Пути улучшения таможенных процедур при таможенном регулировании внешнеэкономической деятельности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Пути улучшения таможенных процедур при таможенном регулировании внешнеэкономической деятельности
WAYS TO IMPROVE CUSTOMS PROCEDURES IN THE CUSTOMS REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
Vasilina Bondarenko
Student, Belgorod State University, Russia, Belgorod
Аннотация. С каждым годом количество перемещаемого товара через таможенную границу возрастает, что требует эффективности деятельности в области применения таможенных процедур. Таможенный контроль, по предотвращению нарушений в сфере таможенного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры, является очень важной частью в таможенном деле в целом. И как любое направление деятельности, он нуждается в развитии, потому что только совершенствование способствует повышению эффективности.
Abstract. Every year the number of goods transported across the customs border increases, which requires the effectiveness of activities in the field of customs procedures. Customs control, to prevent violations in the field of customs legislation when placing goods under customs procedures, is a very important part in the customs business as a whole. And like any activity, it needs to be developed, because only improvement contributes to increased efficiency.
Ключевые слова: таможенный контроль, таможенная процедура, совершенствование, внешнеэкономическая деятельность.
Keywords: customs control, customs procedure, improvement, foreign economic activity.
Для того, чтобы улучшить и снизить нарушения таможенного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры необходимо усовершенствовать контроль.
Совершенствование системы таможенного контроля, по предотвращению нарушений в сфере таможенного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры, выступает одной из главных задач в рамках разработки полноценного механизма таможенного администрирования. Для достижения указанной цели таможенная служба ставит перед собой следующие задачи:
– совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей проведения постконтроля;
– разработка методологической основы проведения таможенных проверок на основе методов аудита;
– развитие механизмов тесного взаимодействия таможенных органов между собой и иными государственными контролирующими органами;
На сегодняшний день в действующем таможенном законодательстве отсутствует часть нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные аспекты проведения таможенных проверок. Так, например, в 2016 году утратила силу Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденная Приказом ФТС России от 06.07.2012 №1373. А документ, который пришел бы на замену данной инструкции запущен не был. В результате этого возник вопрос, чем руководствоваться сотрудникам таможенных органов при проведения таможенных проверок.
Кроме того, в указанном документе был прописан порядок оформления результатов выездной и камеральной таможенных проверок, и особенности взаимодействия сотрудников таможенных органов внутри своего ведомства.
В результате при проведении выездных и камеральных таможенных проверок вопросы слаженности работы отдельных структурных подразделений таможенной системы остались открытыми. Закрыть этот вопрос возможно единственным способом - принять требуемые нормативно-правовые акты.
Второй актуальной проблемой выступает отсутствие единой информационной базы об участниках ВЭД, в которой могли бы размещать информацию и сотрудники таможенных органов и работники федеральной налоговой службы.
С момента отправки запроса таможенными органами в различные государственные учреждения и до момента получения информации проходит достаточно длительный срок. Повышение временных издержек может отрицательно сказаться на эффективности выявления правонарушений. Таким образом, одним из приоритетных направлений является создание единой автоматизированной информационной системы, собирающей информацию об участниках внешнеэкономической деятельности.
Доступ к данной базе должен быть обеспечен как таможенным органам, так и налоговой службе. Возможно подключение к этой системе и других министерств и ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью.
Необходимым направлением совершенствования нормативно-правовой базы является ограничение срока камеральных таможенных проверок. В настоящее время в соответствии с ч. 3 ст. 131 ТК ЕАЭС камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. Срок их проведения ограничен только сроком проведения контроля, т.е. тремя годами со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
На данный момент сроки ничем не ограничены, и чтобы они не были преувеличены, в административный регламент необходимо внести изменения. Данное ограничение сроков необходимо по причине того, что проведение камеральных таможенных проверок зачастую затягивается как раз из-за отсутствия предельных сроков их осуществления. Работа в этом направлении уже начата – на внутреннем согласовании в ФТС России в настоящее время находится предложение по утверждению нормы, ограничивающей сроки проведения камеральных проверок. Предполагается, что такое ограничение повысит эффективность проводимых камеральных проверок.
Следующая рекомендация связана с упрощением проверочных мероприятий в отношении лиц с низким уровнем риска. К таким лицам относятся участники ВЭД, к которым не применялись отдельные меры по минимизации рисков на этапе таможенного декларирования и товары которых были выпущены автоматически без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов.
Именно поэтому важным направлением оптимизации проведения контроля в отношении лиц с низким риском нарушения таможенного законодательства является разработка технологии проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений – электронных камеральных проверок.
Результатом внедрения технологии электронной камеральной проверки будет не только значительное сокращение времени проведения такой проверки в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, но и сокращение среднего времени выпуска товаров, перемещаемых данными участниками ВЭД. Совершенствование отбора объекта таможенной проверки основано на алгоритме отбора субъектов.
Алгоритм устанавливает порядок и процедуры информационно-аналитических работ, которые должны выполнять инспекторы таможенных органов при целенаправленном отборе субъектов контроля. Алгоритм отбора субъектов проверки включает несколько этапов. Первый этап предусматривает анализ общей совокупности участников внешнеторговых операций.
Данный анализ осуществляется по отдельным направлениям товаропотоков (экспорт/импорт), далее проводится структурирование участников внешнеторговых операций по группам.Второй этап предполагает создание генеральной группы участников внешнеторговой деятельности.
Генеральная группа состоит из участников внешнеторговой деятельности, выпуск товаров которых состоялся в отчетном периоде. В отношении каждого участника происходит расчет различных показателей, которые позволят осуществить анализ признаков нарушения таможенного законодательства в исследуемом периоде. Третий этап предполагает оценку рисков нарушений участников внешнеторговой деятельности при осуществлении таможенных операций.
Таким образом, описанные выше рекомендации, касающиеся совершенствования нормативно-правового, методологического и информационного обеспечения организации и проведения таможенных проверок, позволят, на наш взгляд, устранить имеющиеся недостатки и недоработки, а также повысить эффективность проводимых таможенных проверок.