Статья:

Социальная инфраструктура малых городов в условиях рыночной экономики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гурчиани Д.Г. Социальная инфраструктура малых городов в условиях рыночной экономики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85227 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальная инфраструктура малых городов в условиях рыночной экономики

Гурчиани Доминика Гиглаевна
магистрант, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. Развитие социальной инфраструктуры является важным составляющим аспектом для создания комфортных условий жизнедеятельности в городе. Статья посвящена исследованию социальной инфраструктуры малых городов, различия в предоставляемых услугах, касающихся образования, здравоохранения, культуры, досуга и т. Д. Основное внимание уделяется степенью удовлетворенности условиями жизни в малых городах, социально-психологическому аспекту. Рассматриваются градообразующие и урбанистические факторы малых городов. Предлагается таблица в качестве примера по исследованию социальной инфраструктуры образования. Проведено пилотажное социологическое исследование.

Abstract. The development of social infrastructure is an important component for the creation of comfortable living conditions in the city. The article is devoted to the study of the social infrastructure of small towns, the differences in services related to education, health, culture, leisure, etc. the Main attention is paid to the degree of satisfaction with the living conditions in small towns, social and psychological aspects. The town-forming and urban factors of small towns areconsidered. The table is offered as an example on research of social infrastructure of education. A pilot sociological study was conducted.

 

Ключевые слова: город, социальный организм, социальная инфраструктура, условия жизни, проблема города, социологическое исследование города.

Keywords: city, social organism, social infrastructure, living conditions, city problem, sociological research of the city.

 

Многие научные дисциплины уделяют большое внимание изучению проблем городских поселений. В теории изучения городских образований существуют различные концепции. Для точного определения социальной инфраструктуры малых городов, в первую очередь, нужно определиться, что представляет из себя городское поселение. В социологической литературе приводится множество определений города, в основном они связаны с территориально-поселенческим планом, с жизнедеятельностью в условиях города, социокультурным феноменом. Определение понятия городского поселения обязательно должна включать в себя следующие факторы, которые раскрывают самые важные проблемы развития города:

  • критерии определения города;
  • основные факторы возникновения, тенденции развития и изменения города;
  • структура и особенности города, социальная инфраструктура как среда обитания;
  • особенности городского образа жизни;
  • влияние города на личность и на жизнь общества;
  • сущность города, что собственно делает поселения городом, в чем его назначение.

Наиболее полно эти пополнения определяются в следующих определениях:

  • Т.Лукман и П.Беиргер характеризуют город как такое социально- экономическое территориальное образование, где наиболее тесно переплетаются интересы общества, производственных учреждений и интересы самого человека как жителя;
  • Ж.Т. Тощенко следующим образом определяет понятие города – это социальная ячейка общества, которая охватывает все этапы человеческой жизни. Она должна обеспечивать такие стороны жизни, как труд, материальные и духовные потребности, образование, культура, рекреация, охрана здоровья, общественный порядок, все виды общественной жизни.

Именно город, взятый в целом является материальной основой для развития личности. Материальная составляющая и услуги, которые осуществляются на ее основе, представляют собой социальную инфраструктуру города. В силу многовекторности и отсутствия общей концептуальной системы города чаще всего описывают и изучают его в определенных ракурсах и сегментарно. Социологи используют знания о городе, накопленные урбанистикой и выделяют следующие узкодисциплинарные составляющие предмета.

Предметом изучения выделяются:

  • территориально-поселенческое понимание;
  • экологическое;
  • градостраительное;
  • психологическое;
  • историко-культурное;
  • философско-методологическое и социальное.

Для изучения социальной инфраструктуры города на первый план выступают в сочетании три момента: экологический, социально- психологический и философско-методологический.

Основными градообразующими факторами являются концентрация промышленности, наука, отдых, добыча и переработка сырья, в том числе и сельскохозяйственное производство, административно-управленческий аппарат и т.д.

Согласно градостроительному кодексу РФ в качестве главных типологических кризисов города используют его масштаб и численность населения. В зависимости от количества жителей городское население подразделяется следующим образом: сверхкрупные города (население свыше 3 млн человек); крупнейшие города (1-3 млн человек); крупные города (250-1 млн человек); большие города (100-250 тыс человек); средние города (50-200 тыс человек); малые города (до 50 тыс человек) [3.C.21].

Это деление весьма условно и его недостаточно для социальной характеристики. Но в то же время крупные, большие и малые города имеют как общие, так и специфические проблемы. Так для современных городов первостепенное значение приобретает общественная и окружающая среда, благоустройство, типы современного жилья, рациональная организация повседневной жизни и т.д. Все это может быть успешным при достаточном развитии социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура больших и малых городов различается не только масштабами, но и количеством и качеством предоставляемых услуг, на что влияет плотность населения, где явно выражается разновидность социальных групп, анонимность, наличие дистанции и формальных отношений между людьми и регулирование человеческой деятельности.

Город – это не только количественные параметры проживания и деятельности, но и собственная социальная инфраструктура, которая обеспечивает надлежащую обстановку и социокультурную атмосферу.

Город привлекает людей не только возможностью трудиться и получать средства к существованию. Помимо общих потребностей у человека есть потребность в росте и самореализации, в индивидуально-личностной среде, в социолого-психологическом комфорте, другие социально-личностные и метафизические потребности. Города конструируются людьми, исходя и собственных личностных структур, и своего понимания будущего. Понимая это, социологи разрабатывают понятия «социальная инфраструктура города», «среда обитания», «пространство социокультурной активности», «городской образ жизни». Современное развитие больших и малых городов характеризуется постепенным изменением и усложнением социальной структуры, распад патриархальной семьи, появлением новой нуклеарной семьи, появление новых производственных коллективов и разных политических сообществ, а также накопление культурных образов и моделей поведения, актуализирующих выработку новых форм и механизмов социокультурной интеграции. Меняется также социальная инфраструктура и средства коммуникаций. Современный город представляет собой социально- инфраструктурную, предметно-территориальную форму интеграции новой социальной структуры и коммуникативное пространство. Характерными чертами которого является:

  1. социокультурная гетерогенность;
  2. усиленное внимание на разнообразие и инновации;
  3. появление личностного измерения.

Для верного определения социальной инфраструктуры малых городов важно определить различия, которые существуют между малыми городами. В первом случае это те поселения, где на протяжении многих десятилетий ничего не строилось (промышленные объекты) и они как бы законсервировались в своем развитии, во втором – города, которые выполняют административно-управленческую функцию.

Во многом социальная инфраструктура таких городских образований одинаковы, но в новых экономических условиях появляются и определенные различия. В первом и втором случаях социальная инфраструктура осталось неизменной или с незначительными изменениями. Хуже обстоят дела у моногородов. При закрытии (избавлении) от непрофильных активов в таких городах происходит упадок объектов социальной инфраструктуры. Предприятия избавляются от детских садов, профилакторий, библиотек, домов культуры и т.д., а это приводит к ухудшению условий жизни в городах [2.C.63].

Для устранения таких проблем важно применять государственное регулирование и краткосрочное планирование развития социальной инфраструктуры малых городов, где должны решаться следующие задачи урбанизации:

  • развитие социальной инфраструктуры, служащие обеспечению интересов и благосостоянию жителей города;
  • привлечение инвестиций в социокультурные сферы для обеспечения привлекательности конкретной территории.

Трактуя понятие социальной инфраструктуры, следует вывод, что социальная инфраструктура это материальные объекты, которые создают условия жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.

Совершенная социальная инфраструктура способствует выработке и формированию достойных условий жизни в городском поселении.

Она во многом решает проблемы, стоящие перед городом, таких как:

  1. Создание и совершенствование механизмов распределения и перераспределения результатов труда между различными субъектами производственно-трудового процесса, районами и регионами.
  2. Создание механизмов согласования интересов местного населения и интересов экономических субъектов.
  3. Интенсивная экономическая жизнь городов обостряет проблемы личности. Например, увеличение разрыва между социально затребованными и индивидуальными способностями и интересами.
  4. Финансовый капитал усиливает концентрацию власти, а это приводит к давлению на социальную жизнь, ростом бюрократизма.
  5. Проблемы рациональной организации экономической жизни.
  6. Социальные проблемы развития социальной инфраструктуры, размещения производства: проблемы размеров города, проблемы монофункциональных и молодых город и городских районов.
  7. Проблемы социальной инфраструктуры и городской инфраструктуры: транспорта, благоустройство, жилья, рекреации и т.д.
  8. Проблемы социальной структуры занятости.
  9. Проблемы трудовой миграции и мобильности.
  10. Проблемы нормативов инфраструктурного и социального обеспечения.
  11. Проблемы соотношения естественного и искусственного: соотношение природных и техногенных компонентов среды, эстетические проблемы социогенного ландшафта.
  12. Проблемы жилища.
  13. Проблемы экологического сознания и поведения.

Жизнь горда определяется градообразующим и градообслуживающим факторами и степенью развития социальной инфраструктуры.

Градообразующие факторы - влияние промышленности, транспорта, связи, управления, науки и т.д.

С точки зрения социологии эти факторы отражают взаимодействие города и общества и предопределяют количество рабочих мест, виды приложения труда, квалификации кадров, а также социальные аспекты функционирования жителя в процессе его трудовой и повседневной жизни. Градообслуживающие факторы – наличие рабочих мест, связанных с социальной инфраструктурой и в целом со сферой социальных услуг [1.c.314].

В социальную инфраструктуру входят общественный транспорт, детские и образовательные учреждения, объекты здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, учреждения культуры, коммунальное хозяйство, внутригородская связь и т.д, то есть то, что общество дает человеку.

В настоящее время это бремя обязанностей возлагается на города, на их возможности и ресурсы, что при отсутствии четкой нормативной, правовой и финансовой базы ставит их в очень сложное положение.

Этот момент является важным для развития нашего города. Улучшение социальной инфраструктуры города видно воочию. На сегодняшний день важно уже на научной основе разработать нормы и финансовую обеспеченность развития социальной инфраструктуры города.

Если в городе нет достаточных ресурсов на развитие социальной инфраструктуры, то оно не отвечает современным требованиям к уровню развития социальной инфраструктуры города. И это приводит ухудшения социального настроения, растет количество конфликтов и претензий, снижается рождаемость, возникает диспропорция в использовании трудовых ресурсов.

Градообразующий и градообслуживающие факторы, вместе взятые представляют собой структуру мест труда, заданную социально- экономическим развитием города, его системой социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура города служит рациональной организацией жизни населения, обеспечения ее качества как определяющего фактора его функционирования.

Город и развитие социальной инфраструктуры обеспечивают такие стороны жизни, как труд, материальные и духовные потребности, образование, культура, охрана здоровья, защита окружающей среды, социальное обеспечение, общественный порядок, все виды социальной и общественной жизни.

Для успешного развития социальной инфраструктуры следует четко определить уровень обеспеченности объектами населения города и исследовать удовлетворенность жителей качеством услуг, обеспечивающих социальную инфраструктуру.

Основной целью развития инфраструктуры территорий является улучшение качества жизни населения. Перспективными направлениями развития инфраструктуры территорий являются: производственное обслуживание сельского хозяйства; научно техническое обслуживание технической базы и инновации в сфере создания, использования и поддержания в работоспособном состоянии машин и оборудования; развитие торговых и посреднических организаций, институтов рынка ресурсов; рационализация материальных потоков; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; создание и освоение общей информационной и коммуникационной среды; активизация участия финансовых и кредитных организаций в инвестиционных процессах; государственное и правовое регулирование. В сфере инженерной инфраструктуры города целесообразно проводить прогнозно-программные исследования.

Природный комплекс муниципального образования, схема его планировки и застройки оказывают значительное влияние на состав объектов градообслуживающей и социальной сфер, формирующих инфраструктуру муниципального образования, которая обеспечивает его бесперебойную жизнедеятельность.

Ведущей тенденцией развития современной цивилизации становится глобализация жизни человечества. Этот процесс «пространственного развития» осуществляется при активном участии инфраструктуры, прежде всего транспортных, энергетических, телекоммуникационных и других сетей. Их коммуникационная и интегрирующая роль подчеркивается в современных концептуальных моделях устойчивого развития мира и европейского континента, Российской Федерации. Роль инфраструктуры как организатора экономического и социального пространства определена и установками нынешней экономической программы правительства России.

 

Список литературы:
1. Габараев С. Н., Бесаева А.Г. Ошибки социального предвидения и социального прогноза//статья «Синергия наук», №6, 2018.с.312-315
2. Пирогов С.В. Социология города, М-2014
3. Тощенко И.Т. Социология, М-2015
4. Галямов Р.Р. Многонациональный город: этносоциологические очерки, Уфа 1996