Тайна жизни и искусства в рассказе В.М Шукшина «Солнце, старик и девушка»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(144)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(144)
Тайна жизни и искусства в рассказе В.М Шукшина «Солнце, старик и девушка»
Василий Макарович Шукшин является выдающимся писателем в 20 века, он внес в русскую литературу новшество, это новшество заключается в его талантливом описании жизненных реалий. Он является мастером рассказов, его произведения наполнены смыслом, то есть в них каждый читатель задумывается о смысле жизни, о своем месте в обществе.
В своей диссертации кандидат филологических наук Чепорнюк Елена Николаевна указывает: «…Жанровый диапазон произведений В.М. Шукшина весьма широк и разнообразен, но именно рассказы обеспечили писателю значительное место в русской литературе XX века. Исследователей творчества В.М. Шукшина по преимуществу интересовали малые эпические жанры, и до последнего времени в науке не уделялось должного внимания его романам, а обращение автора к крупной форме эпоса рассматривалось скорее как исключение из правила….» [1, с. 4], - мы согласны с этим мнением, ведь в жанре «рассказ» он добился немалых высот.
Данная работа направлена на раскрытие внутреннего мира и образов героев в его произведении «Солнце, старик и девушка». Рассказ был написан в 1963 году, выполнен с точки зрения принципов реализма. Входит в сборник «Сельские жители» 1963года.
В центре произведения два героя: 80-летний старик, который прожил долгую жизнь и 25-летняя молодая художница.
Сюжет начинается с описания заката, где случайно встретились эти герои. Девушка хочет нарисовать портрет этого старика, старик, немного подумав, соглашается. Далее происходит диалог между ними. У читателя начинается представление об их образах. Старик рассказывает о своей жизни: «…жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много – четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любят меня. По городам все теперь...» [2, с. 22]. –Здесь, каждый уже понимает, что старик пережил смерть детей, но он не жалуется на свою жизнь, он смирен с нею, старик просто приходит на это место, где он наедине с солнцем и остается наедине со своими мыслями. Да и у себя дома он никому не мешал: «…Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола.
Осторожно звякал ложкой о тарелку - старался не шуметь. Молчали. Потом укладывались спать. Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны…» [3, с. 22],- повторюсь, он не жаловался на свою жизнь, он свое прожил и понимал это. Он был лишен человеческого «внимания» от родных, выше изложенный фрагмент из текста подтверждает наши мысли. В его внутреннем мире царило спокойствие, он все помнил и все понимал, он не хотел вешать свой груз под названием «старость» на плечи других. Да, у него была хорошая память, хорошее восприятие, хоть у него руки были дряблыми, он помнил ощущение от прикосновений, недаром, когда девушка показала камень, он описал этот камень и более чем рассказал, какие еще камни бывают разные. И тем самым у девушки сложилось ощущение, что у него просто слабое зрение, хотя он был слепым. Также удивительно то, что у человека все остается в памяти до мельчайших подробностей, что, не видя ничего, он находит свою дорогу, и продолжает «видеть» то, что и раньше видел. У старика было точно такое явление, он действительно не видел, но помнил. Путь ему указывает его душа. Даже когда смотрит на солнце, не видя его, чувствует что светит солнце, чувствует лучи его на своем теле, и слышит как шумят волны, он это раньше видел и запомнил навеки. И знает в какое время солнце заходит, ведь он же не видит ничего, но чувствует душою.
То, что рассказывает старик девушке, это, возможно лишь частичка части его жизни, и много что он уносит с собой. В жизни бывает всякое, есть люди, которые перед смертью откроют всю душу, чтоб было облегчение, а есть люди, которые уносят с собой все, что было, и мы думаем, что и старик относится ко второму типу людей, ведь его внутренний мир все-таки наполовину остался тайной для девушки. Почему, уходя из жизни, за какие-то минуты раскрывать свой мир, который скрывал всю жизнь?! Возможно, он делился со своим горем только с солнцем, с рекой и совсем немного с девушкой. Это была маленькая история между солнцем, стариком и девушкой, в огромной человеческой жизни на Земле!. Но важно отметить его внутреннее смирение, его спокойствие, эти качества делают его внутренний мир –настоящим.
Имя девушки не упоминается в произведении, в рассказе образы героев раскрываются сами по себе. Есть речь героев. Опираясь на эту речь можно сделать выводы: образ девушки в рассказе раскрывается по ходу речи со стариком. В процессе чтения читатель осознает, что девушка человек с доброй душой, потому что она с незнакомым человеком начинает разговор как со старым знакомым: «Здравствуйте, дедушка», она могла бы, и назвать старика просто «старик, уважаемый пожилой», или просто спросить о его имени и звать по имени. Но она близко подпускает его к себе. Она просит разрешения для того, чтобы рисовать его, и он тоже разрешает – это говорит о хорошем воспитании, и о ее манерах. Девушка рисует всматриваясь в лицо старика сбоку, замечает лицо и руки старика в ужасных морщинах, и думает о том, какую трудную жизнь прожил этот старик, то есть она умеет размышлять, и обычно у художников внутренний мир не таков как у простых людей, она обычная как все, не кричащая на весь мир о своем таланте. Далее в процессе ознакомления с произведением мы узнаем что у нее есть амбиции, что по возвращению в свой милый город, она размышляет о том, что у нее будет много рисунков, будет и также портрет этого старика. Она размышляет о тех словах, которые скажет ее друг, «талантливый, настоящий художник» и как будет реагировать на портрет старика: «Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?» [4, с. 21]. Можно сделать вывод, что она осознает то, что ее не похвалят за работу, но она хочет показать миру эту картину о старике – это подчеркивает что ее образ в рассказе очень человечен.
После того как старик не появляется в течение нескольких дней, она находит его дом, и узнает от ее сына, о том что старик помер. И ей действительно было жалко дедушку: «…она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей…» [5, с. 25].
Все что переживает в душе сейчас эта девушка, вряд ли представил бы себе ее «настоящий, талантливый художник» и друг, вряд ли он бывал в такой ситуации, в какой сейчас эта девушка. Остается неизвестным, сумеет ли она продолжить портрет старика, опираясь на свою память и на свои внутренние чувства, возможно да, но - возможно нет. Название рассказа «Солнце, старик и девушка» говорит, что, все что произошло, осталось только между стариком, девушкой, и солнцем, который был единственным свидетелем их встречи, чувств и переживаний. В жизни и бывает такое, что, такие переживания, чувства остаются только в памяти, в самой глубине души, что это невозможно отразить на листе бумаги. Возможно, поняв это, девушка даже не попыталась довести до конца портрет старика.