Статья:

Теоретические аспекты формирования технологической культуры у обучающихся

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мирошниченко Т.С. Теоретические аспекты формирования технологической культуры у обучающихся // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 3(139). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/139/85257 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические аспекты формирования технологической культуры у обучающихся

Мирошниченко Татьяна Сергеевна
магистрант Саратовского национального исследовательского государственного университет им. Н.Г.Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

С введением в учебные планы школы образовательной области «Технология» появилось и выражение «технологическая культура». Этот вопрос рассматривался на II Международной конференции по технологическому образованию «Проблемы, перспективы, опыт апробации и внедрение программы «Технология» (М., 1995 г.), в решении которой была отмечена важность технологической культуры подрастающего поколения, так как это одно из условий развития личности. Современная образовательная область «Технология», нацеливает школьников на:

1. Освоение политехнических и общетрудовых знаний и умения, а самое главное владений в области технологии, экономики, изучать экологические проблемы производства и предпринимательскую деятельность;

2. Использовать максимально самостоятельно, полученные знания и умения в своей практической деятельности;

3. Уметь давать соответствующую оценку полученной информации и успешно её применить в практической деятельности;

4. Реализовывать свои потенциальные возможности, интересы и способности в познавательной деятельности.

В современном мире и обществе очень важно определить перспективу технологического образования, которое, как отмечает В.М. Жучков, может стать основными составляющими развития технологического образования:

1. Социализация школьников посредством формирования технологической культуры.

2. Развитие творческого технологического мышления у подрастающего поколения.

3. Формирование готовности к профессиональной деятельности.

Повышение уровня формирования технологической культуры у школьников естественно будет способствовать производству качественных товаров и услуг, формированию важных и ценностных ориентаций, снижению материальных, затрат государства на подготовку кадров, обучаемых к эффективной профессиональной деятельности в результате их лучшей ориентации в направлении своей будущей карьеры.

Технологическая культура - это новое отношение человечества к окружающему миру, основано на совершенствовании среды в которой обитает человек [2]. Если человек способен изменять окружающую действительность, делать мир лучше - это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура человека". В современном понимании о развитии человеческого общества имеются в виду его прогрессирующие способности, творческий подход ко всему, что его окружает, творческое самовыражение и т.д. Понятие «технологическая культура» - это олицетворение нового слоя культуры, которая указывает на высокий уровень способностей, научных знаний в осуществлении человеком технологического процесса, проекта не только в социальной, но и в производственной сферах деятельности.

Только сочетая все компоненты технологической культуры, осуществляя целостный подход к процессу ее формирования можно достигнуть высоких результатов у школьников. Большая роль в решении данной проблемы отводится учебно-воспитательному процессу в любом общеобразовательном учреждении. Конечно, в настоящее время от учителя технологии требуется применение таких методов обучения, которые дают результат, что соответствует не только требованиям к выпускнику общеобразовательной школы, но и соответствует потребностям общества, чтобы обучающийся сельской школы был конкурентоспособной личностью на рынке труда. Новое время диктует свои условия становления личности в обществе, в первую очередь учитель технологии должен осуществлять воспитание технологической культуры у обучающихся общеобразовательной школе. Все, это означает, что учитель технологии должен приобщать молодое поколение ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентировать на формирование человека новой эпохи.

В педагогической литературе и учебной практике существует понимание технологической культуры школьника или обучающегося, то есть получение им только знаний, умений и навыков в предметной области «Технология». Однако, технологическая культура школьника - означает не только обогащение научно-техническими понятиями, развитие восприятия, овладение познавательно-техническими умениями и навыками, трудовыми техническими действиями. Она характеризуется наличием сочетания осознанных, обобщенных и взаимосвязанных интеллектуальных и практических методов, операций и действий, развитием теоретических понятий и мышления теоретического типа, владением методами самоконтроля у современного обучающегося.

Технологическая культура школьника в учебном процессе формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежат взгляды на природу и общество. Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты. Технологическая культура является одной из сторон общей культуры человечества, которая многогранна. Но это важнейшая сторона – грань (технологическая культура), определяющая технический прогресс, развитие знаний и духовности, появление новых стандартов мысли и идеалов. Она должна войти как базовая составляющая в учебный и в воспитательный процесс формирования технологической и общей культуры молодого поколения, являясь основой инновационного образования, а также мировоззрения современного человека, определяющего его творческий потенциал. Культура и образование должны исключить возможность самоуничтожения народов и цивилизаций и научить людей жить в гармонии с природой. [1, с.24]

Технологическая культура включает в себя компоненты, которые непосредственно проявляются в деятельности и поведении: культура труда; культура человеческих отношений; предпринимательская культура; информационная культура; культура учреждения, его эстетика и состояние; проектная культура; экологическая культура; формирование современной личности [3]. Все выше перечисленные культуры в той или иной степени формирует учитель технологии, используя при этом большой потенциал имеющихся возможностей, а именно различные формы и методы.

В современном обществе при конкретной обстановке обязательно востребовано осознанное понимание сущности понятия технологической культуры и в тоже время нельзя говорить о единстве в этом понимании. В результате модернизации системы образования, где ее структурное и содержательное обновление рассматривается как основа модернизации общества, экономики, страны в целом, возникает необходимость изучения сущности технологической культуры.

Образовательная область «Технология», выполняя свое предназначение, вносит огромный вклад в становление личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самосовершенствованию и самообразованию. Полученные знания, умения и навыки при изучении образовательной области «Технология» создают культурные и духовные предпосылки для сохранения и развития национальных культур народов России, социально-экономического развития страны.

 

Список литературы:
1. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы /М.: Центр «Пед. поиск», 2012 – 160с.
2. Казанский Н.Г. Дидактика. – М, 2014. – 233с.
3. Симоненко В.Д., Матяш, Н.В. // Основы технологической культуры: учебник для обучающихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 176с.