Статья:

Особенности использования наглядности при развитии грамматических навыков на средней ступени обучения английскому языку

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Канаева К.В. Особенности использования наглядности при развитии грамматических навыков на средней ступени обучения английскому языку // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 10(146). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/146/88545 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности использования наглядности при развитии грамматических навыков на средней ступени обучения английскому языку

Канаева Ксения Владимировна
студент, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, РФ, г. Саранск
Варданян Людмила Валерьевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, РФ, г. Саранск

 

Аннотация. Данная статья посвящена использованию метода наглядности в достижении цели практического знания иностранного языка, а также языковой компетентности и ее составляющей – грамматики, на средней ступени обучения английскому языку. Одним из самых высокоэффективных средств развития грамматических навыков обучающихся является использование средств наглядности на уроках английского языка. В статье описывается комплекс упражнений для развития грамматических навыков на основе особенностей использования наглядности у обучающихся средних классов при обучении английскому языку.

 

Ключевые слова: Грамматический навык, грамматика, наглядность, иностранный язык, методика обучения, аспекты преподавания.

 

Грамматика является основой развития языка. Она необходима для развития всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Грамматика помогает систематизировать и закреплять словарный запас. То есть с помощью грамматических конструкций мы передаем мысли. Грамматический навык – это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить её соответственно нормам иностранного языка. Это способность извлекать из долговременной памяти грамматические средства речи [3, с. 76].

Освоение грамматических навыков проходит ряд этапов:

  1. Первый этап – подготовительный. На нем происходит знакомство с грамматическим явлением. Задача учителя в том, чтобы заинтересовать обучающихся, возбудить их интерес, внимание и активность.
  2. Элементарный этап включает в себя усвоение действий по употреблению грамматической структуры. На данном этапе происходит осмысление и запоминание образцов. Обучающиеся должны выполнять упражнения на употребление готовых словоформ или образовывать формы по образцу самостоятельно.
  3. Совмещающий этап представляет собой дальнейшее закрепление действий в условиях соотношения их с другими действиями. В упражнениях должны больше присутствовать творческие элементы.
  4. Заключительным этапом является включение новых грамматических навыков в речевую ситуацию. Обучающиеся должны использоваться данные структуры в речевой деятельности самостоятельно [4, с. 58].

В методике приняты следующие типы упражнений на формирование грамматических навыков:

  • имитационные;
  • подстановочные;
  • трансформационные [9, с. 82].

Грамматика – это способность говорящего выбирать модель, соответствующую языковой цели.  Для формирования грамматического навыка в речи выделяют следующие этапы:

1) Введение грамматических явлений. Обучающиеся знакомятся с грамматическим явлением, его формой, значением, тем, как оно употребляется в речи.

2) Изложение грамматического материала, которое должно происходить интересно, чтобы обучающиеся не отвлекались и в то же время понимали и закрепляли его. Следует вводить новый материал в виде рассказа, игры или презентации аудио или видео материала.

3) Закрепление грамматического материала важно потому, чтобы обучающиеся могли воспроизводить грамматический материал в речи. Нужно использовать различного рода упражнения на закрепление данного грамматического материала.

4) Контроль понимания изученного необходим, так как в современной школе обучающиеся сами должны формулировать грамматические правила.

5) Повторение изученного материала строится на том, чтобы обучающиеся самостоятельно выполняли задания и упражнения на данный грамматический материал.

Проанализировав методическую и педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что высокоэффективным средством развития грамматических навыков обучающихся на средней ступени обучения является использование средств наглядности на уроках английского языка. Выделяют следующие виды наглядности: картинки, таблицы, ассоциограммы, схемы, мультимедийные технологии, которые выполняют различные функции [2, с. 22].

В качестве примера рассмотрим комплекс упражнений для развития грамматических навыков. Разработанный комплекс подходит для уроков английского языка в 5 классе. В качестве основы взят учебник по английскому языку В. В. Красавиной [1].

В начале урока учителем дается необходимая лексика, а затем объяснено основное правило настоящего простого времени, а именно того, что в 3 лице единственного числа должно прибавляться окончание S к глаголам.

Затем были применены упражнения на отработку и закрепление данного правила.

Exercise 1: Put the verb in the brackets in the correct form

Rhinos_____(eat) plants.

The Bengal tiger_____(live) in India.

A lion_____(sleep) during the day.

Crocodiles______(swim) in rivers.

Elephants____(like) bananas.

Домашним заданием станет повторение грамматического правила и выполнение ряда заданий на отработку и тренировку, так как построить высказывание грамотно невозможно без знания грамматической структуры.

Подстановочные упражнения способствуют усвоению многообразия форм определенного грамматического явления за счет различного дополнения и расширения. Такой вид упражнения помогает довести отработку грамматического материала до автоматизма. Например:

Exercise 1: Using the example, rewrite the sentences:

Lena has got a cat – This is Lena’s cat.

Olya has got a friend.

The farmer has got a dog.

The pupil has got a pen.

Mr. Brown has got a house.

Exercise 2: Find relevant English sentences:

He must read a lot……   Мы обязаны ходить в школу

We must go to school…Им нельзя плавать

They must not swim……Тебе нельзя есть много конфет

You must not eat many sweets…... Он должен много читать

Exercise 3: Make your own sentences using the table,

for example: There is a lot of sweets in the box

Таблица 1.

Построение предложений

   

 

There

 

 

is

many

sweets

 

the table

milk

in

the box

 

are

much

bread

on

the glass

 

a lot of

boxes

 

the plate

ham

 

the bag

 

Трансформационные упражнения позволяют составлять из отдельных знакомых ученикам частей целые высказывания с новым содержанием, так как в естественной речи используются разнообразные грамматические явления и их сочетания. Выполнение таких упражнений формируют навык замены или сокращения грамматических структур.

Exercise 1: Put many, much, a lot of in the following sentences

1. He has got ……. sandwiches

2. The farmer has got…. flowers

3. There is……. milk in the bottle

4. I have got …. nuts

5. I eat ……. porridge in the morning.

Exercise 2: Make questions for the following sentences:

He must take the pen.

I must eat many apples.

We must run in the morning             

Разработанный комплекс упражнений по развитию грамматических навыков на основе метода наглядности позволит учителю эффективно проводить уроки. Для более качественного формирования грамматических навыков следует применять комплекс упражнений и последующий за ними контроль. Все упражнения и тестовые задания должны быть доступными и увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными. Они должны вызывать интерес у учащихся и повышать мотивацию к продолжению изучать иностранный язык.

Таким образом, применение метода наглядности на уроках английского языка повышает интерес к изучаемому языку, формирует положительную мотивацию у обучающихся на средней ступени обучения, а также с помощью этого развивает грамматические навыки. Не стоит забывать о том, что именно наглядность помогает сделать урок более живым, эмоциональным, интересным.

 

Список литературы:
1. Красавина, В. В. Английский язык. Времена и модальные глаголы. Учеб.пособие. 3-е изд., исправлен / В. В. Красавина. – Москва: Изд-во «Флинта», 2017. – 138 с. – ISBN 978-5-9765-1981-7. – Текст: непосредственный.
2. Мещерякова, Е. В. Обучение школьников английскому языку на основе предметной и образной наглядности / Е. В. Мещерякова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-1 – С. 198-201.
3. Сакаева, Л. Р. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Л. Р. Сакаева. – Казань: КФУ, 2016. – 189 с. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
4. Шамов, А.Н. Методика обучения иностранным языкам: Практикум / А.Н. Шамов. – Москва: Феникс, 2017. – 658 c. – ISBN 978-5-9765-4145-0. – Текст: непосредственный.