Теоретические аспекты формирования технологической культуры у обучающихся
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Теоретические аспекты формирования технологической культуры у обучающихся
С введением в учебные планы школы образовательной области «Технология» появилось и выражение «технологическая культура». Этот вопрос рассматривался на II Международной конференции по технологическому образованию «Проблемы, перспективы, опыт апробации и внедрение программы «Технология» (М., 1995 г.), в решении которой была отмечена важность технологической культуры подрастающего поколения, так как это одно из условий развития личности. Современная образовательная область «Технология», нацеливает школьников на:
1. Освоение политехнических и общетрудовых знаний и умения, а самое главное владений в области технологии, экономики, изучать экологические проблемы производства и предпринимательскую деятельность;
2. Использовать максимально самостоятельно, полученные знания и умения в своей практической деятельности;
3. Уметь давать соответствующую оценку полученной информации и успешно её применить в практической деятельности;
4. Реализовывать свои потенциальные возможности, интересы и способности в познавательной деятельности.
В современном мире и обществе очень важно определить перспективу технологического образования, которое, как отмечает В.М. Жучков, может стать основными составляющими развития технологического образования:
1. Социализация школьников посредством формирования технологической культуры.
2. Развитие творческого технологического мышления у подрастающего поколения.
3. Формирование готовности к профессиональной деятельности.
Повышение уровня формирования технологической культуры у школьников естественно будет способствовать производству качественных товаров и услуг, формированию важных и ценностных ориентаций, снижению материальных, затрат государства на подготовку кадров, обучаемых к эффективной профессиональной деятельности в результате их лучшей ориентации в направлении своей будущей карьеры.
Технологическая культура - это новое отношение человечества к окружающему миру, основано на совершенствовании среды в которой обитает человек [2]. Если человек способен изменять окружающую действительность, делать мир лучше - это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура человека". В современном понимании о развитии человеческого общества имеются в виду его прогрессирующие способности, творческий подход ко всему, что его окружает, творческое самовыражение и т.д. Понятие «технологическая культура» - это олицетворение нового слоя культуры, которая указывает на высокий уровень способностей, научных знаний в осуществлении человеком технологического процесса, проекта не только в социальной, но и в производственной сферах деятельности.
Только сочетая все компоненты технологической культуры, осуществляя целостный подход к процессу ее формирования можно достигнуть высоких результатов у школьников. Большая роль в решении данной проблемы отводится учебно-воспитательному процессу в любом общеобразовательном учреждении. Конечно, в настоящее время от учителя технологии требуется применение таких методов обучения, которые дают результат, что соответствует не только требованиям к выпускнику общеобразовательной школы, но и соответствует потребностям общества, чтобы обучающийся сельской школы был конкурентоспособной личностью на рынке труда. Новое время диктует свои условия становления личности в обществе, в первую очередь учитель технологии должен осуществлять воспитание технологической культуры у обучающихся общеобразовательной школе. Все, это означает, что учитель технологии должен приобщать молодое поколение ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентировать на формирование человека новой эпохи.
В педагогической литературе и учебной практике существует понимание технологической культуры школьника или обучающегося, то есть получение им только знаний, умений и навыков в предметной области «Технология». Однако, технологическая культура школьника - означает не только обогащение научно-техническими понятиями, развитие восприятия, овладение познавательно-техническими умениями и навыками, трудовыми техническими действиями. Она характеризуется наличием сочетания осознанных, обобщенных и взаимосвязанных интеллектуальных и практических методов, операций и действий, развитием теоретических понятий и мышления теоретического типа, владением методами самоконтроля у современного обучающегося.
Технологическая культура школьника в учебном процессе формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежат взгляды на природу и общество. Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты. Технологическая культура является одной из сторон общей культуры человечества, которая многогранна. Но это важнейшая сторона – грань (технологическая культура), определяющая технический прогресс, развитие знаний и духовности, появление новых стандартов мысли и идеалов. Она должна войти как базовая составляющая в учебный и в воспитательный процесс формирования технологической и общей культуры молодого поколения, являясь основой инновационного образования, а также мировоззрения современного человека, определяющего его творческий потенциал. Культура и образование должны исключить возможность самоуничтожения народов и цивилизаций и научить людей жить в гармонии с природой. [1, с.24]
Технологическая культура включает в себя компоненты, которые непосредственно проявляются в деятельности и поведении: культура труда; культура человеческих отношений; предпринимательская культура; информационная культура; культура учреждения, его эстетика и состояние; проектная культура; экологическая культура; формирование современной личности [3]. Все выше перечисленные культуры в той или иной степени формирует учитель технологии, используя при этом большой потенциал имеющихся возможностей, а именно различные формы и методы.
В современном обществе при конкретной обстановке обязательно востребовано осознанное понимание сущности понятия технологической культуры и в тоже время нельзя говорить о единстве в этом понимании. В результате модернизации системы образования, где ее структурное и содержательное обновление рассматривается как основа модернизации общества, экономики, страны в целом, возникает необходимость изучения сущности технологической культуры.
Образовательная область «Технология», выполняя свое предназначение, вносит огромный вклад в становление личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самосовершенствованию и самообразованию. Полученные знания, умения и навыки при изучении образовательной области «Технология» создают культурные и духовные предпосылки для сохранения и развития национальных культур народов России, социально-экономического развития страны.