимуществ на период 2024.

Нефтегазовые доходы сначала падали с 2018 по 2020 годы, затем пошли на прирост. С ненефтегазовыми доходами ситуация иная: с 2018 года по 2021 год заметно виден прирост доходов в бюджет страны, что не скажешь о расходов. Как мы можем увидеть, расходы государства с каждым годом растут, чего не скажешь о показателях профицита.

Расходы 2019 года выросли по сравнению с 2018 годом, в частности это: жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура и здравоохранение. Упад расходов из бюджета виднеется в физической культуре, СМИ и межбюджетных трансфертах общего характера. Можно также сделать вывод и о том, что общая сумма расходов 2019 года возросла на 7% по сравнению с 2018 годом. Теперь рассмотрим расходы федерального бюджета на плановые 2020 и 2021 года.

В период с 2019 по 2021 года предусматривается ежегодное увеличение расходов на финансовое обеспечение реализации национальных проектов, как уже было сказано выше, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В 2019 году они составят 9,3% от общего объема расходов федерального бюджета, а в 2020 году – 9,6% и в 2021 – 10,2%.

Предельный объем расходов федерального бюджета был сформирован исходя из бюджетного правила, согласно которому доходы от продажи нефти по цене выше 41,6 долл. за баррель нефти марки «Юралс» направляются не на расходы, а для восстановления финансовых резервов.

В 2019-2021 годах ожидается рост объема государственного долга Российской Федерации. По итогам 2019 года его объем составит 15 734,1 млрд. рублей, 2020 года – 17 618,9 млрд. рублей и 2021г года – 19 523,6 млрд. рублей, сохранившись на безопасном уровне (менее 20% ВВП).

В связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, как в последние годы, так и в прогнозируемом периоде в общем объеме государственного долга Российской Федерации будет преобладать государственный внутренний долг. Его доля составит 73,8% в 2019 году, 76,6% в 2020 году и 77,7% в 2021 году.

В 2019–2021 годах будет продолжено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации. Система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации ориентирована на необходимость обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации к получению государственных и муниципальных услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации в соответствии с установленными стандартами, в том числе в сфере социальной, медицинской помощи, образования и других сферах.

Расходы федерального бюджета формируются на основе двух главных нормативно-правовых документов: Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1988 № 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020) и федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 2021 годов» от 29.11.2018 № 459-ФЗ (последняя редакция).

Основываясь на анализе структуры и динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2019 по 2020-2021 года, ясно, что основными структурными элементами в экономике страны являются: продуктивная реализация 12 национальных проектов, комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;

Расходы бюджета 2019 года превышают расходы 2018 года, что касается плановых 2020 и 2021 годов, в эти года предусмотрен рост расходов на успешную реализацию национальных проектов, модернизации и магистрально инфраструктуры. Кроме того, ожидаются: получение максимального объема Фонда национального благосостояния за все время ее существования; и рост государственного долга Российской Федерации

 

Список литературы:
1. Федеральный закон [Электронный ресурс] : от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 2021 годов»// Консультант Плюс.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/; (Дата обращения: 12.11.2020)
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Дата обращения: 12.11.2020)
3. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: КноРус, 2018.
4. Гуринович А.Г. Своевременные новеллы в правовом регулировании бюджетного процесса федерального уровня // Право и экономика. – 2017.