Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)
Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности
Введение
Актуальность исследования.
Современная педагогика с ее ориентацией на гуманизацию образования, развивающее обучение – личностно-ориентированный подход, предполагает создание условий, способствующих развитию личности каждого ребенка, его способностей, разносторонних интересов, творческого самовыражения в разнообразных видах деятельности. Творческое развитие является приоритетным направлением современной педагогики в формировании творческого потенциала личности каждого ребенка.
Знакомство с произведениями искусства, занятия различными видами деятельности создают благоприятные условия для развития творчества детей.
С.Л. Рубинштейн указывал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определённую проблему [61].
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество — уникальность его результата [62].
Среди многочисленных игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем, в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других - персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.
Поиском путей наиболее эффективного развития творческих способностей ребенка на протяжении 20 века занимались многие психологи, ученые, педагоги (М.Арнаутов, Р. Арнхейм, Л.С.Выготский, В.А.Левин, А.Н.Лук, Б.М.Теплов, П.М. Якобсон и др.). Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребенка и его личностное качество, как естественную и необходимую для развития творческих способностей каждого дошкольника (Б.В.Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддъяков, Д,Б.Эльконин и др.).
В теории и практике дошкольного образования накоплен значительный опыт развития творчества детей в различных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Т.А.Копцева, Р.М.Чумичева, Н.П.Сакулиной, А.А.Флерина, Е.И.Васильева, Е.Г.Ковальская, А.А.Грибовская, Р.Н.Смиронова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, Е.А.Анушко, Д.Н.Колдина, И.В.Новикова, Г.С.Швайко, О.М.Дьяченко, Т.Н.Карачунская, Г.П.Есафьева и др.), в художественно-речевой (Т.А. Алиева, О.С. Ушакова, Л.Г.Горького, Л.А.Обухова, Е.И.Тихеевой, Л.М.Бороч, А.Г.Асмолов, Ф.А.Сохин, Н.Х.Швачкин, В.И.Селиверстов, Л.Е.Журова, Н.В.Дурова, Г.А.Тумакова, Д.Б.Эльконин, ), в музыкальной (Н.А.Ветлугина, И.Л.Джержинская, Л.Н.Комиссарова, О.П. Радынова, О.Л.Соболева, Ю.Е.Юцевич, Л.В.Михеева, Б.М.Теплов, Р.А.Тельчарова, Н.А.Метлов, Г.В.Лунина, Н.Г.Кононова, Э.П.Костина, Л.М.Машковцева, Д.Б.Кобалевский, М.Б.Зацепина, М.Б.Буренина, Е.К. Брыкина, В.В.Домогацких, А.Д.Войнова, Т.А.Волчанская, Л.С.Выготский, И.Л.Дзержинская, и др.).
Развитие детского творчества является одной из самых спорных и сложных комплексных проблем. Современные подходы к изучению данной проблемы характеризуются стремлением исследователей к поиску самых разнообразных эффективных путей развития творчества в условиях интеграции различных видов искусств и взаимосвязи на этой основе различных видов художественной деятельности детей.
Положительная тенденция, основанная на развитии творческой активности дошкольников, прослеживается в условиях взаимосвязи различных видов художественной деятельности: изобразительной и театрализованной, изобразительной и музыкальной, музыкальной и игровой деятельности (И.Г.Галянт, В.В. Домогацких, Е.А. Пелих, Р.М. Чумичева и др).
Несмотря на значительный вклад исследователей в изучении проблемы творчества детей дошкольного возраста, многие ее аспекты остаются изученными не в полной мере. В частности, недостаточно раскрыты вопросы организации музыкально-игровой деятельности, методы ее активизации в условиях работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу, и эстетический вкус, способствует становлению личности ребенка, формирование нравственных представлений. В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка и осуществляется оно на занятиях по изобразительному искусству и на музыкальных занятиях.
В связи с этим, возникают противоречия между:
- осознанием в теории необходимости творческого развития ребенка дошкольного возраста в различных видах художественной деятельности, в частности, музыкально-игровой, и недостаточным теоретическим обоснованием данной проблемы;
- наличием интереса педагогов практиков к развитию детского творчества и отсутствием в должной мере научно обоснованных методических рекомендаций по созданию педагогических условий для реализации творческого потенциала ребенка-дошкольника в музыкально-игровой деятельности.
В связи с этим, проблема нашего исследования состоит в изучении педагогических условий, обеспечивающих развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Целью исследования является изучение процесса развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
В качестве объекта исследования выступает педагогический процесс развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Предметом исследования являются педагогические условия и методика развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Гипотеза: мы предположили, что развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности будет происходить более успешно при следующих педагогических условиях:
-разработке методики развития творчества в музыкально-игровой деятельности на основе применения метода музыкально-творческих заданий, создания сюжетно-игровых ситуаций, инсценирования сказок;
-отборе музыкального и художественного репертуара, соответствующего задачам исследования и стимулирующего творческие проявления у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности;
-создании предметно-пространственной среды, стимулирующей творческие проявления детей в музыкально-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы проблемы развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
2.Выявить исходный уровень развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
3. Выявить педагогические условия и методику развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий и разработанной методики.
Методологической основой исследования явились положения психологии и педагогики о роли творческой активности личности, как высшей ценности развития общества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский), исследования в области психологии способностей (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов); работы в области дошкольной педагогики по проблеме развития творческих способностей (Е.А. Флёрина, Н.А. Ветлугина, И.Л.Дзержинская и др.); о роли музыкально-театрализованной деятельности в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста (О. П. Радынова, А.И. Катинене, Л.М. Машковцева).
Методы исследования:
1.Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2.Наблюдение за детьми в процессе эксперимента.
3.Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
4.Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается:
- в выявлении оптимальных педагогических условий для формирования творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности;
- в разработке и апробации методики формирования творческих способностей старших дошкольников в музыкально- игровой деятельности, которая может быть использована в практической работе ДОО.
На защиту выносятся следующие положения:
- Творчество старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности мы рассматриваем как способность создания музыкально-игрового образа на основе овладения некоторых знаний детьми дошкольного возраста 5-6 лет.
Мы представили материалы опытно экспериментальной работы по развитию творчества у детей старшего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности. В ГБОУ Школа 1874 в двух группах проводили эксперимент. Первая группа Непоседы и вторая группа Фантазеры. Группы состояли по 20 человек в каждой.
Три уровня оценки:
Высокий, средний и низкий балл.
Мы видим диаграммы ниже виден скачок детей с низкого уровня на средний и с среднего уровня на высокий. Это доказывает то, что эксперимент удался мы достигли результата. Работая с экспериментальной группой по развитию творчества посредством своей методики –это разные виды театра: театр на прищепка, театр бибабо, театр теневой, настольный театр и обыгрывание театральной сказки в данном случае «Гуси лебеди» «Три поросенка». Дети выполняли диагностические задания по трем критериям.
Наша работа состоит из содержания, введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения и список литературы и приложения.
В ходе проведений занятий мы использовали специальные методы развития в детях творчества в процессе музыкально игровой деятельности используя авторскую программу О,П,Радыновой «Музыкальные шедевры»
-игровой метод
-словестный метод
-ассоциативный метод
-метод наблюдения
-полихудожественный метод
Все методы использовались комплексно на протяжении всего цикла занятий.
В экспериментальной и контрольной группе было по 20 человек.
Рисунок 1. Экспериментальная группа
Рисунок 2. Контрольная группа
ПРИЛОЖЕНИЕ