Статья:

Особенности электронной коммерции, как элемента современной торговой системы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Джаппарова Н.Л. Особенности электронной коммерции, как элемента современной торговой системы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/84970 (дата обращения: 22.05.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности электронной коммерции, как элемента современной торговой системы

Джаппарова Нияра Ленмаровна
студент, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского , Институт экономики и управления, РФ, г. Симферополь

 

В современных условиях информационной эпохи для бизнеса характерен постоянный рост возможностей, что, в свою очередь, приводит к улучшению качества товаров и услуг и, как следствие, росту конкуренции в глобальных масштабах. Осуществляется постоянная модернизация бизнес-процессов, изменяются способы организации бизнеса и вводятся системы автоматизации. Сегодня электронная коммерция стала не только одним из основных направлений в экономике, но и неотъемлемой частью экономической и социальной деятельности людей. В нынешних условиях пандемии в связи с распространением короновирусной инфекции, развитие электронной коммерции предоставило возможность продолжения осуществления деятельности тысячам предприятий, а некоторым — позволило совершить успешный прорыв в бизнесе. Это обуславливает актуальность данной статьи. Цель: определение сущности и особенностей электронной коммерции, а также современных тенденций ее развития.

Исследованиями по определению сущности понятий в электронной коммерции занимались такие авторы, как В. Звасс, А. Саммер, Г. Дункан, Д. Козье, В. Триз, Л. Стюарт, и др.

Большинство исследователей под электронной коммерцией понимают любую деловую активность по купле-продаже, проводимой через Интернет, в результате которой право пользования или право собственности на товар или услугу передается от одного контрагента к другому, без необходимости непосредственного физического контакта [2]. Таким образом, под электронной коммерцией следует понимать сферу цифровой экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, которые реализуются с помощью компьютерных сетей; а также бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.

Организационно-экономические модели электронной коммерции можно представить через объекты и субъекты взаимодействия. В частности, на рынке электронной коммерции выделяют три вида субъектов: государственные учреждения, предприятия, потребители. В соответствии с типом взаимодействия этих субъектов различают и виды электронной коммерции (табл. 1).

Таблица 1.

Характеристика видов электронной коммерции

Виды

Характеристика

В2В (бизнес для бизнеса)

является средой взаимодействия между организациями, которая охватывает торгово-закупочные площадки, электронные витрины и каталоги, электронные торговые магазины, электронные биржи и аукционы

В2С (бизнес для потребителя)

является системой взаимодействия компаний с конечными потребителями в сети, то есть розничной продажей товаров и услуг физическим лицам через Интернет.

В2G (бизнес для правительства)

среда взаимодействия между юридическими лицами и государственными органами, охватывает участие в электронных торгах, выполнение государственных заказов, предоставление налоговой, статистической, таможенной и другой отчетности.

C2C (потребитель для потребителя)

устанавливает взаимодействие между Интернет-пользователями (конечными потребителями), с помощью Интернет-аукционов, которые выступают в роли посредников между покупателями и продавцами.

G2C (правительство для потребителя)

среда взаимодействия между государственными организациями и физическими лицами, охватывает системы социального обслуживания (выплаты, пособия, льготы и т. п.), системы коммунального обслуживания, юридические и информационно-справочные службы.

Источник: составлено автором по материалам [2].

 

Функционирование электронной коммерции в современной бизнес-среде оказывает довольно значительное количество преимуществ как для производителя (продавца), так и непосредственно для самого потребителя [1]:

1. Электронная коммерция дает возможность мелким производителям достигать глобального присутствия и осуществлять хозяйственную деятельность в мировом масштабе. Покупатели имеют возможность глобального выбора из всех потенциальных продавцов, предлагающих определенные товары или услуги, независимо от их географического положения.

2. Электронная коммерция дает возможность оптимизировать товарные потоки. Товары доставляются непосредственно от производителя потребителю, исключая посредническое звено в реализации.

3. Заключение сделки по электронной коммерции уменьшает затраты на обслуживание операции, что, в свою очередь, ведет к снижению цен для покупателей.

4. Инновационные бизнес-модели, такие как виртуальные предприятия, агенты, технологии, в значительной степени увеличивают эффективность коммерческой деятельности. Е-коммерция открывает возможность появления новых товаров и услуг, например, удаленные банковские, страховые, брокерские услуги

5. Используя средства электронного взаимодействия, предприятия могут получать детализированную информацию о потребности каждого потребителя и автоматически предлагать товары и услуги, в соответствии с их требованиями.

Однако, кроме указанных выше преимуществ электронная коммерция несет в себе и определенные угрозы, связанные с тем, что данная отрасль экономической деятельности способствует, прежде всего, уничтожению звена торговых посредников, возникновению трудностей по защите авторских прав и правовой неопределенности. Ключевыми тенденциями в сфере электронной коммерции на сегодняшний день являются (табл. 2).

Таблица 2.

Ключевые современные тенденции электронной коммерции

Тенденции

Характерные особенности

Существенный рост мобильного шоппинга

Электронная коммерция на данном этапе развития достигла максимального уровня доступности и простоты в совершении транзакций: для осуществления покупки достаточно сделать несколько кликов в смартфоне, имеющему подключение к сети Интернет.

Увеличение роли социальных сетей, как канала продаж.

Свою эффективность в качестве торговых площадок, социальные сети получили во время пандемии коронавируса. Использование соц. сетей позволило не только продавать товары и услуги, но и продвигать свой бренд, используя для этого различные доступные инструменты (видеоролики, текстовые посты, публикации по фото, рекламу, коллаборации с известными блогерами и т.д.).

Голосовая коммерция

Такой метод покупок постепенно превратился в тренд в основном благодаря умному динамику Echo, который был выпущен Amazon в 2014 году. Так как голосовые покупки являются не визуальным опытом, их пока используют не для поиска, а для совершения покупок на основе уже принятого решения.

Тема экологии

Современные потребители стали более осознанно относиться к тому, как их покупательское поведение влияет на окружающую среду. Бизнес должен учитывать этот тренд, убедившись, что его деятельность соответствует принятым стандартам и не вредит экологии.

Увеличение роли искусственного интеллекта

Предполагает использование автоматических маркетинговых платформ, оснащенных инструментами для создания своевременных предложений, или чат-ботов, которые мгновенно отвечают на запросы клиентов, оптимизация ценообразования и дисконтирования, а также прогнозирования дальнейшего спроса.

Развитие визуальной коммерции

Позволяет вывести маркетинг на новый уровень. Так, вместо простого использования фотографий, внедряются другие типы визуальных средств: пользовательский контент (блоги, подкасты, онлайн-площадки для размещения фото и видео, отзывы в интернете), интерактивный контент, захватывающие видео и дополненная реальность.

Источник: составлено автором.

 

Таким образом, электронная коммерция является стремительно растущей отраслью, которая быстро меняется, а ее пользователи должны быстро реагировать на последние тенденции. Осуществление онлайн-покупок выгодно как для потребителя, так и для поставщика, так как предусматривает прежде всего низкие барьеры для входа, экономию на затратах, связанных со сбытом продукции.

Чтобы вести успешную деятельность в этой сфере необходимо учитывать все факторы и тенденции ее развития. Для этого субъекты электронной коммерции должны: совершенствовать и развивать логистику, улучшать скорость и качество доставки; отслеживать появление новых мобильных приложений в сфере электронной коммерции; внедрять персонализированный сервис для определенных групп потребителей; проводить эффективную рекламу.

 

Список литературы:
1. Жамхарян Г. Г. Развитие интернет-торговли в эпоху цифровизации // Актуальные исследования. – 2020. – №10 (13). Ч.II. – С. 79–83. URL: https://apni.ru/article/854-razvitie-internet-torgovli-v-epokhu-tsifroviz (дата обращения 03.12.2020)
2. Цифровой бизнес / Китова О. В., Брускин С. Н., Дьяконова Л. П., и др. – М.: НИЦ ИНФРА-М, – 2019. – 217 с.