Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности организаций
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности организаций
Аннотация. В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности предприятии и инструменты её повышения в современных условиях. Финансовым инструментом повышения конкурентоспособности предприятия в данной статей выступает развитие внешнеэкономического потенциала предприятия на внешнем рынке, что в особенности является актуальным для предприятий Калининградской области. В этой связи проблема обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия является весьма значительной, поскольку она оказывает особое влияние на национальную экономику страны.
Ключевые слова: проблема конкурентоспособности, внешнеэкономическая деятельность, государство, экспорт, импорт, Калининградская область.
Конкурентоспособность — имеет отношение почти ко всем аспектам деятельности предприятия и носит универсальный характер. От того, насколько успешно решается проблема повышения конкурентоспособности организации, зависит многое в её экономической и социальной жизни, а также оказывает значительное влияние на национальную экономику государства.
Конкурентоспособность предприятий — является основой конкурентоспособности национальной экономики любой страны, поэтому эта проблема должна постоянно находиться в поле зрения органов государственного управления.
Роль государства в этих вопросах является весьма важной. Конкурентная способность субъектов хозяйствования все больше зависит не только от предприимчивости управленцев и производительности работников, но также и от функционирования территориальных общественно-хозяйственных систем и их способности к формированию современных действенных структур, которые результативно используют имеющуюся в регионе совокупность факторов производства.
Конкурентоспособность — определяется широким набором факторов, проявляющихся в таких сферах деятельности организации, как: инвестиционная, производственная, маркетинговая, финансовая и др.
Однако сферой особого внимания является область развития внешнеэкономического потенциала и повышения конкурентоспособности национальных производств. Вопрос о повышении конкурентоспособности предприятий решается главным образом в рамках осуществления таких основных операции — как экспорт и импорт.
Импорт представляет собой приобретение у иностранных контрагентов товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и т. п.) ввозом из-за границы на таможенную территорию страны-покупателя, для дальнейшего использования и/или продажи на внутреннем рынке.
Также существует понятие реимпорт – ввоз продукции, ранее вывезенных, но не переработанных.
Экспорт в буквальном смысле означает вывоз товаров и услуг из страны и является результатом достижения конкурентоспособности товара на внешнем рынке.
Осуществление экспорта, как результат достижения конкурентоспособности товара на внешнем рынке, свидетельствует одновременно об эффективной работе предприятия, как с точки зрения его контрагентов, так и с точки зрения внешнего окружения. В этом заключается двойственность экспорта с позиций его участия в обеспечении эффективной деятельности предприятия: экспорт одновременно выступает и как фактор, и как результат эффективной работы предприятия.
Формирование конкурентоспособности предприятий в процессе осуществления им внешнеэкономической деятельности невозможно без осуществления соответствующих экономических реформ, включения Российской Федерации в мировые интеграционные процессы и реализации мероприятий, осуществляемых государствам в рамках стимулирования внешнеторговой деятельности.
Основные государственные мероприятия, имеющие прямое отношение к формированию и развитию экспортного потенциала, концентрируются в основном в области содействия развитию национальной экономики путем регулирования спроса и предложения, а также защиты национального рынка от иностранной конкуренции и поддержки национальных компаний на внешних рынках, включая и меры по попущению их конкурентоспособности.
Однако внешнеэкономическая деятельность имеет свои особенности, вытекающие не только из национального законодательства, но и международных правил и норм, она опосредована множеством этапов ее осуществления и множеством исполнителей по внешнеторговой сделке.
Трудности отечественных промышленных предприятий происходят не только от многих неблагоприятных обстоятельств внутри нашей страны, но и во многом обусловлены изменениями в международном бизнесе.
В этой связи проблема обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия — является весьма актуальным.
Учитывая любую чувствительность сферы внешнеэкономического сотрудничества к внешнему влиянию, механизм согласованного развития конкурентоспособности и внешнеэкономической деятельности должен быть направлен для повышения результативности работы предприятий в новых условиях международного экономического сотрудничества, что также объективно требует проведения комплексных теоретических исследований и подкрепления их экспериментальными расчетами.
В условиях динамичного развития национальной экономики, протекающего на фоне глобальных интеграционных процессов, в которых предприятия Российской Федерации вынуждены вести конкурентную борьбу на рынке не только между собой, но и с производителями из других стран, неизбежной составляющей деятельности экономических субъектов хозяйствования становится ведение активной внешнеэкономической деятельности.
Обеспечение высокой конкурентоспособности и качества продукции связано с привлечением дополнительных финансовых средств в производство, российская промышленность ограничена в доступе к кредитному, лизинговому финансированию, финансовый рынок почти не оказывает на данные процессы влияния и работает на краткосрочные спекулятивные операции. Высокая стоимость заемного капитала ставит отечественные предприятия вне конкуренции по сравнению с зарубежными компаниями, отечественные промышленные предприятия предпочитают кредитоваться в зарубежных банках, что увеличивает внешнюю задолженность страны.
Для того, чтобы сформировать шаги конкурентной финансовой стратегии необходимо принять во внимание количество имеющихся ресурсов, принадлежность предприятия к отрасли, нормативно-правовое регулирование, жизненный цикл компании и товара, финансовое состояние конкурентов.
Важность формирования стратегии обусловлена зависимостью выбора конкурентной стратегии от оценки рисков и преимуществ в соответствии с позицией конкурентов на рынке. Далее в зависимости от выбранной стратегии можно перейти к выбору инструментов, помогающих увеличить конкурентоспособность, с учетом специфики экономики.
Удерживать соответствующий уровень конкурентоспособности и реализовывать своевременно новые идеи помогает денежный поток,
Финансирование российских предприятий банковским сектором будет возможно, когда будет создан конкурентный инвестиционный рынок, а пока доходы в основном перераспределяются в пользу кредиторов, процентная ставка по заемным ресурсам выше 18%,средний срок предлагаемых российскими банками кредитных ресурсов рассчитан не более чем на 5 лет, в то время как окупаемость инвестиционных проектов в производство происходит выше этого срока, то есть доступ к ресурсам у промышленных предприятий ограничен, модернизации технологического оборудования в отраслях экономики не происходит!
В целом проводимая промышленная политика государства слабо стимулирует отечественное производство, финансовые методы поддержки предприятий не проработаны, поэтому темпы роста промышленного производства снижаются, экономика становится зависимой от импорта продукции и оборудования, риски производителей и инвесторов при этом повышаются.
Разработка концепции повышения конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности предприятия — становится задачей номер один, однако её реализация далеко не простая. В зависимости от воздействия внешней среды, внутренних факторов, стратегических задач, индивидуальных особенностей предприятия необходимо предпринять меры по повышению конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности, которые должны включать: выбор эффективной экспортной стратегии; улучшение качества продукции; более качественного использования ресурсов; расширению ассортимента и совершенствование товарной структуры и многое другое.
От того, насколько выбранная стратегия развития и повышения конкурентоспособности предприятия будет адекватна открывающимся для неё перспективам на внешнем рынке, будет зависеть не только успешность, но и жизнеспособность предприятий в целом.
Большое количество форм финансовых инструментов конкурентоспособности - это необходимое условие системы управления финансами организации, присущее развивающейся рыночной экономике. Вторым преимуществом столь обширного выбора являются широкие возможности при принятии решений, связанных с привлечением и вложением средств, которые обеспечивают максимально устойчивую конкурентоспособность и эффективные методы влияния на нее в целом.
Осуществляя операции на финансовом рынке предприятие выбирает соответствующие финансовые инструменты их проведения. Финансовые инструменты представляют собой разнообразные обращающиеся финансовые активы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.
В условиях активного роста малых и средних предприятий рекомендуется использовать следующие предложения, базирующиеся на вышеупомянутых инструментах:
• использование базовых схем лизинга и факторинга;
• протекция государства малого и среднего бизнеса при получении доступа к выбранным ими финансовым источникам.
Таким образом, правильное использование финансовых инструментов предполагает огромное влияние на общую картину конкурентоспособности как в настоящий момент, так и в будущем.