АВА-терапия как коррекционный метод в обучении детей с РАС
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)
АВА-терапия как коррекционный метод в обучении детей с РАС
Прикладной анализ поведения или ABA-терапия получил широкое распространение в начале 90-х годов, когда автором Кэтрин М. была опубликована работа «Услышать голос твой». На этапе современного инклюзивного образования существует малое количество научно доказанных методов и программ по работе с детьми с аутистическим спектром. Прикладной анализ поведения является научной дисциплиной, целью которой является изучение поведения как совокупности внешних и внутренних факторов, всех его проявлений, начиная от двигательных и заканчивая речевыми видами поведения (вербальное поведение).
В АВА-терапии на первый план выходят принципы и законы поведения, в которых определяются процессы, влияющие на поведение, а так же применение этих законов на практике. Для улучшения социализации детей с аутистическим спектром данный метод предлагает большое количество технологий, которые экспериментальным путем показывают свою эффективность и значимость [1, c. 23].
Поведение, в контексте АВА-терапии, подвержено влиянию прошлых и нынешних факторов, в совокупности с наследственностью. Такой подход позволяет комплексно оценить проявления нежелательного поведения, которое характерно для детей с аутизмом, и спланировать план эффективного вмешательства[3, c. 34].
Основным препятствием в обучении и социализации детей с аутизмом является нежелательное поведение. Различают четыре основных функции нежелательного поведения в контексте прикладного анализа:
1) избегание требований (чаще всего на занятии, когда предъявляются определенные требования, на которые ребенок показывает отказную реакцию);
2) привлечение внимания (характерно для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы);
3) самостимуляция (когда ребенок таким поведением поддерживает свою нервную систему в постоянно возбужденном состоянии и поиске сенсорных стимулов);
4) получение желаемого - доступ (в результате отсутствия у ребенка навыков просьбы) [4, c. 56].
Основным способом снижения нежелательного поведения в АВА-терапии является процедура «гашения». В момент такого поведения мы определяем, какую функцию из 4-х выше сказанных оно несет, и не убираем требования, до тех пор, пока задание не будет выполнено [4, c. 48].
Например, при предъявлении наших требований ребенок начинает все скидывать со стола и кричать. В этом случае это избегание требований. Стимул - избежать требований, реакция - плач, крик и скидывание материала, последствия - либо ребенок требований избегает, мы сдаемся, он уходит, и тем самым, закрепляя свое нежелательное поведения, чтобы в следующий раз поступить так же, либо мы не убираем требований и ребенок, выполнив задание, не закрепляет такое поведение, а вынужден вести себя иначе.
Первый этап введения программы коррекционного вмешательства это диагностический. АВА-терапист диагностирует ребенка по специально разработанной программе VB-MAPP, которая показывает актуальные навыки ребенка.
Изучению подвергаются вехи развития по уровням:
- 1 уровень характеризует развитие ребенка от 0 - 18 месяцев, где изучаются навыки манд-реакции (просьбы), такт-реакции (различение) и прочее.
- 2 уровень характеризует развитие ребенка от 18 - 36 месяцев, на этом этапе изучаются иные стороны развития.
- 3 уровень характеризует развитие от 36 - 48 месяцев соответственно [2, c. 115].
Данная диагностика позволяет наглядно увидеть «пробелы», которые имеются у ребенка. Без полноценного фундамента первых уровней, более сложные надстройки не сформируются. Если у ребенка не сформирован навык просьбы (основной навык, формирующийся через мотивацию), мы не можем требовать от него полноценного вербального общения.
Дополнением к данной диагностике служит изучение «Преград для обучения», где рассматриваются основные 24 преграды, и выявляется доминирующая, которая в большей степени влияет на трудности обучения [2, c. 117].
По результатам диагностики составляется индивидуальная программа, которая включает в себя коррекционно-развивающие занятия и обязательное подкрепление полученных навыков в обыденной жизни. Она включает в себя работу педагога, а так же включение в работу всего окружения ребенка. Работа с родителями является важнейшим критерием программы, так как в обычной жизни, именно они находятся с ребенком чаще всего и могут регулировать проявления нежелательного поведения и стимулировать вербальное поведение, через навык просьбы.
Очень важное обстоятельство использования АВА-терапии - это выбор поощрений. Чаще использует словесные поощрения («молодец, умница»), тактильные (можем пощекотать, обнять) и игровые (они являются основными). Виды деятельности на протяжении занятия четко нормированы: выполняем задание, затем следует игровой компонент. Такое взаимодействие дает ребенку возможность переключиться и менее утомляться.
В результате реализации программы АВА-терапии дети приобретают навыки усидчивости, социально-приемлемого поведения, активизируется вербальный (речевой) компонент, увеличивается познавательный интерес и развивается коллективная игра.