Статья:

Проблема современной слушательской культуры дошкольников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Федорова Д.С. Проблема современной слушательской культуры дошкольников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 3(139). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/140/85979 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема современной слушательской культуры дошкольников

Федорова Дарья Сергеевна
магистрант, Московский Педагогический Государственный Университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье автор разбирает проблему слушательской культуры у детей дошкольного возраста и предлагает пути её решения.

 

Ключевые слова: слушательская культура, дошкольное воспитание, кружковая работа в ДОУ.

 

Музыка как область искусства обладает огромной силой влиять на человеческое тело, его чувства и эмоции. Только музыка так тонко влияет на человеческую душу, напрямую обращается к миру настроений и переживаний каждого человека. Музыка занимает особое и уникальное место в воспитании дошкольников. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет детям заниматься музыкой с первых месяцев жизни, что делает их активными помощниками в эстетическом воспитании», - пишет Н.А. Ветлугина. [1] Это связано со спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников. Его главная и важнейшая цель - развитие личности и мыслительного процесса через музыку, воспитание профессионально ориентированного слушателя.

В условиях массовой доступности информации, в век Интернета и компьютерных технологий, слушатель может открывать для себя бесконечные новые духовные горизонты духовного просветления. Но, к сожалению, массово распространяется и так называемый «музыкальный ширпотреб». Широко поддерживаемый медиаиндустрией, такой музыкальный материал начинает восприниматься людьми как эталонный образец для художественного восприятия и культурного развития. [6]

Естественно, в условиях такого музыкального воспитания, сложно говорить об истинном духовном росте человека в целом и ребенка в частности, так как маленький человек, проводя время дома, часто бывает вовлечен в процесс потребления некачественного музыкального материала.

Именно поэтому так важно воспитать такого слушателя, который будет способен отличить высокое музыкальное искусство от того материала, который в больший количествах потребляется массами, и имеет, к сожалению, очень большую популярность в современном мире.

Как говорил В.В. Медушевский: «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями» [4].

Так как период дошкольного детства считается наиболее благоприятным для развития хорошего уровня музыкального восприятия, следует именно в этом возрасте начинать прививать ребенку основы высокой культуры слушания музыки, воспитывая в малыше любовь к высоким идеалам и образцам музыкального искусства, интеллектуально просвещая и развивая дошкольника. [3, 5].

Целостный музыкальный образ является сложным для восприятия дошкольниками потому, что он имеет свои определенные особенности. Музыка - процесс, происходящий во времени, имеющий динамичную структуру, которая развивается во времени. Для детей дошкольного возраста такой образ является сложным, поскольку дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, в связи с этим малышам проще воспринимать, например, произведения изобразительного искусства. Так же у дошкольников только происходит развитие процесса преднамеренного запоминания, а объем непроизвольного внимания совсем еще мал.[2]

Так как высокое музыкальное искусство представляет собой мир сложных для понимания образов, детям необходимо оказать помощь в развитии уровня их музыкального восприятия.

Весьма продуктивным в этом отношении может оказаться идея взаимодействия литературного текста вместе с музыкальным материалом. Художественный текст более понятен малышам, так как литературный язык более конкретный и точный, чем музыкальный. В связи с этим, знакомые литературные образы могут стать необходимым ключом для понимания детьми сложного музыкального образа.

Для того, чтобы сделать классическую музыку более доступной для понимания дошкольника, следует  анализировать музыкальное произведение, опираясь на знакомые ребёнку литературные образы. Например, в рамках работы ДОО можно включить дополнительные к общим музыкальным занятия в виде кружковой работы. Даже занятия, которые проводятся один раз в неделю [7] уже помогут малышам лучше овладеть азами слушательской культуры и полюбить шедевры музыкального искусства. Например, разбирая с ребятами сказку о Снегурочке, можно говорить не только о литературном образе, русских народных сказках и культуре, но так же включать детям фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка", а изучая с дошкольниками народные сказки А. Толстого, можно слушать русскую народную музыку.

Детям приятнее и понятнее слушать и понимать музыку тогда, когда перед глазами они имеют картинку героев и знакомый им литературный подтекст. Такие занятия в рамках кружковой работы в ДОО или в рамках работы литературно-музыкального клуба выходного дня дадут ребятам отличный шанс на то, чтобы понять и всей душой полюбить музыку, пронеся это чувство через всю свою жизнь.

 

Список литературы:
1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение.1983г.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 1998. - 480с.
3. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. - М., 1997 г.;
4. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
5. Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. - М., 1993 г.
6. Рубан Т. Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольниках на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств. Диссертация
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html