Статья:

Формирование предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сайдякова Д.Н. Формирование предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(2).pdf (дата обращения: 17.10.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Сайдякова Дарья Николаевна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Сайтханов Азат Фанисович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Современные статистические данные учета детей с задержкой психического развития говорят о том, что детей с такой особенностью становится все больше и больше. В связи с этим, одной из изучаемой проблем логопедии является проблема нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности, у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Алексеева М.М., Яшина Б.И. в своей работе «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» отмечают, что словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, которая обеспечивает эффективное освоение словарного состава родного языка.

Речевая активность способствует формированию мыслительной деятельности. Одной из составляющих речи является внутренняя речь, для которой характерна совершенная предикативность. Так как предикат – это основа речи, который к тому же является одним из главных составляющих предложения, то можно предполагать, что он воздействует на мышление и на формирование связной речи.

Е.Г. Хомякова утверждает, «предикативная стадия формирования языкового сознания справедливо считается качественно новым уровнем развития интеллекта, как в филогенезе, так и в онтогенезе, доступным только человеку разумному».

А.Н Леонтьев, А.Р. Лурия, И.А. Зимняя выделяют большую роль предикату, основываясь на том, что он главная составляющая в организации синтаксических конструкций для реализации фразы в речи.

Проявление специфичности у ребенка с ЗПР выражается в низком уровне познавательной деятельности, и отражается во всех сферах его психической активности. Уровень любознательности такого ребенка ниже среднего, это проявляется в том, что он словно многого не замечает, не пытается осознать все происходящее вокруг. Это вызывается специфичностью его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы, и отражается на развитии словарного запаса.

Многие исследователи, такие как Л.С. Выготский, Т.А. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева отмечали бедность словаря, слабое понимание значения слов, а так же неумение пользоваться грамматическими категориями. Данные о специфике глагольной лексики детей с задержкой психического развития представлены в исследованиях А.Г.Зикеева, Р.И. Лалаевой, C.B. Зориной, Н.В. Серебряковой.

Опираясь на теоретические положения этих исследователей, нами было проведено экспериментальное изучение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития. В ходе исследования мы выявляли особенности формирования предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Экспериментальное исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении школе № 87 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В эксперименте участвовали учащиеся общей школы коррекционного класса, в количестве десяти детей первого класса младшего школьного возраста и имеющие заключение ПМПК задержка психического развития.

Во время изучения детям предлагались методики обследования предикативного словаря по альбому Иншаковой [4], а так же по альбому индивидуального обследования дошкольника по Т. А. Ткаченко [5]. В ходе выполнения заданий дети инструкцию воспринимали с первого раза, но имели некоторые затруднения в подборе глаголов к картинкам, быстро утомлялись и отвлекались на внешние раздражители.

В методике обследования предикативного словаря у детей младшего школьного возраста по альбому О.Б. Иншаковой детям предлагалось назвать действия людей, изображенных на картинке, и подобрать близкие по значению слова действия. В процессе выполнения этих заданий выявлены, следующие результаты: у восьмерых детей отмечается средний уровень развития предикативного словаря, а у двоих – высокий. Низкого уровня у детей по окончанию проведения этой методики обследования предикативного словаря у детей младшего школьного возраста по альбому О.Б. Иншаковой не обнаружено.

В ходе исследования по методике обследования предикативного словаря у детей младшего школьного возраста по альбому Т.А. Ткаченко мы выявили следующее: у семерых детей средний уровень развития предикативного словаря, у троих низкий, ни у одного из детей высокого уровня не было выявлено. Дети с высоким уровнем выполнения по методике обследования предикативного словаря у детей младшего школьного возраста по альбому Т.А. Ткаченко обнаружено не было.

По окончанию исследования мы обнаружили, что у большинства детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития низкий уровень сформированности объема предикативного словаря. В то же время мы видим, что дети набрали разное количество баллов. Семь детей по подсчетам имеют низкий уровень развития глагольного словаря, три ребенка из экспериментальной группы показали средний уровень сформированности предикативного словаря. Детей с низким уровнем сформированности словаря глаголов вследствие, проведенного нами исследования обнаружено не было.

Особенности формирования словаря предикатов у детей с ЗПР проявлялись в том, что большинство детей часто не могли подобрать глаголы к картинкам, которые они не наблюдают в повседневной жизни. Это говорит о том, что для таких детей намного понятнее словарь предикатов, который мы используем в обычной жизни. Частое употребление в повседневной жизни способствует лучшему запоминанию предикатов. Ребенок, услышав слово, сразу видит, что это действие означает, происходит поэтапное закрепление глагола.

У многих детей в ходе проведения методики обследования предикативного словаря у детей младшего школьного возраста по альбому Т.А. Ткаченко было выявлен недостаточный уровень сформированности предикативного словаря на тему «профессии», так как они не могли определить, чем занимается человек на картинке, какую работу он выполняет.

Таким образом, наше исследование позволило выявить, что большинство детей с задержкой психического развития имеют низкий уровень развития словаря глаголов. Это связанно с особенностями развития детей, имеющих задержку психического развития, влияющую на формирования предикативного словаря.

Выявленные недостатки говорят о том, что для формирования и расширения словарного запаса у детей с ЗПР необходимо проводить систематическую коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие связной речи, так как она является основой общения, а так же успешную социализацию ребенка, ведь именно на это направлен весь процесс обучения, ведь именно к этому стремится каждый педагог.

Именно педагог закладывает фундамент для формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, которые помогут ребенку успешно реализовать себя в обществе. Предикат – это основная составляющая этого фундамента, так необходимая для успешного формирования и развития связной речи.

 

Список литературы:
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006.
3. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие / Н.С. Жукова. - М.: Соц.- полит, журн., 1994. - 96 с.
4. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. - М.: Просвещение, 2002. – 176 с.-171 с.
5. ИНШАКОВА О.Б. АЛЬБОМ ДЛЯ ЛОГОПЕДА 2-Е ИЗД. ИСПР. И ДОПОЛН. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 279 СТР.
6. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. — 48 с. (Практическая логопедия.) ISBN 5-296-00188-5, стр. 33