Статья:

История наследственного договора в России и других странах

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Дурасов В.В. История наследственного договора в России и других странах // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84463 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

История наследственного договора в России и других странах

Дурасов Владислав Владимирович
студент, Санкт-Петербургский Государственный Университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье анализируется история наследственного договора, его конструкция в различных государствах, в том числе, в России. Рассмотрены примеры регулирования в странах германской ветви континентального права: Германии, Швейцарии, Австрии. Также осуществляется анализ наследственного договора и его истории в странах романской ветви континентального права.  В результате анализа приводятся общие признаки конструкций, а также их отличия, приводится историческое развитие наследственного договора и его особенности в российском праве.

Abstract. The article analyzes the history of the inheritance contract, its construction in various states, including Russia. The examples of regulation in the countries of the German branch of civil law are considered: Germany, Switzerland, Austria. It also analyzes the inheritance contract and its history in the countries of the Romanesque branch of civil law. As a result of the analysis, general features of structures, as well as their differences, are given, the historical development of the inheritance contract and its features in Russian law are given.

 

Ключевые слова: наследственный договор, завещание, основание наследования, наследственная масса;

Keywords: inheritance contract, testament, basis of inheritance, hereditary mass;

 

История наследственного договора берет свое начало в Европе Средних веков. Римскому праву данный институт не был знаком и, как предполагает В.О. Аболонин, не мог быть знаком. Такой вывод был сделан ввиду того, что наследственный договор ведет к ограничению свободы завещания, а этот принцип, в свою очередь, считался одним из наиболее важных в рамках римского наследственного права [1, с. 3]. Однако О. Пучков и В. Пучков, ссылаясь на труды И.Б. Новицкого и В.И. Курдиновского, считают, что все-таки история наследственного договора как особого института гражданского права уходит своими корнями в постклассический период римского частного права [2, с. 33].

В.И. Курдиновский отмечал, что по общему правилу наследственные договоры не имели юридической силы и признавались недействительными. Но в дальнейшем получило свое развитие такое основание наследования, как pactum fiduciae. За pactum fiduciae признавалась юридическая сила, как за договором, согласно которому отец семейства, эмансипирующий сына, становился по обоюдному согласию его наследником. Спустя годы сформировалось общее положение наследственного договора как «акта торжественной передачи имущества на случай смерти» [3, с. 53].

Вследствие того, что понятие наследственного договора приобрело единое представление, некоторые государства переняли в свои правопорядки данную конструкцию, адаптируя ее под собственные правовые системы. Примером таких государств служат страны германской ветви континентального права, а именно, Германия, Швейцария, Австрия и некоторые другие. В данных государствах наследственный договор представляет собой безотзывное завещательное распоряжение, возникающее в результате вступления будущего наследодателя в соглашение, определяющее судьбу наследства [4]. Но впервые все же данная конструкция появилась в германском праве с вступлением в силу Германского гражданского уложения (далее – ГГУ).

В правопорядках перечисленных государств наследственный договор занимает особое место среди других оснований наследования, имея при этом существенные отличия от них. Однако наследственный договор во всех трех странах имеет и общие признаки. Например, наследственный договор совмещает в себе общие характеристики договорной конструкции и завещания. Одностороннее расторжение таких договоров может происходить только с соблюдением формальных требований, предусмотренных законом. Соблюдение нотариальной формы обязательно при заключении наследственного договора. Предусматривается заключение как односторонних, так и двусторонних, кроме того, допускается заключение и многосторонних наследственных договоров. При заключении одностороннего договора одна сторона назначает в качестве наследника другую сторону, при заключении двустороннего договора обе стороны договариваются о назначении наследниками друг друга, а при заключении многостороннего наследственного договора обе стороны назначают наследником третье лицо [1, с. 9; 5, с.6-9; 6, с. 42-43].

Одной из аналогичных черт является возможность оспаривания действительности в судебном порядке только в тех случаях, которые предусмотрены законом, при этом перечень таких случаев является закрытым, кроме того, также предусмотрен закрытый перечень оснований для признания договора недействительным и для отмены договора сторонами. Представляется, что такое положение устанавливается для того, чтобы обеспечить соблюдение интересов всех сторон договора.

При заключении наследственного договора предусмотрена свобода распоряжения имуществом, даже если оно является предметом данного договора, однако в договоре можно предусмотреть запрет на распоряжение тем или иным имуществом (См., напр.: §2286 ГГУ) [6, с. 47].

Кроме общих признаков, законодательства вышеупомянутых государств имеют и существенные отличия. Так, правопорядок Германии не предусматривает в качестве обязательного условия заключения наследственного договора нахождение сторон в браке либо их дальнейшее вступление в брак, как это предусмотрено во Всеобщем гражданском уложении Австрии или в Швейцарском гражданском кодексе [1, с. 6-8].

Особенностью Швейцарского закона является то, что он допускает так называемый «негативный договор», то есть отказ лица от своего права наследования обязательной доли в обмен на встречное предоставление со стороны наследодателя, которое он может осуществить еще при жизни [7, с. 51].

Сегодня конструкция наследственного договора в Германии содержится в ГГУ. Наследственный договор является одним из оснований наследования, которое регулируется положениями §1941, §2274-2302 ГГУ. Определение наследственного договора содержится в §1941 ГГУ, так, наследодатель может назначить наследника по договору, а также установить отказы и возложения (договор о наследовании). Наследником (наследником по договору) или отказополучателем могут быть назначены как противоположная сторона по договору, так и третье лицо [8].

Наследодатель вправе распоряжаться имуществом, которое является предметом наследственного договора (§2286 ГГУ) [8]. При этом ГГУ предусматривает определенные правовые механизмы, обеспечивающие защиту для наследника по договору, устанавливающие обязанность для наследника не злоупотреблять своим правом на распоряжение имуществом. Например, согласно §2287 ГГУ, если наследодатель подарил свое имущество лишь с той целью, чтобы нанести ущерб наследнику по договору, то наследник после принятия наследства вправе требовать у одаряемого возврата имущества в порядке кондикционного требования [9, с. 45].[1]

Соответственно, хоть в ГГУ и написано, что право на распоряжение имуществом, являющимся предметом наследственного договора, не ограничивается, однако же фактически устанавливаются определенные ограничения и рамки для свободы распоряжения причитающимся наследнику имуществом.

Сила соглашений о будущем наследстве традиционно отрицается в странах романской ветви континентального права. Однако в целях облегчения передачи малого и среднего бизнеса было предложено допустить возможность заключения наследственных договоров. Таким образом, в Италии появился «семейный пакт», согласно которому владелец компании может при жизни с согласия супруга и других обязательных наследников передать доли участия в компании одному или нескольким потомкам за плату или бесплатно.

Согласно подходу стран общего права, наследственный договор представляет собой контракт, обязывающий наследодателя завещать контрагенту или третьему лицу (выгодоприобретателю) определенное имущество или не отменять составленное завещание. В Англии сила контракта имеет приоритет перед свободой завещания. Добровольно принятое обязательство составить определенное завещание либо не отменять, или не изменять существующее завещание, признается общим правом. Если договор будет нарушен, то контрагент имеет право на взыскание убытков в виде упущенной выгоды за счет наследственной массы. Свобода завещания уступает и праву справедливости. Лицо, обещавшее завещать имущество, не должно подводить лиц, полагавшихся и серьезно рассчитывавших на сделанное обещание (proprietary estoppel) [10, с. 65]. Соответственно, речь идет о применении эстоппеля, подразумевающего запрет противоречивости действий.

История наследственного договора для российского правопорядка началась не так давно. Ни в дореволюционное время, ни в советское время не допускалось наследование по договору, что в общем и целом имеет основания. Уже после распада СССР некоторые государства бывшего Советского Союза признали наследственный договор в качестве одного из оснований наследования (напр., Латвия и Украина).

Начиная с 2013 года, в Российской Федерации стали говорить о возможности введения конструкции наследственного договора. Депутаты О.В. Савченко и Р.С. Ильясов в июне 2013 года внесли на рассмотрение в Государственную Думу законопроект N 295719-6 «О внесении изменений в раздел V части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». Такой институт как наследственный договор должен был оградить людей пожилого возраста от недобросовестных личностей, которые заключали с пенсионерами договоры ренты в форме пожизненного содержания с иждивением, пользуясь их желанием обеспечить себе счастливую старость. Кроме того, имеющиеся на тот момент механизмы предотвращения злоупотреблений не обеспечивали должным образом защиту прав уязвимых лиц [11].

Однако в феврале 2015 года данный законопроект был снят с рассмотрения в связи с отзывом авторами, так как в проекте не раскрывается в полной мере понятие наследственного договора, а также не до конца сформулированы права и обязанности сторон, что в свою очередь могло повлечь за собой неразрешимые противоречия.

Уже в мае 2015 года в Государственную Думу РФ депутатом П.В. Крашенинниковым на рассмотрение был внесен новый законопроект N 801269-6 "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации", который послужил возобновлением попыток введения конструкции наследственного договора в российское наследственное право, однако в этот раз цели введения отличались. Согласно пояснительной записке к законопроекту потребность внесения изменений в ГК РФ возникла ввиду того, что все большее число граждан обращается к нотариусам с просьбами удостоверить договоренности с иными членами семьи, которые устанавливали бы порядок распределения наследства и содержание отдельных членов семьи после смерти наследодателя. Как раз для удовлетворения таких потребностей граждан и послужило бы введение наследственного договора [12].

Законопроект 2015 года был принят Государственной Думой РФ в I чтении, однако уже во II чтении была принята редакция законопроекта, в которой были исключены все положения, направленные на введение и урегулирование конструкции наследственного договора. Такое решение было принято ввиду того, что в законопроекте не был урегулирован порядок перехода прав на имущество после смерти наследодателя. Таким образом вновь произошел отказ от изменений, вносящих наследственный договор в российское наследственное право.

В апреле 2018 года конструкция наследственного договора прошла свою очередную и наконец успешную реинкарнацию. Вновь усилиями П.В. Крашенинникова, а также депутатов И.В. Белых, М.В. Емельянова, Ю.П. Синельщикова на рассмотрение в Государственную Думу был внесен законопроект N 451522-7 «О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации». Депутаты учли допущенные ошибки. Законопроект успешно прошел все этапы рассмотрения в Государственной Думе РФ и уже 19 июля 2017 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 19.07.2018 N 217-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации», который вступил в силу 1 июня 2019 года.

Наследственный договор в России содержит в себе признаки различных правовых систем. Например, Е. Ю. Петров и С.Л. Будылин, выделили следующие его признаки:

1) предмет договора – завещательные распоряжения будущего наследодателя, которые позволяют контрагенту наследодателя или третьему лицу (выгодоприобретателю) рассчитывать на получение имущества в порядке наследования (германский вариант);

2) обязанность контрагента наследодателя – предоставление до или после открытия наследства (украинский вариант) с возможностью заключения договора, не предусматривающего каких-либо обязанностей контрагента наследодателя (германский вариант);

3) в качестве способа защиты нарушенных прав выступает возмещение убытков в случае отказа наследодателя от договора (английский вариант) в сочетании с полной свободой прижизненного распоряжения имуществом [13, с. 607].

Современные правовые проблемы потребовали изменений, которые преодолев долгий путь, все-таки были осуществлены и нашли свое отражение в ГК РФ. Таким образом, спустя определенный период законодательных инициатив и стараний юристов, в гражданском законодательстве РФ нашла свое отражение конструкция наследственного договора.

 

Список литературы:
1. Аболонин В. О. Общая характеристика наследственного договора в праве Германии, Австрии и Швейцарии // Нотариальный вестникъ. 2010. №2. 65 с. 
2. Пучков О.А., Пучков В.О. Наследственный договор как особый институт гражданского права иностранных государств: общая характеристика и проблемы правового режима // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 3 (10). С. 34-39.
3. Курдиновский В.И. Договоры о наследовании. Записки Императорского Новороссийского Университета юридического факультета. Выпуск IX, изданный под редакцией и. д. орд. проф. А. П. Доброклонского. - Одесса: Типография «Техник», 1912. – 327 с.
4. Будылин С. Наследственный договор: новый договор с покойником // zakon.ru Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2018/7/20/nasledstvennyj_dogovor_novyj_dogovor_s_pokojnikom
5. Матвеев И. В. Наследственный договор: зарубежный опыт и перспективы появления в гражданском праве Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. № 1. С.6-9.
6. Лоренц Д. В. Договор об отчуждении имущества на случай смерти // Нотариальный вестникъ. 2015. № 5. С.40-53.
7. Бушлякова Д.В. К вопросу о проблемах применения наследственного договора в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2015. № 4 (17). С.50-52.
8. «Гражданское уложение Германии» (ГГУ) от 18.08.1896 (ред. от 02.01.2002) (с изм. и доп. по 31.03.2013) [Электронный ресурс] // consultant.ru – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=55851#05862246671775146
9. Денисова Ю.Н. Проблемы в сфере правового регулирования наследственных отношений в России и возможные пути их решения // Вестник Санкт-Петербургской академии. 2019. №4 (45). С.41-46.
10. Петров Е.Ю. Наследственное право России: состояние и перспективы развития (сравнительно-правовое исследование) [Электронное издание]. – М.: М-Логос, 2017. – 152 с.
11. Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] // consultant.ru – Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в раздел V части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"[Электронный ресурс] // consultant.ru – URL: http://www.consultant.ru
13. Наследственное право: постатейный комментарий к статьям 1110–1185, 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0] / Отв. ред. Е.Ю. Петров. – М.: М-Логос, 2018. – 656 с.

[1] Похожее регулирование устанавливается относительно завещательного отказа, содержащегося в наследственном договоре. Так, согласно §2288 ГГУ в том случае, если наследодатель уничтожил, присвоил или повредил предмет установленного по договору завещательного отказа только лишь с умыслом причинить вред отказополучателю, то взамен предмета необходимо возместить его стоимость, поскольку наследник не в состоянии исполнить завещательный отказ. Если же наследодатель произвел отчуждение либо обременил предмет с умыслом причинить вред отказополучателю, то наследник обязан приобрести этот предмет для отказополучателя либо устранить установленное обременение. См. подробнее: Лоренц Д.В. Указ. соч. С.47.