Статья:

Особенности государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гурчиани Д.Г. Особенности государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85321 (дата обращения: 22.05.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в России

Гурчиани Доминика Гиглаевна
магистрант, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В статье анализируются инструменты и методы воздействия государства на развитие предпринимательства в стране. Приводится статистика прямого метода регулирования предпринимательской деятельности - лицензирования. Также перечисляются косвенные методы регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства и их влияние на функционирование организаций. Делается вывод о необходимости нахождения рационального соотношения способов прямого и косвенного воздействия государства на предпринимательскую деятельность в России.

Abstract. The article analyzes the tools and methods of state influence on the development of entrepreneurship in the country. Statistics of the direct method of regulating business activity - licensing-are provided. It also lists indirect methods of regulating business activities by the state and their impact on the functioning of organizations. It is concluded that it is necessary to find a rational balance of ways of direct and indirect influence of the state on business activity in Russia.

 

Ключевые слова: государственное регулирование предпринимательской деятельности, прямое и косвенное регулирование, лицензирование предпринимательской деятельности.

Keywords: state regulation of business activity, direct and indirect regulation, licensing of business activity.

 

От того, на какой стадии развития находится государство, от его целей, от складывающихся в мире и в самом государстве экономических и политических условий, зависит выбор методов и основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности. В России сейчас курс взят на развитие импортозамещения, путем замещения импорта товарами, произведенными внутри страны, следовательно, для развития предпринимательской деятельности актуальным является реализация следующих задач [1, с. 199]:

  1. проведение мероприятий по структурной перестройке производственной деятельности в стране, посредством развития существующих предприятий и создания новых в различных отраслях экономики;
  2. разработка направлений по поддержке и увеличению конкурентоспособности производственных предприятий и организаций, осуществляющих экспорт продукции, товаров и услуг;
  3. пересмотр и переоценка мер государственного регулирования в краткосрочной и долгосрочной перспективе, оказывающих влияние на динамику спроса на продукцию, производимую в различных отраслях экономики;
  4. поиск и оценка методов, направленных на обеспечение долгосрочного производства сырья, материалов, топлива на выгодных для страны условиях;
  5. осуществление поддержки наукоемких отраслей экономики страны.

Государство, вмешиваясь в экономическую деятельность, обеспечивает доступность продуктов социальной значимости для всего населения страны, а также поддерживает наименее развитые отрасли экономики, при этом пытается снизить уровень дифференциации между регионами и тут же борется с монополистической деятельностью на различных рынках. Но существуют и негативные последствия государственного вмешательства в российскую экономику. Это, конечно, формирование теневой экономики, а также возникновение дефицита продукции, производство которой контролируется государством, и появление узких рамок для экономических субъектов. Эти недостатки государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в стране можно предупредить с помощью правильно использованных методов. Не всегда в этом вопросе можно ориентироваться на другие страны, поэтому государство должно создавать свой особенный комплекс мер, исходя из своих специфических условий.

Экономисты по-разному рассматривают инструменты и методы воздействия государства на предпринимательство. При этом государство не должно сдерживать самостоятельное развитие экономики, а значит, степень его вмешательства в сегодняшние экономические процессы необходимо постоянно корректировать и возможно где-то уменьшать. Есть также мнение, о том, что необходимо активное участие государства в развитии экономики страны с учетом рыночных законов. Сегодня предпринимательской деятельности России необходимо существенное воздействие со стороны государства. Надо сказать, что значение прямого управленческого воздействия на предпринимательскую деятельность отходит на второй план и от строгого регулирования отношений нужно обращаться к увеличению свободы хозяйствующих субъектов. Нужно совершенствование методов воздействия на экономические процессы и именно это совершенствование и будет гарантией эффективности государственного регулирования на предпринимательскую деятельность в стране.

Применение косвенных методов регулирования предпринимателей предполагает установление гарантий и льгот для отдельных категорий предпринимателей, которых государство считает нужным поддержать в определенных условиях. Например, косвенные меры воздействия могут использоваться в отношении социально незащищенных слоев населения (безработных, молодых специалистов, многодетных и т.п.) либо предпринимателей, действующих в определенных отраслях экономики (сельское хозяйство) или в пределах определенной территории (в Республике Крым и др.). Также к мерам косвенного воздействия можно отнести налоговые льготы для некоторых категорий предпринимателей, льготное кредитование субъектов малого бизнеса, льготы и гарантии при получении указанными субъектами оборудования в лизинг и т.д.

Говоря о необходимости модернизации государственного регулирования экономики, возникает вопрос о соотношении способов прямого и косвенного воздействия государства на предпринимательскую деятельность в России. Это - увеличение количества льгот, предоставляемых предпринимателям и ещё прямое регулирование, поскольку практически все предприниматели подвергаются таким способам воздействия, как государственная регистрация, налогообложение, государственный контроль (надзор), и предприниматели проходят через процедуры лицензирования деятельности, обязательной сертификации продукции и т.д. Однако, не все предприниматели использует льготы, предлагаемые государством.

Так, например, важным изменениям подвергается один из прямых методов государственного регулирования предпринимательской деятельности — лицензирование, которое регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[3]. Лицензия, выдаваемая соответствующим государственным органом, дает хозяйствующим субъектам разрешение на осуществление указанного в ней вида деятельности при соблюдении лицензионных требований, гарантируя потребителю безопасность и качество товаров, работ, услуг, производимых (оказываемых, выполняемых) лицензиатом. Лицензирование как метод государственного регулирования известен предпринимателям, но за последнее десятилетие количество лицензируемых видов деятельности уменьшилось более чем вдвое.

По данным официальной статистики, количество действующих лицензий на конец 2018 года составило 620 тыс. лицензий, из них 264 тыс. лицензий были выданы федеральными лицензирующими органами, 356 тыс. лицензий – лицензирующими органами субъектов РФ. Если сравнивать с 2014 годом количество действующих лицензий увеличилось на 73 тыс. [1,2].

 

Рисунок 1. Количество действующих лицензий в России за 2014-2018 гг. [2]

 

Наиболее развитыми сферами лицензирования являются: образовательная и медицинская деятельность, розничная продажа алкогольной продукции, фармацевтическая деятельность и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. На эти 5 сфер приходится 384,4 тыс. действующих лицензий (62% от общего количества). В целом, в 2018 году увеличилось количество действующих лицензий в 30 сферах деятельности (в 2017 году в 41), а сократилось в 25 сферах.

В 2018 году в сравнении с 2017 годом увеличилась доля отказов в выдаче лицензии с 7,6% до 8,5% (от общего числа заявлений о предоставлении лицензии), доля отказов в переоформлении лицензии с 3,6% до 4,3% [2].

На основании этих данных лицензирующих органов можно сделать вывод о том, что лицензирование как разрешительный механизм работает и количество предпринимателей, которые получают новые лицензии, растет. Однако, пока есть и рост доли проверок, в результате которых были выявлены нарушения лицензионных требований для предпринимателей, – до 43,1% в 2018 году (в 2017 – 38,9%). Итак, методы и основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность зависят от целей и интересов государства по совершенствованию и развитию предпринимательской деятельности в стране.

В целом, для развития предпринимательства государство осуществляет достаточно много различных программ, которые сказываются на состоянии и формировании предпринимательства, а также и на всей экономической ситуации в стране. Однако прямое финансирование со стороны государства малого и среднего бизнеса постоянно в течение последних нескольких лет сокращается, и поэтому в сегодняшней экономической ситуации слабая конкуренция на внутрироссийском рынке приобретает особенную актуальность. Всё это способно дополнительно снизить уровень конкуренции в российской экономике с учетом сегодняшних мер со стороны государства по стимулированию развития предпринимательства [3, с. 30].

Увеличение прямых методов регулирования в данной сфере очевидно, тем не менее, в настоящее время функции прямого управленческого воздействия на предпринимательскую деятельность отходят на второй план и от жесткого регулирования общественных отношений в данной сфере нужно обязательно переходить к расширению свободы хозяйствующих субъектов в экономике и развитию конкуренции.

Особую роль в ряду созданных за последние годы объединений предпринимателей играют торгово-промышленные палаты, что выражено в принятии закона, определяющего статус и порядок деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации. В Законе РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» содержатся номы, определяющие основы взаимоотношений государства и торгово-промышленных палат.

Существенным правовым вопросом в рамках рассматриваемых проблем является необходимость более четкого определения правовой формы деятельности создаваемых предпринимателями объединений. Все они некоммерческие организации. Перечень организационно-правовых форм, содержащийся в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», не отражает в полной мере потребностей предпринимателей. Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) создан в форме общественной организации, а его членами являются и физические, и юридические лица, в то время как Закон «О некоммерческих организациях» в ст. 6 предусматривает, что «общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются только добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей». В функции ФАС России по осуществлению государственного контроля в сфере рекламы входят:

1) проведение плановых и внеплановых проверок субъектов рекламной деятельности на предмет соблюдения ими требований к осуществлению деятельности в сфере рекламы;

2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе;

3) возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) обращение в арбитражный суд с исковыми заявлениями и заявлениями, перечисленными в Законе о рекламе.

ФАС России осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, проводит плановые и внеплановые проверки субъектов рекламной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

ФАС России в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания.

Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

В Законе «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Уставе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации организационноправовая форма торгово-промышленных палат четко не определена. В названном Законе и уставе лишь отмечается, что Торгово-промышленная палата - негосударственная некоммерческая организация. Представляется, что отнесение торгово-промышленных палат к разновидностям ассоциаций не вполне правомерно, поскольку в соответствии со ст. 121 ГК РФ ассоциация как вид объединения создается только коммерческими организациями.

Проекты федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», к сожалению, на наш взгляд, не отвечают в полной мере необходимым требованиям. Так, в указанном проекте говорится только о лоббисте - физическом лице, осуществляющем соответствующую деятельность по лоббированию, и ничего об организациях, чаще всего занимающихся этим видом деятельности. Отсутствуют четкие границы дозволенного при лоббировании.

Одна из важнейших форм взаимодействия - участие предпринимателей в законотворческой работе через лоббирование своих интересов с использованием субъектов, осуществляющих лоббистскую деятельность. Важную роль во взаимодействии предпринимателей и государства играют также ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации. Они служат как бы промежуточным, но не лишним звеном в цепочке взаимодействия предпринимателей в конкретных регионах России с органами власти субъектов Федерации и федеральными органами власти.

 

Список литературы:
1. Давыдова Л.В., Анненкова А.А. Финансово-экономические инструменты государственного регулирования развития инновационного предпринимательства в России / Л.В. Давыдова, А.А. Анненкова // Среднерусский вестник общественных наук, 2018. № 4. С. 199.
2. Ежегодный доклад о лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации за 2018 год. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rossii_podgotovilo_ez hegodnyy_doklad_o_licenzirovanii_otdelnyh_vidov_deyatelnosti_v_rossiyskoy_federac ii_za_2018_god.html/ (дата обращения: 15.11.2019). Загл. с экрана. Яз. рус.
3. Оберт Т.Б. Меры по развитию конкуренции для функционирования предпринимательства в современной России // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт,  2018.  № 17.  С. 25-31.