Статья:

Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности организаций

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Чесноков А.Ю. Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности организаций // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85149 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности организаций

Чесноков Александр Юрьевич
студент, Сочинский Государственный Университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности предприятии и инструменты её повышения в современных условиях. Финансовым инструментом повышения конкурентоспособности предприятия в данной статей выступает развитие внешнеэкономического потенциала предприятия  на внешнем рынке, что  в особенности является актуальным для предприятий Калининградской области. В этой связи проблема обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия является весьма значительной, поскольку она оказывает особое влияние на национальную экономику страны.

 

Ключевые слова: проблема конкурентоспособности, внешнеэкономическая деятельность, государство, экспорт, импорт, Калининградская область.

 

Конкурентоспособность — имеет отношение почти ко всем аспектам деятельности предприятия и носит универсальный характер. От того, насколько успешно решается проблема повышения конкурентоспособности организации, зависит многое в её экономической и социальной жизни, а также оказывает значительное влияние на национальную экономику государства.

Конкурентоспособность предприятий — является основой конкурентоспособности национальной экономики любой страны, поэтому эта проблема должна постоянно находиться в поле зрения органов государственного управления.

Роль государства в этих вопросах является весьма важной. Конкурентная способность субъектов хозяйствования все больше зависит не только от предприимчивости управленцев и производительности работников, но также и от функционирования территориальных общественно-хозяйственных систем и их способности к формированию современных действенных структур, которые результативно используют имеющуюся в регионе совокупность факторов производства.

Конкурентоспособность — определяется широким набором факторов, проявляющихся в таких сферах деятельности организации, как: инвестиционная, производственная, маркетинговая, финансовая и др.

Однако сферой особого внимания является область развития внешнеэкономического потенциала и повышения конкурентоспособности национальных производств. Вопрос о повышении конкурентоспособности предприятий решается главным образом в рамках осуществления таких основных операции — как экспорт и импорт.

Импорт представляет собой приобретение у иностранных контрагентов товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и т. п.) ввозом из-за границы на таможенную территорию страны-покупателя, для дальнейшего использования и/или продажи на внутреннем рынке.

Также существует понятие реимпорт – ввоз продукции, ранее вывезенных, но не переработанных.

Экспорт в буквальном смысле означает вывоз товаров и услуг из страны и является результатом достижения конкурентоспособности товара на внешнем рынке.

Осуществление экспорта, как результат достижения конкурентоспособности товара на внешнем рынке, свидетельствует одновременно об эффективной работе предприятия, как с точки зрения его контрагентов, так и с точки зрения внешнего окружения. В этом заключается двойственность экспорта с позиций его участия в обеспечении эффективной деятельности предприятия: экспорт одновременно выступает и как фактор, и как результат эффективной работы предприятия.

Формирование конкурентоспособности предприятий в процессе осуществления им внешнеэкономической деятельности невозможно без осуществления соответствующих экономических реформ, включения Российской Федерации в мировые интеграционные процессы и реализации мероприятий, осуществляемых государствам в рамках стимулирования внешнеторговой деятельности.

Основные государственные мероприятия, имеющие прямое отношение к формированию и развитию экспортного потенциала, концентрируются в основном в области содействия развитию национальной экономики путем регулирования спроса и предложения, а также защиты национального рынка от иностранной конкуренции и поддержки национальных компаний на внешних рынках, включая и меры по попущению их конкурентоспособности.

Однако внешнеэкономическая деятельность имеет свои особенности, вытекающие не только из национального законодательства, но и международных правил и норм, она опосредована множеством этапов ее осуществления и множеством исполнителей по внешнеторговой сделке.

Трудности отечественных промышленных предприятий происходят не только от многих неблагоприятных обстоятельств внутри нашей страны, но и во многом обусловлены изменениями в международном бизнесе.

В этой связи проблема обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия — является весьма актуальным.

Учитывая любую чувствительность сферы внешнеэкономического сотрудничества к внешнему влиянию, механизм согласованного развития конкурентоспособности и внешнеэкономической деятельности должен быть направлен для повышения результативности работы предприятий в новых условиях международного экономического сотрудничества, что также объективно требует проведения комплексных теоретических исследований и подкрепления их экспериментальными расчетами.

В условиях динамичного развития национальной экономики, протекающего на фоне глобальных интеграционных процессов, в которых предприятия Российской Федерации вынуждены вести конкурентную борьбу на рынке не только между собой, но и с производителями из других стран, неизбежной составляющей деятельности экономических субъектов хозяйствования становится ведение активной внешнеэкономической деятельности.

Обеспечение высокой конкурентоспособности и качества продукции связано с привлечением дополнительных финансовых средств в производство, российская промышленность ограничена в доступе к кредитному, лизинговому финансированию, финансовый рынок почти не оказывает на данные процессы влияния и работает на краткосрочные спекулятивные операции. Высокая стоимость заемного капитала ставит отечественные предприятия вне конкуренции по сравнению с зарубежными компаниями, отечественные промышленные предприятия предпочитают кредитоваться в зарубежных банках, что увеличивает внешнюю задолженность страны.

Для того, чтобы сформировать шаги конкурентной финансовой стратегии необходимо принять во внимание количество имеющихся ресурсов, принадлежность предприятия к отрасли, нормативно-правовое регулирование, жизненный цикл компании и товара, финансовое состояние конкурентов.

Важность формирования стратегии обусловлена зависимостью выбора конкурентной стратегии от оценки рисков и преимуществ в соответствии с позицией конкурентов на рынке. Далее в зависимости от выбранной стратегии можно перейти к выбору инструментов, помогающих увеличить конкурентоспособность, с учетом специфики экономики.

Удерживать соответствующий уровень конкурентоспособности и реализовывать своевременно новые идеи помогает денежный поток,

Финансирование российских предприятий банковским сектором будет возможно, когда будет создан конкурентный инвестиционный рынок, а пока доходы в основном перераспределяются в пользу кредиторов, процентная ставка по заемным ресурсам выше 18%,средний срок предлагаемых российскими банками кредитных ресурсов рассчитан не более чем на 5 лет, в то время как окупаемость инвестиционных проектов в производство происходит выше этого срока, то есть доступ к ресурсам у промышленных предприятий ограничен, модернизации технологического оборудования в отраслях экономики не происходит!

В целом проводимая промышленная политика государства слабо стимулирует отечественное производство, финансовые методы поддержки предприятий не проработаны, поэтому темпы роста промышленного производства снижаются, экономика становится зависимой от импорта продукции и оборудования, риски производителей и инвесторов при этом повышаются.

Разработка концепции повышения конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности предприятия — становится задачей номер один, однако её реализация далеко не простая. В зависимости от воздействия внешней среды, внутренних факторов, стратегических задач, индивидуальных особенностей предприятия необходимо предпринять меры по повышению конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности, которые должны включать: выбор эффективной экспортной стратегии; улучшение качества продукции; более качественного использования ресурсов; расширению ассортимента и совершенствование товарной структуры и многое другое.

От того, насколько выбранная стратегия развития и повышения конкурентоспособности предприятия будет адекватна открывающимся для неё перспективам на внешнем рынке, будет зависеть не только успешность, но и жизнеспособность предприятий в целом.

Большое количество форм финансовых инструментов конкурентоспособности - это необходимое условие системы управления финансами организации, присущее развивающейся рыночной экономике. Вторым преимуществом столь обширного выбора являются широкие возможности при принятии решений, связанных с привлечением и вложением средств, которые обеспечивают максимально устойчивую конкурентоспособность и эффективные методы влияния на нее в целом.

Осуществляя операции на финансовом рынке предприятие выбирает соответствующие финансовые инструменты их проведения. Финансовые инструменты представляют собой разнообразные обращающиеся финансовые активы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.

В условиях активного роста малых и средних предприятий рекомендуется использовать следующие предложения, базирующиеся на вышеупомянутых инструментах:

• использование базовых схем лизинга и факторинга;

• протекция государства малого и среднего бизнеса при получении доступа к выбранным ими финансовым источникам.

Таким образом, правильное использование финансовых инструментов предполагает огромное влияние на общую картину конкурентоспособности как в настоящий момент, так и в будущем.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)
3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции»
4. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 2015.- №12.- С. 47 с.
5. Васильева З. А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка/ З. А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. — № 2. – С. 87-90.
6. Гапоненко А. Конкурентоспособность хозяйственных организаций как основа социально- экономического роста // Власть. – 2016. – N 1. – С.33.
7. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: учебное пособие для вузов Пер. с англ. под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2015 г.
8. Кунаева С. Е. Стратегия торговых предприятий: учебное пособие для вузов. – М., 2014 г.
9. Муравьев А. И. Теория экономического анализа: проблемы и решения: – М.: Финансы и статистика, 2016 г.
10. Сенчагов В. К., Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России. // Бизнес и банки. 2013. № 43. – С. 35–43.
11. Семенова Е. И. Конкурентоспособность как фактор маркетинговой среды: дисс. …д-ра экон. наук. – М., 2014. – 287 с.
12. Томпсон-мл. А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / Пер. с англ. – М., 2013. – 254 с.
13. Кревенс Дэвид В. Стратегический менеджмент: Пер. с англ. – М., 2013. – 217 с.
14. Портер М. Е. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: Пер. с англ. – М., 2015. – С. 67–69.