Статья:

Проблемы социальной защиты населения в муниципальном образовании и пути их решения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Пьяных В.П. Проблемы социальной защиты населения в муниципальном образовании и пути их решения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85114 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы социальной защиты населения в муниципальном образовании и пути их решения

Пьяных Валерия Павловна
студент, ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал, РФ, г. Липецк
Шаповалова Ирина Борисовна
научный руководитель, ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал, РФ, г. Липецк

 

PROBLEMS OF SOCIAL PROTECTION OF POPULATION IN MUNICIPAL EDUCATION AND WAYS OF THEIR SOLUTION

 

Valeriya P'yanykh

Student, FSBEI HE Russian Academy of National Economy and public service under the President of the Russian Federation, Lipetsk branch, Russia, Lipetsk

Irina Shapovalova

Scientific director, FSBEI HE Russian Academy of National Economy and public service under the President of the Russian Federation, Lipetsk branch, Russia, Lipetsk

 

Аннотация. В статье выделены проблемы социальной защиты населения в муниципальном образовании на примере города Липецка, а также предложены авторские направления их решения.

Abstract. The article highlights the problems of social protection of the population in the municipality on the example of the city of Lipetsk, and also offers the author's directions for their solution.

 

Ключевые слова: система социальной защиты, муниципальные органы власти, адресная поддержка населения, пособие для малоимущих.

Keywords: social protection system, municipal authorities, targeted support of the population, benefits for the poor.

 

Актуальность исследования определяется тем, что на сегодняшний день вопросы системы социальной защиты населения обуславливаются требованиями современного рынка и являются особенно важными в современных экономических условиях [1, с. 48]. Органом власти в Липецке, который осуществляет деятельность, направленную на реализацию механизма социальной защиты, является областное бюджетное учреждение «Центр социальной защиты населения по городу Липецку». Оно участвует в осуществлении мероприятий государственной программы «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области». Целью данной программы является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, улучшение демографической ситуации. Как считают аналитики Центра, наиболее эффективными мерами социальной под­держки малоимущих слоев населения, реализуемыми Управлением, явля­ются предоставление дифференцированной льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, 50% льготы по газификации домовладений мало­имущих многодетных семей и ряда других льгот. Значительную лепту в реализацию основных направлений социальной политики внесло внедре­ние новых информационных технологий. Благодаря этому органы соци­альной защиты Липецкой области в настоящее время успешно приме­няют систему «Электронное правительство» для предоставления государ­ствен­ных услуг в электронном виде, системы межведомственного взаимо­дейст­вия и системы универсальных электронных карт граждан.

В городе Липецке социальная защита населения реализована на основе предоставления различных мер поддержки (пособие малоимущим, многодетным семьям, пенсионерам, ветеранам и другим нуждающимся категориям граждан), социального облуживания на дому маломобильных категорий граждан, оказания реабилитационных услуг, консультаций. Для того, чтобы получить тот или иной вид помощи, человек должен заявит о своих потребностях. Именно в этом осуществляется важнейший принцип оказания социальной поддержки – заявительный характер поддержки. Его довольно сложно прогнозировать, и в связи с этим планирование реализации подпрограмм, связанных с оказанием мер социальной поддержки, входящих в указанную программу, не может быть объективно точно осуществляться. Однако, далеко не всегда оказание социальной помощи бывает эффективно, поскольку в данной сфере имеется ряд проблем. К ним, в частности, относится недостаточная величина многих видов пособий, а также бюрократизация процесса их получения.

Как показал проведенный анализ современных тенденций в системе социальной защиты населения в нашем городе, по некоторым показателям социальной поддержки населения отмечено снижение. В соответствии с информацией, предоставленной на официальном сайте ОБУ «Центр социальной защиты населения по городу Липецку», наиболее востребованными в 2017-2019 гг. были услуги: по покупке и доставке продуктов питания, помощь в приготовлении пищи, уборка помещений, оплата услуг ЖКХ,  приобретение лекарственных средств [2]. Это является негативной тенденцией. Кроме того, недостаточно высокий уровень в г. Липецке сегодня имеют меры сервисного характера, к числу которых относятся внедрение новых методов и форм социального обслуживания, обеспечение роста качества услуг социального характера, повышение квалификации специалистов, работающих с населением, в том числе с проблемными группами населения. Сегодня назрела необходимость совершенствования системы социальной защиты населения, в частности [2].

Для решения обозначенных проблем необходимо ввести социальное пособие для одной из наименее защищенных граждан – малоимущих категорий населения. Такое пособие должно быть универсальным, но  в то же время учитывать и его адресный характер распределения. Его размер должен быть основан на более эффективной методике расчета плановых показателей. В результате введения такого пособия, необходимого для малоимущих, будет во многом устранено социальное иждивенчество, так как рассчитанные показатели будут единообразны, поскольку данное пособие будет заменять несколько социальных пособий. Иными словами, для расчета данного пособия требуется разработать оптимальную методику расчета, чтобы малоимущие могли исходить из реальных, подтвержденных реально потребностей и не могли манипулировать искаженными данными. Социальный эффект от такого пособия заключается в том, чтобы действующие меры социальной поддержки были бы объединены и оптимально консолидированы. Кроме того, необходимо усовершенствовать модель адресной социальной поддержки населения. Она должна точно определять получателей помощи, быть ориентированной как на оказание дифференцированной помощи, так и на оказание услуг, а также являться активной мерой противодействия социальному иждивенчеству в случае принадлежности полу­чателей помощи к экономически активному населению.

Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что для того, чтобы каждое муниципальное образование нашей страны динамично развивалось, необходимо решать социальные проблемы населения, обеспечивать необходимый объем социальных гарантий, создавая условия для поддержания здорового образа жизни граждан и в целом стабильности в обществе. Для этого необходим эффективный механизм социальной защиты. В частности, в Липецке для решения проблем социальной защиты необходимо ввести универсальное социальное пособие для малоимущих категорий населения, а также усовершенствовать модель адресной социальной поддержки населения.

 

Список литературы:
1. Шайхулов М.А. Система социальной защиты населения: оценка эффективности и направления оптимизации // Социология власти. 2017. № 5. С. 47-53.
2. Официальный сайт ОБУ «Центр социальной защиты населения по городу Липецку». URL: http://soc48.ru