Статья:

Студенчество средневековья

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Никонорова А.А. Студенчество средневековья // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/84703 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Студенчество средневековья

Никонорова Анна Алексеевна
магистрант, ФГБОУ ВО Поволжской государственный технологический университет, РФ, г. Йошкар-Ола

 

Университетское образование во все времена привлекало внимание педагогов ученых. Знание истории развития той или иной образовательной системы дает нам возможность для анализа современного состояния, позволяет увидеть факторы, влияющие на образование и понять, как образование влияет на нас.

Первые университеты появились в 12-13 вв. Болонье, Париже, Кембридже, Оксфорде, Лиссабоне. Они имели автономию (например, выборы ректора и деканов), ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдавал разрешение на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, учебного заведения - от налогов, др.

В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге, Пизе, Флоренции и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Некоторые университеты были большими, например, в 13 веке в Болонье обучалось до 10 тысяч человек. У знаменитого болонского профессора Ацо было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Среди студентов были люди разных национальностей, аристократы редко становились студентами. Большинство, примерно две трети, студентов были из числа обеспеченных горожан. Получить образование и стипендию могли даже дети крестьян.

Среди студентов было много монахов и клириков. Согласно папским привилегиям, клирик мог на пять лет оставить свое место службы для получения образования, при этом продолжая получать плату за свою должность. Для представителей многих орденов обучение и преподавание в университете являлись частью их службы церкви.

Отделения высшего образования от среднего не было, поэтому в университетах существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет. Средневековый университет имел ряд факультетов: юридический, медицинский, богословский, философский. Однако обучение начиналось, как правило, с подготовительного факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств» (по латыни искусства — «артес», поэтому факультет назывался артистическим). Здесь студент изучал "семь свободных искусств", включавших два цикла - “тривиум" (грамматика, риторика, диалектика) - и "квадривиум" (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Преподавание шло на латыни. Студенты изучали грамматику, риторику, диалектику (под которой подразумевалась логика); лишь после этого они переходили к арифметике, геометрии, музыке и астрономии. Только после прохождения подготовительного факультета предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. На обучение на факультете свободных искусств уходило в среднем примерно пять-семь лет. Этот срок мог быть меньше или больше в зависимости от способностей студента. Проучившийся первые 2 года получал степень бакалавра, прослушавший полный курс - степень магистра свободных искусств или право преподавать на своем факультете. Факультет Свободных искусств заканчивали примерно треть студентов.

В учебной жизни средневекового университета большое место занимали диспуты. На так называемых магистерских диспутах обучавший студентов магистр умело втягивал их в спор. Предлагая подтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, он заставлял студентов мысленно сверять эти тезисы с мнениями «отцов церкви», с постановлениями церковных соборов и папскими посланиями. Во время диспута каждому тезису противопоставлялся контртезис противника.

Обучение на других факультетах (медицинском и юридическом) тоже занимало примерно шесть лет, богословию учились минимум 8. Чаще обучение затягивалось на 15-16 лет.

Учебный год был разделен на две неравные части: большой ординарный учебный период с октября (а иногда с середины сентября до Пасхи), малый ординарный - с Пасхи до конца июня. Деление на семестры появилось позже.

Распорядок дня был примерно таким: пробуждение в 4 утра, молитва и сборы; лекции с 5 до 10, обед, обсуждение пройденного. После обеда в качестве развлечения полагалось чтение античных классиков, в час дня — снова лекции до 5 вечера. Затем ужин, занятия с репетиторами, чтение по-гречески и по-латыни. Остаток дня — музицирование и прогулки.

За счет пожертвований способным студентам предоставлялись стипендии, бесплатное жилье, стол, одежда.

Жилье студентам чаще всего доставалось плохое, на жизнь не хватало. Нередко студенты погибали на улице от голода и нищеты. Поэтому право просить милостыню на улицах города предоставили и нуждающимся школярам (до этого его имели только члены цеха нищих). Вечерами студенты собирались под окнами бюргерских домов и пели. Горожане спешили бросить в окно еду или монеты, тем самым покупая себе право на спокойный сон.

Улучшило ситуацию создание первых общежитий, предоставлявших спальное место, стол и содержание для неимущих школяров.

Со временем в общежитиях стали жить не только малоимущие, но и все школяры, т.к. проживать и питаться в бурсе, т.е. в общежитии оказалось дешевле, потому выгоду оценили и богачи.

В бурсе существовали свои строгие правила. Нельзя было покидать здание без разрешения, ночевать вне учебного заведения, носить неформенное платье, говорить не по латыни. Ношение оружия, азартные игры, общение с веселыми девицами наказывались штрафом, заключением в тюрьму или же изгнанием из университета — в зависимости от тяжести проступка.

Вывод: Средневековый университет давал возможность получить неплохое образование. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре научной и культурной жизни Европы. В них концентрировалась развитие науки того времени. Университетская среда, построенная на свободомыслии и выборности власти, способствовала формированию нового менталитета, основанного на уважении к личности человека и умению выдвигать и отстаивать в спорах новые идеи.

 

Список литературы:
1. Всемирная история. Энциклопедия. Т.1 /Глав. Ред. М. Аксенова.- М.:  «Авант +», 1997.
2. Ивановский В.Н. Народное образование и университеты в средние века // Книга для чтения по истории средних веков. Под ред П.Г. Виноградова. М.,1898. Т.4. 
3. Мир знаний. Европейская средневековая наука и образование. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://smekni.com/a/232658-4/evropeyskaya-srednevekovaya-nauka-i-obrazovanie-4/ (дата обращения 08.01.2021)