Статья:

АВА-терапия как коррекционный метод в обучении детей с РАС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Антипина Я.А., Васильева В.С. АВА-терапия как коррекционный метод в обучении детей с РАС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 4(97). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/66065 (дата обращения: 30.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АВА-терапия как коррекционный метод в обучении детей с РАС

Антипина Яна Аркадьевна
магистрант Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета, РФ, г. Челябинск
Васильева Виктория Сергеевна
декан факультета Инклюзивного и коррекционного образования, кандидат педагогических наук, доцент Южно-Уральского гуманитарно-педагогическому университета, РФ, г. Челябинск

 

Прикладной анализ поведения или ABA-терапия получил широкое распространение в начале 90-х годов, когда автором Кэтрин М. была опубликована работа «Услышать голос твой». На этапе современного инклюзивного образования существует малое количество научно доказанных методов и программ по работе с детьми с аутистическим спектром. Прикладной анализ поведения является научной дисциплиной, целью которой является изучение поведения как совокупности внешних и внутренних факторов, всех его проявлений, начиная от двигательных и заканчивая речевыми видами поведения (вербальное поведение).

В АВА-терапии на первый план выходят принципы и законы поведения, в которых определяются процессы, влияющие на поведение, а так же применение этих законов на практике. Для улучшения социализации детей с аутистическим спектром данный метод предлагает большое количество технологий, которые экспериментальным путем показывают свою эффективность и значимость [1, c. 23].

Поведение, в контексте АВА-терапии, подвержено влиянию прошлых и нынешних факторов, в совокупности с наследственностью. Такой подход позволяет комплексно оценить проявления нежелательного поведения, которое характерно для детей с аутизмом, и спланировать план эффективного вмешательства[3, c. 34].

Основным препятствием в обучении и социализации детей с аутизмом является нежелательное поведение. Различают четыре основных функции нежелательного поведения в контексте прикладного анализа:

1) избегание требований (чаще всего на занятии, когда предъявляются определенные требования, на которые ребенок показывает отказную реакцию);

2) привлечение внимания (характерно для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы);

3) самостимуляция (когда ребенок таким поведением поддерживает свою нервную систему в постоянно возбужденном состоянии и поиске сенсорных стимулов);

4) получение желаемого - доступ (в результате отсутствия у ребенка навыков просьбы) [4, c. 56].

Основным способом снижения нежелательного поведения в АВА-терапии является процедура «гашения». В момент такого поведения мы определяем, какую функцию из 4-х выше сказанных оно несет, и не убираем требования, до тех пор, пока задание не будет выполнено [4, c. 48].

Например, при предъявлении наших требований ребенок начинает все скидывать со стола и кричать. В этом случае это избегание требований. Стимул - избежать требований, реакция - плач, крик и скидывание материала, последствия - либо ребенок требований избегает, мы сдаемся, он уходит, и тем самым, закрепляя свое нежелательное поведения, чтобы в следующий раз поступить так же, либо мы не убираем требований и ребенок, выполнив задание, не закрепляет такое поведение, а вынужден вести себя иначе.

Первый этап введения программы коррекционного вмешательства это диагностический. АВА-терапист диагностирует ребенка по специально разработанной программе VB-MAPP, которая показывает актуальные навыки ребенка.

Изучению подвергаются вехи развития по уровням:

  • 1 уровень  характеризует развитие ребенка от 0 - 18 месяцев, где изучаются навыки манд-реакции (просьбы), такт-реакции (различение) и прочее.
  • 2 уровень характеризует развитие ребенка от 18 - 36 месяцев, на этом этапе изучаются иные стороны развития.
  • 3 уровень характеризует развитие от 36 - 48 месяцев соответственно [2, c. 115].

Данная диагностика позволяет наглядно увидеть «пробелы», которые имеются у ребенка. Без полноценного фундамента первых уровней, более сложные надстройки не сформируются. Если у ребенка не сформирован навык просьбы (основной навык, формирующийся через мотивацию), мы не можем требовать от него полноценного вербального общения.

Дополнением к данной диагностике служит изучение «Преград для обучения», где рассматриваются основные 24 преграды, и выявляется доминирующая, которая в большей степени влияет на трудности обучения [2, c. 117].

По результатам диагностики составляется индивидуальная программа, которая включает в себя коррекционно-развивающие занятия и обязательное подкрепление полученных навыков в обыденной жизни. Она включает в себя работу педагога, а так же включение в работу всего окружения ребенка. Работа с родителями является важнейшим критерием программы, так как в обычной жизни, именно они находятся с ребенком чаще всего и могут регулировать проявления нежелательного поведения и стимулировать вербальное поведение, через навык просьбы.

Очень важное обстоятельство использования АВА-терапии - это выбор поощрений. Чаще использует словесные поощрения («молодец, умница»), тактильные (можем пощекотать, обнять) и игровые (они являются основными). Виды деятельности на протяжении занятия четко нормированы: выполняем задание, затем следует игровой компонент. Такое взаимодействие дает ребенку возможность переключиться и менее утомляться.

В результате реализации программы АВА-терапии дети приобретают навыки усидчивости, социально-приемлемого поведения, активизируется вербальный (речевой) компонент, увеличивается познавательный интерес и развивается коллективная игра.

 

Список литературы:
1. Барбера, М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach) : Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами / Мэри Линч Барбера ; пер. с англ. Д.Г. Ромека; предисл. М. Сандберга. - 2-е изд. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. - 304 с.
2. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом : Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делани ; пер. с англ. В. Дегтяревой ; науч. ред. С. Анисимова. - 2-е изд. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2016. - 272 с.
3. Косински, К. Эрготерапия для детей с аутизмом : Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС / Кара Косински ; пер. с англ. У. Жарниковой ; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. - 192 с.
4. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА : АВА (Applied Behavior Analysis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения : 5-е изд. / Роберт Шрамм ; пер. с англ. З. Измайловой-Камар ; науч. ред. С. Анисмова. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. - 208 с.