Статья:

Социальные функции юмора

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Лопанова Е.В. Социальные функции юмора // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84543 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальные функции юмора

Лопанова Екатерина Витальевна
студент, Кубанский Государственный Университет, РФ, г. Краснодар

 

Юмор по своей природе является признаком некоторого разрыва в социальной системе. Эта прерывность - вот что придает юмору его силу и, по сути, является юмором. Юмор отражает смысловой контраст между двумя несовместимыми взглядами на ситуацию. Юмор возникает из-за того, что аудитория разрешает эти два противоречивых образа разумно, учитывая искаженную логику юмора. Юмор - это загадка, проблема, которую нужно решить, чтобы появилось веселье. Однако то, что юмор можно рассматривать как несоответствие, не означает, что это единственный способ его рассмотрения. Некоторые утверждают, что одного несоответствия недостаточно для юмора, хотя большинство согласны с тем, что для того, чтобы замечание можно было считать юмористическим, должен присутствовать элемент неожиданности.

Реализация юмора приводит к 4 основным функциям юмора в общении. Две функции, как правило, объединяют коммуникаторов: функции идентификации и прояснения. Другие 2 имеют тенденцию разделять коммуникаторов: функции принуждения и дифференциации. Исследование этих функций, основанных на эффектах юмора, прояснит понимание его использования в коммуникации.

Политики особенно считают юмор полезным инструментом для объединения своей аудитории и отделения ее от оппозиции; таким образом, коммуникаторы используют юмор в различных целях. Однако аудитория или получатель сообщения определяет, как оно интерпретируется и какую фактическую функцию выполняет юмор. Коммуникаторы пытаются включить юмор в намеченные цели, стремясь осуществить желаемую функцию юмора.

Одной из основных функций юмора является создание поддержки путем идентификации коммуникаторов с их аудиторией, повышения доверия к оратору и сплоченности группы. Чувства могут безопасно передаваться с помощью юмора. Оценка чувства юмора является важной частью углубления отношений с людьми, так как взаимная неуверенность уменьшается. Эти цели достигаются, когда коммуникаторы пытаются снять напряжение с помощью юмора и заставить аудиторию почувствовать свое превосходство в том смысле, что они находятся на одном социальном уровне с говорящим. Пример могут быть ораторы, использующих самоуничижительный юмор, чтобы объединиться со своей аудиторией. Такой юмор ставит цель в обмене смыслом или точкой зрения на какой-либо вопрос. Юмор, который снижает напряженность или отождествляет говорящего с членами группы, служит для объединения аудитории с коммуникатором, поскольку они могут смеяться вместе.

Коммуникаторы также используют юмор, чтобы выразить свое мнение в запоминающихся фразах или коротких анекдотах, что приводит к прояснению вопросов или позиций. Эта стратегия не только способствует более полному запоминанию события аудиторией, но и в нынешнюю эпоху коротких звуковых отрывков на телевидении также обеспечивает фокус для освещения в СМИ. Короткая юмористическая реплика получает больше внимания в выпусках новостей на радио и телевидении, чем подробное изложение политических позиций.

Юмор, возникающий в результате игры слов, помогает прояснить социальные нормы без чувства исправления или порицания со стороны кого-либо из участников. Юмор служит для разъяснения социально ожидаемого поведения, связанного с проблемой. Социальные нормы освещаются, в то время как акцент делается на ожидаемой норме, а не на серьезности нарушения данной нормы.

Юмор позволяет коммуникатору деликатно обеспечивать соблюдение норм, уравновешивая критику, сохраняя при этом определенную степень идентификации с аудиторией. Юмор также может укреплять социальные нормы. Эти нормы формируются когнитивно как ожидания поведения. Любые отклонения от таких ожиданий могут рассматриваться как юмористические и вызывать насмешки, чтобы дисциплинировать тех, кто должным образом не соблюдает правила социальной группы.

Юмор с участием детей часто выполняет функцию принуждения, поскольку нарушения норм, которые вызывают веселое переживание, проливают свет на то, чему ребенок еще не научился. Таким образом, аудитория знакома с рассматриваемой проблемой, но есть разногласия по поводу точки зрения, что рождает юмор. Мировосприятие детей часто провоцирует создание юмора из их различных, необычных взглядов на социальные нормы и действия. Тем не менее, такие сообщения с юмором обычно указывают на необходимость исправления или усиления социальных знаний и норм.

В качестве заключительной функции коммуникаторы довольно часто используют дифференциацию, противопоставляя себя своим оппонентам, свои взгляды с взглядами оппонента, свою социальную группу с другими и так далее. Юмор призван создавать как союзы, так и различия. Политики могут использовать юмор, чтобы отличаться от других кандидатов; лидеры могут использовать юмор, чтобы отличать свою группу от других. Использование юмора может помочь говорящим выйти за пределы непосредственной ситуации и объективизировать ее, способствуя использованию разума и тем самым делая эти различия более четкими и менее окрашенными предыдущим опытом и эмоциями. Можно критиковать с юмором, высмеивая оппозицию через смех, а не через негодование, гнев или насилие. Комические насмешки могут также поддерживать идентификацию и политическое единство членов одной группы, подчеркивая при этом противоречия и различия, которые они имеют с другими.

 

Список литературы:
1. Бутенко, И.А. Юмор как предмет социологии. Социологические исследования – 1997. – № 5. – С. 135–141.
2. Луначарский, А.В. О смехе. Советский фельетон. М.: ГИХЛ, 1959. – С. 439–442.
3. Любимова, Т.Б. Комическое, его виды и жанры. М.: Знание, 1990. – 62 с.